печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Ремонтируем вмятины без покраски

К сожалению, разнообразные повреждения кузова автомобиля сегодня в условиях чрезвычайно напряженного траффика — далеко не редкость. И зачастую бывает очень обидно, что из-за довольно-таки незначительного по площади дефекта, при котором не пострадала целостность заводского лакокрасочного покрытия, приходится перекрашивать всю кузовную деталь целиком. Да мало того, нужно еще выполнить арматурные работы, затратить расходные материалы, подключить к процессу ремонта маляра и колориста... Неужели нельзя обойтись неким локальным ремонтом без покраски?

 

Этим вопросом специалисты кузовного ремонта задавались уже много лет. И в один прекрасный момент такая технология — технология ремонта вмятин на кузове автомобиля без повреждения лакокрасочного покрытия — появилась. Более того, с течением времени она успешно заняла свою нишу в автомобильном бизнесе. По-английски ее название звучит как Paintless Dent Removal (PDR).

Беспокрасочная технология удаления вмятин на кузове автомобиля совершенствовалась на протяжении многих лет. Исторически так сложилось, что всемирно признанным лидером и законодателем моды в этой технологии являются Соединенные Штаты Америки. В США много компаний, которые продают технологию и инструмент PDR, но серьезных производителей инструмента всего несколько: это — А-1 и Dent Magiсk. Лидеры по продажам и обучению — такие учебные центры, как Rightlook и Ding King.

В виде полос на дефекте лампа показывает искажения своего отражения. Мастер видит эти недостатки и, применяя инструмент и технологию PDR, приводит деталь к первоначальному положению, убирая дефект в непосредственном месте повреждения в короткие сроки, при этом лакокрасочное покрытие сохраняется. В завершение работ мастер применяет лампу для окончательного осмотра места повреждения под разными углами с разных сторон, чтобы убедиться в отсутствии погрешности в ремонте.

Для работы с дверьми применяется специальный экран, который вставляется в межпанельное пространство для защиты стекла. К тому же это пространство можно увеличить специальными расширителями. Тем самым мастер получает возможность производить ремонтное воздействие, не разбирая двери.

Не обойтись без фторопластового отбойника для устранения внешних повреждений, то есть для осадки металла без повреждения лакокрасочного покрытия.

В комплект аксессуаров также входит опора для работы с крышей. Она фиксируется в дверном проеме. Опираясь на крючок, мастер может в удобном положении применять инструмент, производить работу с внутренней стороной крыши через дверной проем.

Еще есть:

  • съемник для демонтажа обшивки — клипсодер;
  • фиксатор двери в приоткрытом состоянии (применяется при выправлении вмятины в двери; дверь остается открытой под нужным углом);
  • телескопический подкапотный амортизатор (применяется для того, чтобы при работе с капотом держать его в приоткрытым под определенным углом; устанавливается на твердую опору, фиксируется с помощью крючка);
  • комплект специальных сверл под инструмент определенного диаметра. Они применяются в том случае, когда невозможно произвести ремонтное воздействие через штатные технологические отверстия. Мастер в удобном для него месте делает сверление, в которое впоследствии устанавливаются специальные заглушки. Таким образом, на кузовных панелях не остается никаких следов ремонта, эстетика кузова не нарушается;
  • комплект заглушек;
  • универсальное сверло-фреза для высверливания отверстий различного диаметра — от минимального до максимального;
  • минилифтер для исправления вмятин, к которым нет внутреннего доступа; устанавливается на вмятину.

Компактность и удобство инструмента, используемого в ремонте, позволит выполнять работы не только стационарно, но и на выезде непосредственно к заказчику, что, естественно, является большим плюсом.

Прежде чем приступить к работе, оценивается степень повреждения и определяются пути и шаги ремонтного воздействия. После этого демонтируется обшивка и устанавливается лампа под удобным для наблюдения за поведением вмятины углом.

Основой технологии является принцип восстановления поврежденной поверхности за счет воздействия с внутренней стороны деталей. Металл имеет свою молекулярную память, которая и позволяет устранить вмятины на кузове без покраски, если соблюдены следующие условия: при повреждении отсутствует подтянутость металла и нет повреждения лакокрасочного покрытия. Но учтите: крупные сколы, глубокие царапины не позволяют обеспечить полное восстановление и требуют обычных покрасочных работ. Оценить приемлемость той или иной технологии ремонта в каждом конкретном случае можно, только видя повреждение.

 

 

Инструмент позволяет добраться до поврежденного участка через технологические отверстия в кузове автомобиля и путем выдавливания придать поверхности первоначальную форму. Каждый крючок, как уже было отмечено, предназначен для определенного места. Мастер индивидуально определяет в каждом конкретном случае, каким инструментом работать, в зависимости от формы, размера и расположения вмятины.

На начальном этапе мастер ищет удобный для работы доступ к вмятине. Воздействует на нее. Проверяет и смотрит, как она себя ведет при том или ином нажатии изнутри.

В первую очередь мастер должен видеть дефект на кузове, в этом ему помогает лампа.

Неизбежно возникает напряжение металла. Оно снимается посредством уже упоминавшегося фторопластового отбойника. Для этого обстукиваем отбойником вокруг дефекта. В некоторых местах металл может подниматься, и его надо опустить.

Иногда в ходе предварительного анализа повреждения мастер приходит к выводу, что для обеспечения более удобного доступа к вмятине нужно демонтировать отдельные внешние или внутренние декоративные (функциональные) детали, например фары, обшивку, молдинги и проч., и производить ремонтное воздействие через их штатное посадочное место. Это не страшно и лишь незначительно усложняет реализацию технологии: для мастера самое главное — найти удобный доступ к вмятине.

Производя технологическое давление на место повреждения определенным инструментом с внутренней стороны, мастер тем самым помогает металлу приобрести первоначальное положение, которое было до повреждения. Специальная подготовка и постоянные практические занятия позволяют мастеру стать специалистом в ремонте вмятин без покраски.

Находя инструментом внутри полости оптимальное место воздействия, мастер давит этим инструментом, тем самым убирая вмятину. Можно сказать, плавными технологическими нажатиями инструмента делается «массаж» поврежденному участку.

В определенных моментах, в зависимости от удобства и необходимости, ручной инструмент меняется по мере того, как вмятина выправляется. Время от времени может потребоваться обмотать окончания рычагов для того, чтобы, во-первых, не повредить поверхность, а во-вторых, для того, чтобы увеличить площадь воздействия. Используем для этого обыкновенный скотч на тканевой основе.

При появлении выпуклости, возвышенности, бугорка мастер осаживает металл опять же фторопластовым отбойником. После ремонта не будет видно ни следов ремонта, ни самой вмятины (вмятина удаляется на любых плоскостях, в том числе и на изогнутых, и на ребрах жесткости).

Для того чтобы полностью устранить следы ремонтного воздействия, проводится финишная полировка. Для нее применяется 2000-й абразив с водичкой — используя абразивную пасту, проходим зону ремонта полировальной машинкой.

При отсутствии доступа применяется иная технология и используется минилифтер, с помощью которого вмятина устраняется путем притягивания искривленной поверхности. Для этого в вентральной зоне вмятины приклеивается специальный пистон. Для того чтобы обеспечить плотное приклеивание пистона к ремонтируемой поверхности, ее необходимо тщательно обезжирить. Проводить эти действия надо достаточно оперативно, поскольку клей быстро застывает.

В течение примерно десяти минут происходит процесс полимеризации. Надо выдержать это время, прежде чем продолжить выполнение операции, для того чтобы создалась достаточная адгезия и пистон надежно зафиксировался. В противном случае высок риск самых негативных последствий — от невозможности произвести правку поверхности до нарушения целостности лакокрасочного слоя.

Затем минилифтером подтягиваем пистон. Пистон отстреливает, остается только клей, который снимается спиртовым раствором. При этом целостность лакокрасочного слоя не нарушается, а вмятина значительно уменьшается. Повторив процедуру несколько раз, можно устранить вмятину полностью.

Как показывает практика, наиболее удобны в использовании минилифтеры, имеющие обрезиненные опорные ножки, двигающиеся на шарнирах во все стороны, тем самым подстраиваясь к изогнутым поверхностям. К тому же хорошо, если отверстие для грибков у минилифтера круглое, а не квадратное, что позволяет работать также под углами, не повреждая клеевых грибков.

Приступая к реализации данного метода, также важно помнить, что на старых машинах, на машинах с небольшими повреждениями лакокрасочного покрытия применять его для выправления вмятин надо крайне осторожно. А на участках с явными повреждениями лакокрасочного слоя его применение вообще не допускается.

Как видим, технология действительно довольно-таки проста в применении и весьма эффективна.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме