печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Тест 1.5-тонных домкратов: подъемная сила

Тест 1.5-тонных домкратов: подъемная сила

Кто в нашей стране с ее дорогами не сталкивался с необходимостью замены колеса в дорожных условиях? Наверное, нет такого водителя, которому не приходилось это делать. А кажется, что тут сложного — всего лишь надо приподнять одну сторону автомобиля и поменять колесо. Вот этому «всего лишь», то есть домкратам, мы решили устроить испытания.

 

В настоящее время существуют различные виды домкратов — от надувных до электрических. Мы из всего этого разнообразия выбрали ромбические домкраты, точнее, пять представителей этого вида.

 

Несущий элемент состоит из четырех рычагов, шарнирно соединенных между собой и образующих ромб. Это шарнирное соединение ромбических домкратов представляет собой зубчатое соединение, в котором именно зубья обеспечивают удержание нагрузки домкратом. Поднятие (опускание) происходит при изменении углов ромба. Такие домкраты универсальны, имеют жесткую конструкцию и большую опорную поверхность. Они отличаются малыми размерами, компактны, не занимают много места в багажнике и при этом обладают вполне приличной грузоподъемностью (до двух тонн). С одной стороны, малый ход и подхват являются недостатками, но, с другой стороны, подобные автомобильные ромбические домкраты позволяют выполнять работы по замене колеса на легковых автомобилях с малым клиренсом.

 

Представим наших испытуемых.

 

1. King Tools

Страна-производитель — Китай
Стоимость 300 руб.

 

 

Данный домкрат был куплен нами за небольшие деньги — 300 рублей, так как был последним витринным образцом, к тому же весь грязный от длительного хранения без упаковки.

 

К домкрату прилагается складная ручка-крючок с резиновой рукояткой. Эта рукоятка вращается при вращении ручки-крючка, что удобно. Из всех испытуемых этот домкрат оказался с наименьшей высотой подхвата, но и наименьшей высотой подъема. Честно говоря, при виде этого маленького устройства, по сравнению с конкурентами, не верится, что он способен поднять 1,5 тонны. К опорной площадке прикреплена накладка с пупырышками для предотвращения повреждения кузова автомобиля. Толщина металла, из которого сделан домкрат, — 2,5 мм. Зубья выполнены вырубкой, толщина каждого составляет те же 2,5 мм, что и толщина корпуса.

 

2. Autoluxe

Страна-производитель — неизвестно

Стоимость 900 руб.

 

 

При покупке этого массивного с виду домкрата нам показалось, что он выдержит не 1,5, а все 2,5 тонны. Продавец уверял, что зубья усилены за счет дополнительной вставки, однако между вставкой и зубом есть зазоры по 1—2 мм, что приведет к тому, что при изгибе зуба он просто упрется в данную вставку и заклинит. У этого домкрата широкая опорная площадка, которая, как обнаружилось при установке его на ровную поверхность, неровная, и домкрат имеет возможность качаться. На опорной площадке есть только небольшое углубление посередине, выполненное штамповкой, никаких накладок для предотвращения повреждения кузова не предусмотрено. Толщина металла рычагов составляет 2,5 мм, зубья плоские, такой же толщины. К домкрату прилагается Z-образная нескладная ручка-крючок — она неудобна при использовании из нижнего положения.

 

3. AIRLINE

Страна-производитель — Китай
Разработано — ООО «Эрлайн», Россия
Стоимость 850 руб..

 

 

Данный домкрат был приобретен нами в упаковке, внутри оказалась складная ручка-крючок с резиновой рукояткой. Рукоятка вращается при вращении ручки-крючка — это плюс. Помимо домкрата, в упаковке лежат паспорт и матерчатый мешок с завязкой для хранения инструмента и ручки в багажнике. Заявленная минимальная высота подхвата — 105 мм, максимальная высота подъема — 380 мм. Гарантия на изделие составляет 2 года. К опорной площадке прикручена накладка с пупырышками для предотвращения повреждения кузова автомобиля при подъеме. Зубья в шарнирных соединениях домкрата выполнены штамповкой, они имеют ширину 8 мм, однако толщина металла, из которого сделаны рычаги и зубья, составляет 2 мм.

 

4. ALCA

Страна-производитель — Германия
Стоимость 436 руб.

 

 

Этот ромбический домкрат имеет упаковку, на которой указано, что минимальная высота подхвата составляет 104 мм, а максимальная высота подъема — 385 мм. В упаковке лежала только складная ручка-крючок с обрезиненной рукояткой, которая вращается при вращении ручки-крючка. Ручка-крючок фиксируется только в одном положении, что не очень удобно, так как у остальных испытуемых ручку можно повернуть под любым углом. Опорная площадка металлическая, под форму порога, никаких накладок не предусмотрено. Зубья в шарнирных соединениях домкрата выполнены штамповкой, они имеют ширину 6 мм, однако толщина металла, из которого сделаны рычаги и зубья, составляет 2 мм.

 

5. НПП ЗИЛ

Страна-производитель — Россия

Стоимость 1100 руб.

 

 

Домкрат российского производства оказался самым дорогим, несмотря на призывы к импортозамещению и на то, что остальные изделия импортные.

 

Что удивительно, но данное изделие тоже упаковано в картонную коробку, а внутри имеется паспорт, в котором указывается, что гарантия на изделие составляет 24 месяца. И на коробке, и в паспорте указаны минимальная высота подхвата 100 мм и максимальная высота подъема 385 мм.

 

Ручка домкрата закреплена на самом устройстве и имеет небольшую длину, на рукоятке — вращающаяся пластиковая накладка. Опорная площадка имеет накладку, на которой есть выемка под порог, таким образом, можно поднимать автомобиль под порог и просто под плоскость. Зубья в шарнирных соединениях домкрата выполнены штамповкой, их ширина 6,2 мм, однако толщина металла, из которого сделаны рычаги и зубья, составляет 1,8 мм.

 

Методика испытаний

 

Вначале мы снимали геометрические параметры — проводили измерения минимальной высоты подхвата и максимальной высоты подъема и сравнивали результаты с заявленными. Следующий этап — ходовые испытания, которые представляли собой поднятие и опускание с имитацией замены одного колеса автомобиля 10 раз. Почему именно 10 раз? Это примерное количество использований домкрата за год — смена колес в сезоны и две установки запасного колеса.

 

После этого уцелевшие домкраты проверяли на максимальную нагрузку в положении 1/3 высоты подъема до разрушения их. Домкрат устанавливали на гидравлический пресс, на опорную площадку домкрата устанавливали динамометр с измеряемым усилием до 50 000 Н. Другим концом динамометр упирался в пяту пресса. Далее происходила регулировка высоты опорной площадки домкрата до 1/3 величины подъема. Затем начинали вращать ручку домкрата и снимали показания с динамометра.

 

Результаты испытаний

 

Самым неожиданным моментом стал произошедший саморазбор домкрата Autoluxe без всякой нагрузки — это случилось при попытке измерить его максимальную высоту подъема: он распался у нас в руках и заклинил. И выбыл из дальнейших испытаний.

 

В таблице представлена заявленная и фактическая минимальная и максимальная высота домкратов.

 

 

Следующий этап — проведение небольших ресурсных испытаний: 10 поднятий-опусканий автомобиля для замены переднего колеса (поднималось переднее колесо у автомобиля ВАЗ-2112).

 

После седьмого поднятия из строя вышел домкрат AIRLINE — произошла деформация зубьев в шарнирном соединении. Также получила повреждения от порога жесткая накладка, которая прикручена к опорной площадке.

 

 

Остальные домкраты испытание выдержали, однако у домкрата ALCA тоже началась деформация зубьев. Максимум, что он еще выдержит, — два-три поднятия-опускания.

 

Домкрату King Tools еле-еле хватает высоты подъема, чтобы оторвать колесо от земли. Если автомобиль будет чуть повыше, чем ВАЗ-2112, к примеру Lada Kalina Cross, то он просто станет бесполезен. К тому же мы испытывали домкрат на бетонном полу — а если бы это был грунт? Покупателям такого домкрата советуем дополнительно возить для него опорную площадку толщиной от 5 см. После ресурсного теста накладка из жесткого пластика разрезалась о порог.

 

 

Вслед за небольшим ресурсным тестом было проведено испытание на максимальную нагрузку, которую может выдержать домкрат.

 

King Tools — при нагрузке 1300 кг сломалась ручка, пришлось воспользоваться ручкой от домкрата AIRLINE, а при 1600 кг разлетелся опорный подшипник винта.

 

 

ALCA — при нагрузке 1200 кг также сломалась ручка — разломилась в руках (опять нас выручила ручка от домкрата AIRLINE), при повторном создании нагрузки 1200 кг произошла деформация зубьев верхнего шарнирного соединения.

 

 

НПП ЗИЛ — после создания нагрузки 900 кг с каждым добавляющимся килограммом прикладываемое усилие на ручку возрастало настолько, что после достижения цифры 1150 кг короткую ручку двумя руками без усилителя в виде трубы крутить не удавалось. У домкрата произошла деформация зубьев верхнего шарнирного соединения при достижении нагрузки 1600 кг.

 

 

Каков итог?

 

Несомненным и единственным победителем теста стал домкрат производства НПП ЗИЛ — после прохождения ресурсного испытания на зубьях шарнирных соединений не было следов деформации, деформация зубьев произошла только при нагрузке 1600 кг, в то время как заявленная допустимая максимальная нагрузка для данного домкрата — 1450 кг (в паспорте указано, что можно использовать для автомобилей полной массой 3 т). Мягкая накладка без повреждений переносит нагрузку от порога при подъеме (тем более что у накладки сделана специальная выемка под порог). Из недостатков отметим большое прикладываемое усилие к ручке, особенно при нагрузке от 900 кг. Еще один плюс — это гарантия 24 месяца.

 

Так как бесспорный победитель только один, то мы не стали расставлять остальных испытуемых по местам, тем более поднять 1,5 тонны в своей комплектации после ресурсного теста они оказались не способны. Поэтому разместим их в порядке алфавита.

 

AIRLINE

 

Отдельно хочется отметить ручку у домкрата AIRLINE — она «пережила» три домкрата практически без повреждений. Хотелось бы увидеть такого же достойного качества и сам домкрат. Из плюсов — гарантия 2 года.

 

ALCA

 

На 1,5 года при самостоятельной смене резины или на 12—13 замен колес домкрата хватит, не любит больших усилий — сломается вместе с ручкой.

 

Autoluxe

 

Данный домкрат остался для нас темной лошадкой из-за саморазбора с заклиниванием в самом начале испытаний.

 

King Tools

 

Непонятно, зачем сделан домкрат такой грузоподъемности с такой малой высотой подъема? Конечно, это экономия металла и удешевление стоимости, которое обернется для счастливого владельца неприятным сюрпризом в виде неспособности оторвать колесо от земли из-за малой высоты подъема. Ручка не любит приложения больших усилий — сломается первой. Пластик режется порогом.

 

P. S. Не забывайте, что при пользовании домкратом необходимо использовать противооткатные упоры и подставки под автомобиль во избежание получения травм.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме