печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Компоненты

«Тормозная» страховка

Тормозные колодки — не простой «расходник». От их качеств существенно зависит безопасность дорожного движения. О том, какие требования предъявляются к ним и как правильно их выбирать — наш разговор.

 

К тормозным колодкам предъявляются строгие требования. Они должны обеспечивать постоянство эффективности торможения при высоких температурах. Автовладельцев интересует продолжительный срок эксплуатации, щадящее воздействие на тормозные диски, отсутствие шума.

Колодки как они есть
В современных тормозных колодках могут использоваться различные волокна: арамидные, полиакрилонитрильные (ПАН), целлюлозы и проволока. Каждое из этих волокон имеет свои особенности. Целлюлоза — горючее вещество (хлопковая целлюлоза самовоспламеняется при 420°С). Арамидное волокно дорого, боится воды и подвержено старению. Металлические волокна загрязняют диск, они жесткие, вызывают быстрый износ тормозного диска. К тому же металл хорошо проводит тепло, что может привести к закипанию тормозной жидкости в цилиндре дискового тормоза. Высокая жесткость тормозной способствует возникновению вибраций, сопровождающихся высокочастотным
шумом.
В качестве регуляторов трения используется графит и сульфиты металлов. Такие добавки, как оксид алюминия, являются модификатором трения, будучи умеренным абразивом, он изменяет коэффициент трения. Эластомеры (к примеру, NBR и SBR) обеспечивают стабильность смеси и действуют как шумопоглотительный материал. В качестве наполнителя используют барит или аналогичные вещества. Всего в со ставе фрикционного материала обычно содержится два-три десятка ингредиентов.
В последнее время на рынке устойчивым спросом стали пользоваться тормозные колодки серий Sintered, Organic и Ceramic.
Серии Sintered представляют собой соединения металлических порошков с фрикционным материалом и абразивами, смешанных таким образом, чтобы получился состав, который сохраняет свои характеристики даже при высоких температурах. В тормозных колодках с таким составом металлические порошки создают силу трения колодок при высоких температурах, фрикционный материал помогает стабилизировать тормозное усилие, а абразивы очищают диски.
Серия Organic — одна из самых популярных серий тормозных колодок. Их отличает улучшенное торможение, сниженное количество пыли, минимальный уровень шума, высокая температурная устойчивость (до 400°С). В составе колодок используются главным образом связующие смолы, металл, фрикционные материалы и абразивы. Сила трения создается металлами и смолами, фрикционные материалы и абразивы выполняют функции по очистке диска и стабилизации тормозного усилия.
Тормозные колодки хорошо ведут себя на извилистых дорогах с частыми торможениями, в то же время они ничуть не хуже работают в городских условиях и подходят для комфортной езды.
Колодки серии Ceramic со специально разработанными керамическими со ставами (иногда включают углеволокно) оптимально выполняют свою работу при температурах до 500°С. Однако некоторые из них требуют обязательного прогрева, так как рабочий диапазон температуры у них начинается с 300°С (при покупке необходимо справиться о температурных характеристиках), зато и максимальная рабочая температура данных колодок может доходить до 850°С, что позволяет использовать тормоза на максимуме возможностей.
Такие колодки имеют меньшую абразивность, что приводит к меньшему износу как тормозных дисков, так и самих колодок. Соответственно, уменьшается количество выделяемой тормозной пыли и увеличивается срок их службы.
Требования к сменным тормозным накладкам строго регламентированы. От ечественные требования соответствуют положениям Правил ЕЭК ООН № 90. Этот документ требует одинакового качества между оригинальной тормозной колодкой и сменной и устанавливает ряд критериев: на упаковке комплекта должно быть нанесено наименование предприятия-изготовителя или его торговая марка; тормозные колодки должны продаваться комплектами на ось; комплект должен содержаться в опечатанной упаковке, позволяющей обнаружить сле ды предыдущего вскрытия. Кроме наименования предприятия-изготовителя на упаковке должно быть указано количество накладок, марка и тип, транспортные средства/оси/тормоза, для использования на которых содержимое упаковки имеет официальное утверждение.
На каждой сменной тормозной колодке или накладке должен быть нанесен знак официального утвержде ния, дата изготовления (по крайней мере, месяц и год), мар ка и тип.
Сами сменные тормозные колодки должны быть разработаны и сконструированы таким образом, чтобы при замене первоначально установленной тормозная эффективность этого транспортного средства не изменилась, иметь динамические фрикционные характеристики, аналогичные первоначальной тормозной накладке. Эти характеристики доказываются в ходе испытания в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 13.
Однако то, что можно увидеть сегодня на полках магазинов, торгующих запасными частями, не всег да полностью соответствует требованию стандартов.

 

Реалии жизни
Последнее утверждение ни в коей мере не относится к именитым производителям. Старейший из них скрывается под брендом Ferodo. Название фирмы Ferodo, ltd. в 20-е годы прошлого века становится нарицательным благодаря удачному материалу фрикционных обшивок, как их называли в отечественных технических кругах того времени. В настоящее время торговое название Ferodo принадлежит американской Federal-Mogul Corp.
В магазинах имеются различные типы тормозных колодок Ferodo. Серия PRIMIER поставляется на конвейер. Колодки DS PERFORMANCE (FDS) предназначены для водителей, предпочитающих жесткий, спортивный стиль езды. Эти колодки сохраняют требуемую эффективность торможения от 150 до 650°С. FERODO TARGET (TAR) и SL (FSL) — эти серии тормозных колодок были разработаны с учетом требований рынка запчастей, где важным качеством является низкая цена. FERODO RACING — тормозные колодки для автоспорта.
Другой европейский гигант — фирма ATE — была основана в 1906 году. В настоящее время бренд АТЕ принадлежит корпорации Continental. С 1 апреля 2011 года АТЕ (Continental Teves AG & Co. oHG) производит новые керамические тормозные колодки с низким уровнем образования пыли. В результате не нужно мыть обода. Данные колодки относятся к верхней ценовой категории.
Брендом Lucas, после приобретения этой британской марки в 1999 году, владеет американская компания TRW Automotive. Она представлена в России немецким акционерным обществом TRW KFZ Ausruestung GmbH. Преимуществом колодок Lucas является то, что они изготавливаются из фрикционной смеси на кремниевой основе, при этом в их состав не входит медь.
На отечественном рынке тормозных колодок широко представлена продукция компании Allied Nippon Ltd. из Индии. Этот производитель появился в качестве совместного предприятия индийской компании Talwar Group и японской Japan Brake Industrial Co. Ltd. Товары компании экспортируются в более чем 40 стран. Они используются также для грузовиков (барабанные колодки) и мотоциклов. Колодки Allied Nippon разработаны с применением японских технологий в собственной лаборатории и производятся на собственном производстве.
Под брендом Finwhale тормозные колодки выпускает компания Grunntech GmbH с головным офисом в городе Мангейм (Германия), являющаяся дочерним предприятием компании Grunntech Holding AG (Швейцария). В России торговая марка Finwhale была зарегистрирована в 1997 году. Московское представительство FINWHALE Europe Ltd («Финвал Европа Лимитед»), открытое в 2010 году, имеет кипрскую прописку. Естественно, что при таком раскладе информация о предприятии-изготовителе уходит в тень, а на первое место выходит бренд.
Так, автокомпоненты под брендом TRIALLI производят на 32 заводах в Европе. Четырнадцать из них являются поставщиками на конвейеры, остальные 18 предприятий поставляют продукцию исключительно на рынок автозапчастей. Слово TRIALLI образовано как сокращение от ита льянского Trìplice Alleanza — союз независимых предприятий, выпускающих продукцию под единым брендом. В TRIALLI входят два литейных завода, завод по производству фрикционных материалов и завод по производству деталей из пластмасс. Поставки для производства осуществляются также предприятиями, не относящимися к TRIALLI, но сертифицированными UPT Trialloni — (кон структорско-технологическое бюро TRIALLI).
В 2012 году компания «Карвиль» становится эксклюзивным правообла дателем бренда Trialli на российском рынке автокомпонентов и в странах СНГ.
Тормозные колодки TRIALLI для дисковых тормозов представлены серией Silenzio. Эти тормозные колодки сохраняют свои рабочие характеристики до температуры 300°C. Для более тяжелых режимов с частыми и резкими торможениями выпускается серия Aggressore.
Поставщиком тормозных колодок могут быть не только производители. Так, с 2003 года в России присутствует торговая марка QML (Qualitat Motorenleistung), как утверждается, немецкая. Российский сертификат на партию продукции под этим брендом получала, к примеру, ООО «Оптима-Логистик».
Другим, неизвестным у себя на «родине», является так называемый холдинг Kraft. Уверяется, что его офис расположен где-то в центре Западной Европы. Он контролирует деятельность производственных пред приятий как в Европе, так и в Азии. Для закрепления эксклюзивного права для распространения и продажи запасных частей Kraft на территории России и стран Содружества в 2005 году ЧП «Автосинтез» зарегистрировало свою торговую марку Kraft, но производство и поставки товаров контролирует акционерное общество Kraft GmbH, расположенное в Мюнхене. Продукция предлагается также под названием OberKraft. Kraft или OberKraft примерно на 20–25% дешевле изделий топ-класса.

 

 

Тормозные колодки нижнего и среднего ценового диапазона на рынке представлены продукцией от ечественных и украинских производителей. В 1991 году образовалось совместное украинско-австралийское предприятие на базе Южного машиностроительного завода — DAfmi. Оно расширяет свои производственные возможности — в 2010 году заработал современный прессовый комплекс горячего формования.
В прошлом году началось производство колодок с полуметаллической структурой DAfmi SM. В структуре фрикционного материала количество металлической проволоки (шерсти) уменьшено в два раза. Отсюда обозначение SM — Semi Metallic (полуметаллический). Это технология сохранения тормозного диска SAVE DISC TECHNOLOGY положена в основу тормозных колодок линейки премиум-класса ТМ Intelli. К их разработке были привлечены специалисты из Германии и Японии. В состав смеси входят минеральные волокна, окись алюминия, барит, графит, антипирен и многие другие компоненты.
Конечно, брендов на рынке тормозных колодок значительно больше. Предложения по «бумажной» сертификации способствуют их увеличению. Надежные производители не скупятся на сертификацию и испытания, не скрывают производителя. Именно такую продукцию можно рекомендовать. Неизвестное содержимое красивой упаковки не может гарантировать стабильного качества, но может оказаться опасным для жизни.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме