печатная версия
журнала /
май 2017 /
#52
Про автомобили в деталях

Компоненты

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Для двигателей внутреннего сгорания одним из самых сложных режимов работы является режим запуска, без успешного прохождения которого будет невозможно и все дальнейшее функционирование мотора. Двигатель начинает работать, когда в цилиндрах возникает и далее стабильно протекает воспламенение горючей смеси. В бензиновых моторах смесь воспламеняется электрической искрой, которую создают свечи зажигания. Именно с этого небольшого, но важного компонента начинается старт мотора, и во многом именно на свечах зажигания лежит ответственность и за дальнейшую работу двигателя. Прекрасно зная об этом, конструкторы постоянно совершенствуют компонент, предлагая новые технологии свечей зажигания. Одной из последних инноваций в этой области стала технология Тwin Тip, разработанная японской компанией Denso. Будем разбираться, в чем ее особенности и какие преимущества она дает.

Начнем с основных причин, затрудняющих холодный пуск мотора, особенно при низких температурах. Это неправильное смесеобразование, а также слабая, либо вовсе отсутствующая искра. Первое происходит из-за того, что бензин недостаточно равномерно распыляется в воздухе, образуя смесь из крупных капель, которая плохо воспламеняется. Происходит это из-за использования бензина низкого качества, либо неисправностей в топливной системе, которая неправильно готовит смесь. В свою очередь, причиной слабой искры может быть падение напряжения в бортовой сети из-за изношенного аккумулятора, влажность и окисление контактов токопроводящих цепей, а также загрязнение самих свечей зажигания продуктами сгорания.

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Такие проблемы  могут возникать даже в новом автомобиле, а тем более, когда возраст машины от 5 лет и более. Одним из решений здесь выступает технология свечей зажигания Тwin Тip, разработанная компанией Denso, ярким воплощением которой являются свечи линейки Iridium TT. Радикально избавиться от первоначальных источников проблем и устранить неисправности в моторе свечи, конечно, не могут, однако способны заметно снивелировать их последствия.

Главной особенностью технологии Тwin Тip, примененной Denso в свечах Iridium TT, является инновационная конструкция электродов. В свече установлен сверхтонкий центральный иридиевый электрод диаметром 0,4 мм, а боковой электрод имеет вертикальную цилиндрическую выштамповку из платины диаметром 0,7 мм, расположенную с внутренней стороны напротив центрального электрода. Что дает такая конструкция?

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Строение электродов обычной свечи зажигания (слева) и  Denso Iridium TT

При плохой распыленности топлива, что всегда происходит при пуске в мороз, у обычной свечи между электродами часто образуется топливный мостик, препятствующий прохождению искры, и возникает состояние «залитых свечей», не позволяющее запустить мотор. В свечах Iridium TT такого не происходит — тонкие электроды не позволяют образоваться топливному мостику, а уменьшенная площадь сечения электродов увеличивает плотность разряда и стабильность искрообразования.

При этом, за счет конструкции электродов, пространство, в котором возникает искра, здесь оказывается большим, чем в обычной свече, позволяя фронту пламени распространяться во всех направлениях, что обеспечивает гораздо лучшее воспламенение и более полное сгорание топливной смеси. Прямой эффект от этого — снижение расхода топлива, прирост эффективной мощности и стабильность работы мотора.

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Зажигание топливной смеси у обычной свечи (слева) и Denso Iridium TT

Важнейшую роль играют и материалы. Центральный электрод Iridium TT изготовлен из сплава с большим содержанием иридия — редкоземельного тугоплавкого металла, а боковой — из сплава платины. Использование этих металлов позволяет продлить ресурс электродов и увеличить срок службы свечи по сравнению с обычными иридиевыми свечами.

Кроме того, применение иридия и платины идеально подходит для двигателей, использующих природный газ в качестве топлива. В таких моторах температура в камере сгорания значительно выше, чем в обычных бензиновых, и износ обычных свечей зажигания происходит в два-три раза быстрее, что предполагает частую замену. Использование свечей Denso Iridium TT в таких двигателях более чем оправдано.

Каков итог?

Пример Denso Iridium TT ярко иллюстрирует прогресс автомобильной отрасли, где у каждого компонента всегда есть возможность к улучшению. Первые автомобильные свечи зажигания были разборными, требуя регулярной замены элементов. Еще четверть века назад у свечей нужно было периодически очищать контакты и подгонять зазор между ними. И вот сейчас на рынке появились свечи, которые сохраняют высокую эффективность зажигания на пробеге до 120 000 км без лишних затрат на частое обслуживание.

Секреты холодного пуска с технологией Тwin Тip и сплавом иридия

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме