печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Шинные новинки глазами дилетанта

По прогнозам аналитиков шинного холдинга «Кордиант», емкость российского рынка шин в прошлом году оценивалась более чем в 60 млн штук при росте 10 %. Основной рост рынка обеспечивает импорт (до 30 %). Доля зарубежных шин в общем объеме возросла до 55 %. Наибольший рост — 12 % — покажет сектор легковых шин, занимающий 63 % рынка.

 

На российском шинном рынке продолжилось увеличение спроса на более дорогие продукты. Шины сегмента А (премиум-класс) занимают 39 % рынка (рост 4 %). Сегмент В (шины среднего ценового диапазона известных производителей) занял 33 % рынка (рост 2 %). На 5 % сократилась рыночная доля бюджетных шин, относящихся к сегменту С.

 

NOKIAN TYRES

В прошлом году финская компания Nokian Renkaat Oyj, больше известная как Nokian Tyres PLC, или просто Nokian Tyres, заняла на российском рынке третье место, обогнав Michelin, и стала крупнейшим зарубежным игроком на отечественном рынке.

У Nokian Tyres к России особое отношение. Компания построила во Всеволожске, под Петербургом, завод, в который продолжает делать инвестиции. В прошлом году они составили 150 млн евро. На фоне общей суммы годовых инвестиций в 210 млн евро вклад в экономику нашей страны со стороны финской компании более чем внушителен приятно, когда российский рынок на первых позициях. На сегодняшний день производственная мощность завода составляет 12,5 млн. На 2013—2014 годы запланирован запуск еще двух производственных линий. С завода во Всеволожске шины экспортируются в 42 страны. Доля экспорта превышает 50 %.

Новинка летнего сезона 2013 года в России от Nokian Tyres шина семейства Hakka, получившая название Black. Шина была представлена в сентябре прошлого года. Летняя шина Nokian Tyres Hakka Black предназначена для «ключевых» рынков. Nokian Hakka Black позиционируется как шина с «крутыми» свойствами для быстрой езды, уверенного и точного движения с весны до осени. Специально для северных дорог характеристики нового члена семейства шин Hakka, представляющего «летнюю» линейку, были оптимизированы на управляемость и безопасность в сложных дорожных условиях.

По сути, шина Hakka Black представляет собой специальную версию шин семейства Nokian zLine, разработанных для летних условий эксплуатации в Центральной Европе и предназначенных для легковых автомобилей класса UHP (Ultra High Performance ультравысокие характеристики). Специально для этих шин был разработан новый рецепт смеси резины протектора Nordic Intelligent UHP Silica. Новая резина меньше саморазогревается от деформации и обладает лучшим сцеплением с мокрой дорогой. Смесь Nordic Intelligent UHP Silica специально разрабатывалась для протекторов высокоскоростных шин. Кроме низкого тепловыделения, новая резина, усиленная частицами двуокиси кремния (силики), обладает высокой износостойкостью и прочностью. Резина Nordic Intelligent UHP Silica сохраняет высокие сцепные качества в широком диапазоне температур, эффективно глушит шум.

Был улучшен невидимый глазу подканавочный слой протектора. Этот слой придает блокам рисунка протектора необходимую подвижность, поэтому он должен быть эластичным. Для подканавочного слоя использовали смесь, наполненную нанодисперсной силикой, состоящей из молекулярных цепочек небольшой длины. Благодаря большей эластичности подканавочного слоя шина стала лучше «слушаться» руля. Последний слой резинового «пирога» короны шины брекерная резина. Брекерный слой улучшает связь между протектором и каркасом. Его сделали исключительно упругим. Это снизило тепловыделение и уменьшило сопротивление качению.

Hakka Black получила асимметричный рисунок протектора. Блоки дорожек протектора соединены между собой для увеличения жесткости и уменьшения шума, вызванного входом блока протектора в пятно контакта. При этом соединение блоков усилено на наружной части протектора.

По заявлению компании, в рисунке протектора реализована новая технология Hydro-Grooves. Смысл заключается в расположении широких ламелей под острым углом к продольным канавкам, что способствует эффективному отводу воды из зоны контакта. Отвод воды из плечевой зоны осуществляют поперечные канавки. По внешнему краю шины они имеют эллиптическую форму. Благодаря такой форме количество отведенной воды при износе протектора не уменьшается, так как при этом ширина канавки увеличивается.

На стенках поперечных ребер протектора сделаны полусферические углубления, напоминающие выемки в мячике для игры в гольф. Это решение называется Silent Groove Design. Выемки снижают аэродинамический шум шин. Кроме предотвращения неприятного воющего звука, такое новшество уменьшает аэродинамическое сопротивление и улучшает отвод тепла протектором, повышая ходимость шины и износостойкость протектора.

 

MICHELIN

Одна из крупнейших шинных компаний в мире Compagnie Générale des Établissements Michelin SCA Michelin открыла завод по производству шин в поселении Давыдово еще в 2004-м. В прошлом году производственную мощность завода увеличили на 40 %.

Компания Michelin для летнего сезона 2013 года предлагает шины Michelin Primacy 3 для колес радиусом от 16 до 19 дюймов, с отношением высоты профиля 40—60 %, индексом скорости H, V, W, Y. Для шин модельного ряда Primacy 3 специалисты Michelin разработали новую протекторную резиновую смесь, состоящую из трех эластомеров. В качестве активного наполнителя (усилителя) применяется кремнезем.

Для резины шин Michelin Primacy 3 используется пластификатор на полимерной базе. Применение для пластификатора каучука, вещества с высокой молекулярной массой, делает этот ингредиент близким по химической структуре основному полимеру. Следовательно, пластификатор и каучук термодинамически совместимы, и, самое главное, такой пластификатор нелетучий. Обычные пластификаторы на химической основе при продолжительном воздействии высоких температур испаряются: при скорости 130 км/ч и выше шина разогревается до 120 ºС через полчаса движения автомобиля. Таким образом, полимерные или олигомерные пластификаторы, благодаря своей стабильности, резко повышают морозостойкость резины. Резиновые смеси с такими наполнителями будут иметь пониженную вязкость и повышенную пластичность во время всего срока эксплуатации шины.

Для улучшения диспергирования кремнеземного наполнителя был разработан новый способ смешивания ингредиентов резины. Частицы кремнезема, в отличие от частиц технической сажи, обладают полярностью. Из-за этого резиновая смесь с кремнеземом более вязкая и поэтому плохо смешивается с каучуком. Так что новые технологии смешивания ингредиентов резины и каучуков актуальны.

Для шин Primacy 3 специалисты компании разработали новый рисунок. В нем использован принцип самоблокировки выступов протектора. Выступы (блоки) протектора разделены тонкими ламелями, которые позволяют блокам смыкаться друг с другом при воздействии сил в поперечном направлении (например, при торможении). Это позволяет сделать рисунок протектора более жестким и стабилизировать зону контакта блока с поверхностью дороги. Также были сглажены края блоков протектора.

Ширина ламелей протектора шин Primacy 3 — две десятых миллиметра. Это в два-три раза меньше, чем у обычных зимних шин. Для создания ламелей такой толщины потребовалось разработать инновационную технологию.

По сравнению с шиной Michelin Primacy HP новая Primacy 3 сокращает на 1,5 м тормозной путь на мокрой дороге и на 2 м на сухой дороге. Шина Primacy 3 демонстрирует лучшее на 4 % сцепление в поворотах на мокрой дороге.

 

BRIDGESTONE

Японская компания Bridgestone Corporation, наравне с Michelin, является крупнейшим игроком на мировом шинном рынке. Бизнес корпорации в России представлен шинными центрами Pole Position.

Bridgestone Corporation выводит в этом году на отечественный рынок летних шин свой новый флагманский продукт туристическую шину Turanza T001. Новая шина вобрала в себя лучшие решения своей предшественницы шины модели ER300, которую новинка призвана заменить.

Шина Turanza T001 выгодно отличается от продукта предшествующего поколения. К примеру, она более тихая T001 генерирует шум на один децибел ниже. Шина уже сегодня соответствует нормам уровня шума, которые вступят в силу в 2016 году. Снизить уровень шума помогает специально разработанная форма канавок ламелей, напоминающая резонатор Гельмгольца. Ламели расположены под углом 60 градусов для лучшего отвода воды из пятна контакта.

Для производства протектора шины используется смесь запатентованной торговой марки NanoPro-Tech. Название запатентовали и вывели на рынок еще в 2006 году вместе с зимними шинами Blizzak Revo2. NanoPro-Tech применялась в грузовых шинах Ecopia M891 II. В 2009-м технология стала использоваться в шинах Turanza ER300 Ecopia.

В смесях NanoPro-Tech в качестве основного усилителя используется модифицированный технический углеводород. При деформации резины с таким углеводородом выделяется меньшее количество тепла за счет снижения трения между частицами углерода. Появление NanoPro-Tech позволило уменьшить сопротивление качению на 15 %.

Применение NanoPro-Tech плюс добавка силики позволяют улучшить сцепление шин Turanza T001 с влажной поверхностью. Новые технологии в сочетании с уменьшенным весом и оптимизированной для снижения деформаций конструкцией каркаса помогают шине Bridgestone Turanza T001 уменьшить сопротивление качению на 19 %, что позволяет автомобилю экономить 2,3 % топлива. Износостойкость протектора увеличена на 15 %.

Шины Turanza T001 будут предлагаться для колес диаметром от 14 до 19 дюймов, шириной профиля 185—245 мм, высотой профиля от 40 до 60 %.

Шина T001 конструировалась по разработанной компанией Bridgestone технологии, обеспечивающей плоское пятно контакта. Имеющей обычно скругленную форму плечевой зоне шины придали углообразный вид. Теперь под нагрузкой ширина беговой дорожки не меняется.

 

HANKOOK TIRE

По мировым меркам южнокорейская компания Hankook небольшая, зато амбициозная. С 2011 года является эксклюзивным поставщиком шин гоночной серии DTM.

На летний сезон 2013 года Hankook предлагает новый флагманский продукт класса Ultra High Performance шину под названием Ventus S1 evo². Впервые шина была представлена на 64-м Международном автосалоне (IAA) во Франкфурте в сентябре 2011-го. В текущем году продуктовая линейка шин Ventus S1 evo² будет расширена. Шины Ventus S1 evo² первые шины класса UHP, производимые компанией в Европе на своем заводе в Венгрии.

Шина Ventus S1 evo² является эволюционным развитием предыдущей модели шин Ventus S1 evo. Компания заверяет, что шина просто заряжена инновационными технологиями технологиями DTM. К таким решениям относят изменения конструкции шины с целью выравнивания величины контактных напряжений по всему пятну контакта, в том числе при воздействии поперечной нагрузки. Таким образом, предотвращается чрезмерный износ протектора в плечевой зоне при движении в повороте.

 

 

При движении в повороте самые высокие удельные нагрузки, возникающие в пятне контакта шины Ventus S1 evo² с дорогой, воздействуют на наружное ребро протектора шины внешнего колеса. Блоки, из которых состоит ребро, разделены тонкими ламелями, проходящими под острым углом. Воздействие боковой силы приведет к смыканию блоков и увеличению поперечной жесткости ребра. Наружная стенка ребра сделана в виде ступенек. Утверждается, что это решение призвано увеличить поле зацепления шины с дорогой по мере истирания протектора, для одинакового тягового усилия в течение всего срока службы более чем странное объяснение. Использование ступенчатого профиля лучше объясняется стремлением улучшить охлаждение протектора. С этой целью ступенчатыми сделаны выемки на боковых краях плечевых блоков, а в канавках протектора по две полоски тонких ребер.

Использование для протектора инновационной смеси стирольных искусственных каучуков позволило получить резину, обладающую хорошим сцеплением с мокрой дорогой и отвечающую требованиям по величине сопротивления качению и износостойкости.

Пока на российском шинном рынке сохраняется тренд на рост потребления шин известных производителей. Тенденция к сокращению экспорта шин российских производителей, если не говорит об аналогичных тенденциях в ближнем зарубежье, то о проникновении на эти рынки китайских производителей точно свидетельствует. Сегодня Шинный рынок Поднебесной занимает 25% мирового. В стране насчитывается около 600 производителей. Они уже экспортируют свою продукцию в сотню стран мира. Стремительный рост популярности шин китайских марок у стеснённых в средствах отечественных грузоперевозчиков свидетельствует об огромном экспортном потенциале нашего соседа. Кроме того ‑ последним брендом, не имеющим своего производства в Китае, была компания Michelin.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме