печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Проверка ходовой

Диагностика подвески автомобиля — очень ответственная операция. От того, насколько внимательно и точно проведет ее специалист, зависит выявление многих дефектов. Дефектов, которые напрямую влияют на безопасность дорожного движения.

 

Достоверность выявления повреждений, износа, люфтов и т. д. в механизмах подвески играет определяющую роль в этой операции. Сервисное предприятие, проведя ремонт соответствующих узлов и агрегатов, обязано выпускать исправное транспортное средство или же брать письменный отказ автовладельца от проведения тех или иных ремонтных мероприятий, замены поврежденных или выработавших свой ресурс элементов. В противном случае именно этому сервисному предприятию придется нести ответственность за дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по вине неисправности в подвеске автомобиля.

С другой стороны, своевременное выявление дефектов и их последующее устранение могут принести дополнительную прибыль техническому центру. Конечно, обеспечить проведение диагностики ходовой части каждого автомобиля, приехавшего в сервис, чрезвычайно трудно. Но в этом кроется залог прибыльности СТО, поэтому процесс нужно организовать максимально эффективно.

Диагностику подвески можно проводить двумя способами: на специальном стенде или вручную. Зачастую нет никакого смысла тратиться на приобретение дорогостоящего оборудования. Нередко и элементарный органолептический метод способен дать хороший результат. С его помощью выявляется довольно обширный спектр изъянов подвески, а реализовать его по силам любому грамотному механику. Достаточно лишь поднять автомобиль на подъемнике, что вы непременно делаете даже при банальной замене масла во время очередного технического обслуживания. Просто не надо жестко ограничиваться выполнением только обозначенных в заказе-наряде работ, иногда очень полезно проявить инициативу, конечно в разумных пределах, и окинуть беглым, но внимательным взглядом участок работ.

Проводя осмотр, обращайте особое внимание на состояние сайлент-блоков, поскольку это очень важная деталь ходовой. Их главная задача — энергопоглощение, поэтому они имеют соответствующую конструкцию и поэтому же часто выходят из строя. Ведь именно за счет сайлент-блоков происходит гашение многих колебаний, которые испытывает ходовая во время движения. На них приходится бóльшая часть всех ударных нагрузок. А кроме того, им приходится выравнивать существенные деформации одновременно в различных плоскостях и направлениях. Они должны обеспечивать не только угловую, но и радиальную и осевую податливость.

Чаще всего сайлент-блоки выходят из строя по отдельности, но нередко и сразу по несколько штук. Видя, что поврежден сайлент-блок переднего рычага, необходимо тщательно осмотреть шаровое соединение в точке крепления рычага с поворотным кулаком, поскольку иногда вследствие сильного удара может пострадать и оно. И тогда придется менять рычаг целиком. И учтите: жестко фиксировать сайлент-блок переднего рычага при замене можно только в нагруженном состоянии подвески, имитируя ее эксплуатационное положение.

Если нет явных неисправностей и жалоб автовладельца на посторонние стуки и шумы, пытаемся выявить все возможные люфты в точках сочленения элементов подвески с их опорами и в местах крепления. Для этого раскачиваем колесо и смотрим, как ведут себя сочленения.

Как правило, одни из самых нагруженных элементов в передней подвеске автомобилей — стойки стабилизатора. Это тяги, с помощью которых машине придается курсовая устойчивость, они удерживают автомобиль от раскачивания. Когда они выходят из строя, в салоне слышится громкий стук.

С одной стороны стойка крепится к стабилизатору поперечной устойчивости. Он идет от правой стороны к левой и держит автомобиль от поперечного смещения. С другой — крепится к амортизатору.

Диагональные рычаги — самые большие рычаги, удерживающие автомобиль от смещения. Рычаг с одной стороны опирается на поворотный кулак, с другой — крепится к подрамнику. Соединение происходит опять же через резинометаллический шарнир — сайлент-блок.

Поперечные рычаги удерживают автомобиль от поперечного смещения. Рычаг также крепится к подрамнику. С другой стороны — через шаровое соединение к поворотному кулаку. Люфты могут быть в шаровом соединении.

Амортизаторы внимательно осматриваем на предмет внешних повреждений: коррозии, задиров, раковин, деформации корпуса или штока, негерметичности уплотнений, приводящей к подтекам амортизаторной жидкости. Конечно, многие дефекты амортизатора невозможно выявить визуально — лучше для их диагностики использовать специальный стенд, но даже и то, что мы можем увидеть, способно навести на некоторые мысли.

Переходим к задней подвеске. Здесь наиболее слабыми местами являются опять же соединения кулаков с рычагами. Это опять же сайлент-блоки рычага. Они проверяются на наличие надрывов и трещин. При обнаружении дефектов в сайлент-блоках рычага следует учитывать, что по отдельности они не меняются, меняется весь рычаг.

Часто изнашивается ступичное соединение. В нем появляется люфт, что сказывается на курсовой устойчивости автомобиля — он начинает гулять по дороге. На многорычажных подвесках существует еще верхний рычаг, также имеющий шаровые соединения и резинометаллические шарниры. Чаще выходят из строя шаровые соединения, которые находятся в креплении к ступице. Люфт выявляется визуально, методом шатания колеса.

Вообще в многорычажке очень много деталей, и каждая изнашивается по-своему. На каждую деталь нагрузка распределяется по-разному — на какую-то больше, на какую-то меньше. Поэтому меняем деталь по мере износа. Причем меняем попарно на оси. Нет смысла менять по отдельности. Даже если на паре нет люфта, он может появиться очень скоро.

Задний амортизатор долговечнее переднего, поскольку задняя часть автомобиля нагружена меньше передней.

В задней подвеске очень часто выходят из строя соединения в точках крепления заднего моста (на заднеприводных и полноприводных автомобилях), то есть несущей балки, к которой крепятся рычаги подвески, редуктор главной передачи. Эта балка очень нагружена. Она крепится через резинометаллические шарниры, которые часто рвутся. Их надо проверять на наличие трещин и надрывов.

Теперь перейдем к диагностике на стенде. Многие специалисты предпочитают именно стенд, поскольку при визуальном осмотре какое-то время — и порой весьма продолжительное — будет простаивать рабочее место (вместо бесплатного выяснения причины неисправности на нем в это время можно было бы проводить платное ее устранение), а слесарь, отвлеченный от своих прямых обязанностей, будет заниматься непродуктивной (в плане принесения прибыли станции) деятельностью.

Чтобы не отвлекать от работы специалистов и не занимать подъемники, лучше всего оснастить станцию комплексной диагностической линией — тормозным стендом. На нем можно достаточно быстро — процесс в среднем занимает от 5 до 10 минут (в чем вы сможете наглядно убедиться) — протестировать жизненно важные узлы подвески автомобиля.

Многофункциональный тормозной стенд состоит из компьютерного модуля, обрабатывающего поступающую информацию. На экране компьютера во время испытаний высвечиваются изменяющиеся команды оператору стенда, поэтому этот модуль уместнее всего установить таким образом, чтобы сидящему за рулем автомобиля специалисту было видно, что отображается на дисплее.

Кроме того, стенд включает площадки бокового увода, вибрационные площадки, замеряющие также массу автомобиля, и роликовый блок, снимающий информацию о состоянии тормозной системы.

Всей этой совокупности оборудования вполне достаточно для предельно точного диагностирования состояния подвески автомобиля. Для того чтобы получить более полные данные о состоянии остальных систем автомобиля, можно дооснастить линию дополнительными устройствами, такими как газоанализатор, прибор проверки света фар и т. д.

После ввода данных клиента (имя, отчество, адрес, марка автомобиля, тип автомобиля, номерной знак, пробег и проч.) можно начинать измерения, компьютер будет сам подсказывать, что делать оператору стенда.

После того как машина передними колесами заходит на площадку, компьютер автоматически входит в тестовый режим и запускает диагностическую программу.

 

 

Первая площадка, которую проезжает автомобиль, — площадка бокового увода. Машине достаточно просто проехать по ней со скоростью не более 10 км/ч. Этого будет достаточно, чтобы снять показания по отклонению автомобиля от прямолинейного движения. Компьютер, проанализировав поступившие данные, выведет на экран результаты измерений, которые могут быть представлены либо в числовом выражении (количество метров бокового увода влево или вправо на один километр пути), либо в виде графиков.

Далее машина заезжает на вибрационные площадки. Измеряется вес по оси. Это очень важный параметр. В привязке именно к нему анализируется тормозное усилие и делается заключение о состоянии тормозной системы. Грубо говоря, компьютер вычисляет, какое тормозное усилие необходимо приложить, чтобы остановить машину такой массы.

После измерения веса по оси автомобиля начинается тестирование амортизаторов — выясняется, как каждый из них при разной частоте вибрации площадки отрабатывает сцепление колеса с поверхностью.

Результаты выводятся в процентном выражении. Чем ниже процент, тем более плавающим будет движение автомобиля, то есть тем менее надежным будет сцепление колес с неровной дорогой.

Перемещаемся на роликовый блок. На нейтралке без торможения проверяем передние тормозные диски на овальность. Поэтапно проводим тестирование тормозной системы, постепенно увеличивая тормозное усилие. На экране компьютера отображаются команды оператору стенда.

Измерение по передней оси завершено. Процедура измерения по задней оси аналогична — устанавливаем вес по оси, проверяем левый амортизатор, потом правый. Из показаний на экране видна полная картина состояния подвески и тормозной системы автомобиля.

Теперь имеет смысл посмотреть фактические значения, зафиксированные в процессе диагностики. Именно их и нужно показывать владельцу, поскольку как раз в них и будет отражена информация, на основании которой мастера делают свое заключение о наличии тех или иных дефектов.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме