печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Родная поддержка

Производство автомобильных амортизаторов в нашей стране имеет богатую историю, однако основу современного рынка российских амортизаторов главным образом составляют компании, появившиеся уже после падения коммунистического режима. Впрочем, сравнительно небольшой возраст не мешает им внедрять оригинальные ноу-хау, передовые технические решения и выпускать высококачественную продукцию, на равных конкурирующую с импортными аналогами.

 

Безусловно, в последнее время доля отечественных марок амортизаторов на рынке заметно снизилась. Но этот процесс совершенно не связан с проблемами или неспособностью российских производителей автокомпонентов обеспечить надлежащее удовлетворение потребительского спроса. Наоборот, объемы выпуска российских брендов постоянно растут, однако общерыночные тенденции, изменение структуры автомобильного парка, активная экспансия иностранных марок амортизаторов в сектор традиционно российской автотехники и прочие объективные факторы приводят к сокращению рыночной доли.

Если (по оценке «Топ Эксперт») в 2010 году амортизаторы занимали около 2,4 % (что составляло примерно $1,1 млрд в натуральном выражении) от 46-миллиардного рынка автозапчастей, то уже в 2012-м их доля увеличилась до 2,8 % ($1,25 млрд). Но отечественное участие в этих успехах снизилось весьма прилично — с 63 до 52 %. Эксперты говорят об очевидности и дальнейшем усилении развивающегося тренда. Во-первых, продажи автомобилей отечественных марок в последние годы неуклонно падают, а именно они составляли основу спроса на российские амортизаторы.

Во-вторых, иностранные компании-производители регулярно расширяют номенклатуру своих «российских» серий, вытесняя наши компании с домашнего рынка. При этом если крупному западному концерну не составляет особого труда разработать и наладить выпуск амортизаторов для, например, простенькой во всех отношениях Lada, то российской компании освоить изготовление амортизатора для высокотехнологичной зарубежной автотехники достаточно сложно. Вот и получается, что, с одной стороны, объемы выпуска растут, но позиции тем не мене все равно приходится сдавать. Хотя качество российских компонентов, изготовленных теми компаниями, названия которых сегодня на слуху, полностью соответствует мировому уровню. А в инновационности, как конструкционной, так и производственной, мы нередко даже превосходим иностранных коллег.

Один из старейших операторов амортизаторного рынка — Скопинский автоагрегатный завод. Марку СААЗ без преувеличения можно гордо назвать исторической, но ни в коем случае — антикварной. Ведь сегодня СААЗ является крупнейшим российским производителем оригинальных стоек, амортизаторов и газовых упоров в России. На данный момент годовой выпуск этой продукции составляет более 8 млн штук изделий с дефектностью лишь 50 РРМ. По статистике, более 70 % амортизаторов, эксплуатирующихся на отечественных легковых автомобилях в России и странах СНГ, произведены на СААЗе.

Здесь освоено массовое производство телескопических стоек, амортизаторов, пневмогидравлических упоров практически для всех отечественных легковых автомобилей, а также для новинки — Lada Granta. На заводе применяются самые разнообразные технологические процессы, такие как штамповка, шлифование, точение, термообработка, сварка, фрезерование, гальванопокрытие, сборка, окраска, упаковка и т. д.

В прошлом году СААЗ провел плановую модернизацию задних амортизаторов для автомобилей Lada Samara и Lada Priora и начал поставки данных амортизаторов в запчасти. Цель данной модернизации заключалась в повышении надежности узла уплотнения и сварных соединений, в снижении трения амортизатора, снижении массы изделия и повышении долговечности. Улучшенный узел уплотнения разработан совместно с SKF. Уплотнение поршня разработано совместно с Trelletborg, применена специальная композиция тефлона, усилены сварочные швы проушины. Применение новой конструкции поршня позволило исключить риски появления частиц металла в амортизаторной жидкости из-за высокого трения пары «поршень — цилиндр», в результате чего повысилась стабильность работы клапанов. Данная конструкция сертифицирована, прошла всестороннее тестирование на АвтоВАЗе и серийно поставляется на конвейер. Инженеры СААЗа обращают внимание на то, что в конструкции применен шток Ø12,4 мм вместо ранее применяемого Ø14,0 мм. В связи с этим при установке амортизаторов необходимо заменить буфер хода сжатия.

FENOX производит амортизаторы практически для всего модельного ряда отечественных автомобилей. Эта продукция обладает рядом серьезных преимуществ, среди которых ключевыми являются запатентованная система MDS, отличная работоспособность в любых условиях, увеличенный ресурс, защита корпуса и многоступенчатый контроль качества. Расскажем о них подробнее.

 

 

Система MDS (Multi Disc System) — это «умная» система контроля дорожного покрытия, позволяющая изменять реакцию амортизатора в зависимости от скорости движения и качества дороги. Пружинные диски клапанной системы амортизатора FENOX имеют различный диаметр и устанавливаются «пирамидой». Благодаря такой конструкции пружинных дисков амортизатор сохраняет стабильность рабочих характеристик на протяжении всего срока эксплуатации, чего нельзя сказать об обычных амортизаторах.

При производстве амортизаторов FENOX применяется гидравлическая жидкость пониженной вязкости Castrol Aero HF 585B, позволяющая стабильно работать в диапазоне температур от -43 до +65 ºС. Амортизаторы начинают работать уже при низких скоростях, тем самым обеспечивая хорошую управляемость и повышая комфортность поездки.

Увеличение срока службы амортизаторов достигается за счет применения дорогостоящих материалов. Например, поршневые кольца изготавливаются из тефлона, в результате чего уменьшается сила трения и износ амортизаторов, увеличивается срок их службы.

Самые высокие нагрузки амортизаторы FENOX выдерживают благодаря технологии изготовления штока. Шток FENOX имеет увеличенный диаметр и идеально гладкую наружную поверхность, покрытую сверхплотным слоем хрома по специальной технологии катодно-механического хромирования. В целом это приводит к значительному усилению конструкции и увеличению срока эксплуатации амортизатора.

Весомый вклад в увеличение ресурса работы вносит и износостойкий самоочистительный сальник из резины EPDM, защищенный специальной молибденовой смазкой.

Защитную функцию амортизаторов выполняют кожухи. Они сделаны из полиэтилена низкого давления, характеризующегося высокой химической стойкостью по отношению к агрессивным средам.

Ну и естественно, добиться высочайшего качества поступающей потребителям продукции было бы невозможно без многоступенчатой, точнее, пятиступенчатый системы контроля, которую проходит каждая партия амортизаторов. Благодаря такой системе компания FENOX обеспечивает ресурс эксплуатации амортизаторов как минимум пять лет.

Санкт-Петербургский амортизаторный завод «Плаза» является единственным в России заводом по серийному изготовлению однотрубных газомасляных амортизаторов для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. За время своего существования предприятие осуществляло поставки амортизаторов на конвейеры Горьковского (ГАЗ), Ульяновского (УАЗ), Уральского (УралАЗ), Камского (КамАЗ) автозаводов, ОАО «Русская механика» (снегоходы «Тайга»), Ирбитского мотоциклетного завода и ряда других российских автосборочных заводов.

 

 

Минувшей зимой «Плаза» освоила выпуск нового продукта — модуля передней стойки в сборе. Согласно опросам, у автовладельцев есть потребность в такой подвеске, которая удобна при монтаже и хорошо подходит для машин с пробегом. В связи с этим руководством завода «Плаза» было принято решение о выпуске готового модуля передней стойки. Модуль передней стойки состоит из однотрубного газомаслянного амортизатора, пружины, верхней опоры, пыльника и буфера сжатия. Такая конструкция удобна при монтаже и подходит как для новых автомобилей, так и для машин с пробегом. Все детали модуля идеально подобраны друг к другу и совместно обеспечивают хорошую управляемость и надежную работу подвески автомобиля. Модуль передней стойки в сборе появился в продаже в начале 2013 года.

НПО «БелМаг» — один из крупнейших российских производителей запасных частей для автомобилей, выпускающий довольно широкий ассортимент автокомпонентов. В прошлом году компания завершила длительные испытания и начала серийный выпуск нового для себя вида продукции — амортизаторов и стоек для автомобилей ВАЗ. Шток амортизаторов изготавливается из высококачественной легированной стали, проходит многостадийную механическую обработку на токарных центрах с ЧПУ и линии из шести бесцентрово-шлифовальных станков фирмы Cincinnati (США), что обеспечивает высочайшие показатели прямолинейности и круглости штока по всей его длине. Далее шток подвергается твердому хромированию и тонкому шлифованию до 12-го класса чистоты обработки поверхности для гарантии высокой долговечности и высоких эксплуатационных свойств узла.

Дополнительная зонная обработка штока ТВЧ обеспечивает повышенную твердость в его ответственных местах. Уплотнительные кольца изготавливаются из прогрессивного полимерного материала, произведенного в Японии, что обеспечивает необходимую герметичность в широком температурном диапазоне и в течение всего периода эксплуатации.

Применяемая амортизаторная жидкость имеет стабильные характеристики кинематической вязкости для надежной работы узла в любых климатических и погодных условиях.

Конструкция — двухтрубная, с применением прецизионных клапанов, реализующих необходимые характеристики на сжатие и отбой, а конструкция и материалы, из которых изготавливаются клапаны, обеспечивают их надежную работу в различных режимах эксплуатации.

Наш обзор не может обойтись и без еще одного производителя амортизаторов, который хоть и не является отечественным, тем не менее может быть однозначно признан своим, поскольку известен на российском (да и мировом) рынке автомобильных компонентов подвески с 1976 года — первоначально под названием «Фабрика амортизаторов в Кросно». Сегодня это польская компания FA Krosno (Фабрика амортизаторов Кросно), предлагающая отличное сочетание проверенной на российских дорогах классики с новейшими инновационными разработками. Амортизаторы Krosno, спроектированные с учетом конструктивных особенностей российских автомобилей и специально адаптированные к местным дорожно-климатическим условиям, обеспечивают высокий уровень управляемости автомобиля и комфорт при движении.

 

 

В 1997 году предприятие было выкуплено концерном Delphi, и до 2006-го на нем выпускались амортизаторы и газовые пружины под брендом Delphi, а завод носил название Delphi Krosno. Новая история FA Krosno началась в 2006 году, когда нынешние собственники выкупили фабрику в рамках реструктуризации деятельности американской корпорации Delphi. Таким образом, завод вернул прежнее имя FA Krosno. FA Krosno получила уникальную возможность производства автомобильных компонентов на самых современных производственных мощностях с использованием соответствующих прав интеллектуальной собственности и товарных знаков ведущего мирового лидера. Наряду с оборудованием FA Krosno приобрела ноу-хау, технологии производственных процессов и высококвалифицированных профессионалов с многолетним опытом работы в производстве автомобильных компонентов.

В конструкции амортизаторов применена структура клапанов дискового типа Pura Valve, позволяющая максимально использовать регулировку жесткости и прогиба, возникающую при деформации дисков, что обеспечивает оптимальные показатели при гашении сил при цикле «отбой — сжатие». При изготовлении пластин клапанов используется японский материал, получаемый методом прокатки под давлением с последующей термообработкой. Это дает необходимую твердость и износостойкость. Поршневое кольцо с низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью при широкой опорной поверхности гарантирует стабильность демпфирующих сил.

Шток изготавливается посредством высокочастотного индукционного нагрева, бесцентровой шлифовки и полировки высокой точности. Использование технологии хромирования с наличием большого числа специальных рисок обеспечивает постоянную смазку и снижает износ фторопластовой втулки и сальника, улучшает плавность хода амортизатора, а дегазация штока после хромирования исключает процесс охрупчивания.

В масляных амортизаторах используется высококачественное полусинтетическое масло умеренной вязкости от мирового производителя Shell.

Одним словом, среди основных конкурентных преимуществ амортизаторов FA Krosno можно выделить стабильную работу и надежность, привлекательную цену, улучшенную управляемость на средних и высоких скоростях и комфорт в условиях отечественных дорог.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме