печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Носители импульса

Высоковольтные провода — чрезвычайно важный компонент системы зажигания автомобиля.

 

Очень часто при появлении каких-либо проблем с запуском двигателя или возникновении перебоев в его работе причины неисправности начинают искать в электронных компонентах системы зажигания. Проводят тестирование различных датчиков, блоков, исполнительных механизмов и лишь потом обращаются к высоковольтным проводам. Что, собственно, и понятно, ведь ресурс этих проводов составляет до сотни тысяч (а иногда даже и больше) километров пробега. А между тем опытные диагносты рекомендуют проводить диагностику, идя от простого к сложному. Так вот одним из самых простых (помимо свечей, о которых мы уже писали) в данном случае является проверка именно высоковольтных проводов.

В связи с тем, что основная задача высоковольтных проводов — передача электрических импульсов от катушки зажигания к свечам, список возможных неполадок чрезвычайно ограничен. Это может быть либо утечка тока, либо нарушение (разрыв) электрической цепи. Но и этих двух неприятностей вполне достаточно, чтобы создать массу хлопот.

Осенние дожди, наступившее вслед за ними похолодание крайне негативно влияют на работоспособность высоковольтных проводов. За лето они испытали максимальные температурные нагрузки, на них могли образоваться микротрещины, куда в период межсезонья обязательно попала влага. С понижением температуры, а еще хуже — при регулярных ее перепадах все слабые места обязательно обнаруживают себя, и начинается утечка электроэнергии (кстати, токопроводящий слой грязи, пыли, налета горюче-смазочных материалов уменьшает максимальное напряжение во вторичной цепи, что приводит к определенным сбоям и утечке). Как раз в этот период времени и наблюдается резкий скачок спроса на подобный товар.

При низких температурах провода высокого напряжения становятся более жесткими, увеличивается вероятность повреждения их изоляции и колпачков. Кроме того, из-за постоянной вибрации, сопровождающей работу двигателя, расшатываются места соединений, что может привести к ухудшению контакта, например, в крышке распределителя. А от попавших влаги и грязи происходит дальнейшее увеличение микротрещин.

При этом всегда необходимо помнить, что обрыв проволоки в обвивке неметаллической токопроводящей жилы может не проявляться на холостых оборотах и при невысоких нагрузках. А вот на повышенных оборотах двигатель будет «троить», если поврежден провод, идущий к свече, или глохнуть, если неисправен центральный.

 

Методы диагностики

Наиболее простыми являются визуальные методы диагностики без запуска двигателя.

Разрушение колпачка свечи зажигания

Повреждение колпачка из-за растрескивания и разрушения материала в результате воздействия высоких температур под капотом.

Истирание провода

Нарушение наружной оболочки, обеспечивающей защиту от истирания, вызванного механическим контактом с вибрирующими деталями двигателя. В этом случае велика вероятность повреждения первичного слоя изоляции, создается опасность утечки напряжения.

Разрушение оболочки

Происходит вследствие неспособности противостоять длительному воздействию масла и химических веществ.

Тепловое повреждение колпачка

Виной всему — чрезмерное повышение температуры двигателя или же низкое качество материалов изоляции. Часто подобная проблема может быть типичной для определенных моделей транспортных средств, что обусловлено компоновкой их моторного отсека. Например, у Daewoo выпускной коллектор расположен прямо под свечами зажигания и сильно высушивает изоляцию проводов. Как следствие — провода подвергаются повышенному тепловому воздействию и разрушаются раньше, чем на переднеприводных моделях ВАЗ.

Коррозия наконечников

Причиной является неспособность колпачков свечи зажигания и распределителя зажигания обеспечить необходимое уплотнение для защиты от влаги.

Обнаружив на проводе или его элементе тот или иной дефект из указанных выше, следует не только произвести замену проводов на более надежные и более защищенные, но и постараться устранить причину появления дефекта. При этом обязательно учтите, что провода категорически не рекомендуется ремонтировать подручными средствами. Обматывание изолентой хоть и дает иногда кратковременный положительный результат, вместе с тем может вызывать и возникновение более серьезных проблем, особенно на современных, напичканных электроникой автомобилях.

Однако не все неисправности можно выявить, только лишь взглянув на провод. Зачастую изоляция внешне может выглядеть совершенно целой, но тем не менее коммутация между элементами системы будет нарушена. В этом случае без попытки завести двигатель или хотя бы немного «покрутить» стартером уже не обойтись.

Метод так называемой проверки на «свечение» известен многим. Пожалуй, это самый распространенный способ тестирования высоковольтных проводов. В темноте при функционирующем двигателе открывается капот и, если обнаруживаются яркие проблески искр вдоль изоляции, ставится однозначный диагноз — провода неисправны. Хотя следует учитывать, что порой причиной подобного явления могут быть кристаллики соли на проводе.

Иногда полезно бывает внимательно... прислушаться. Когда искра проскакивает на массу перед свечой зажигания, то в моторном отсеке слышны щелкающие или трескающие звуки.

Существуют и более надежные способы установления неисправности — при помощи неоновой лампочки и двух кусков одножильного провода. Один провод наматывается на высоковольтный провод как можно ближе к свече (четыре-пять витков), второй — на «минус» батареи. Подключаем к ним лампу и запускаем двигатель. Лампа должна гореть. Если она совсем не горит или горит неравномерно, то такой провод нужно менять. Если лампа мигает в такт искре, то все в порядке.

Если нет лампочки, можно воспользоваться подходящим по длине отрезком провода, зачищенным с двух сторон. Один конец соединяется с «массой», а вторым поочередно водится вдоль высоковольтных проводов, от начала до конца, включая резиновые колпачки с обоих концов проводов. Также имеет смысл провести этим проводом сверху между электродами и вокруг крышки распределителя, по крышке катушки зажигания, не касаясь контактов. Если где-то есть трещины, разрывы, то в этом месте проскочит серия искр между концом оголенного провода, которым вы ведете, и, например, резиновым колпачком свечи. В этот момент двигатель начнет «троить» — работать неровно, неустойчиво. Это означает, что именно в этом месте имеется неисправность. При обнаружении этого дефекта замените неисправные части высоковольтной системы.

На обрыв высоковольтные провода можно протестировать омметром, подключив его к наконечникам провода. Для этого отсоедините высоковольтные провода от свечей и катушек зажигания. Снимайте провода для предотвращения их повреждений начиная с колпачка, а не выдергивая резко за изоляцию. Очистите и проверьте целостность изоляции. Проверьте внутренние поверхности контактов высоковольтных проводов на отсутствие коррозии или нагара. Омметром измерьте сопротивление. Для большинства легковых автомобилей оно не должно превышать 1 кОм. В противном случае провод следует заменить. Хотя на некоторых внедорожниках, лимузинах представительского класса и прочих крупных транспортных средствах оно может быть и больше. Поэтому точные номинальные значения лучше уточнять в справочной литературе.

 

Замена проводов

Замена проводов высокого напряжения обычно не вызывает затруднений. Главное — не перепутать распределение проводов с катушки, чтобы каждый шел к своему цилиндру, иначе собьется рабочий такт и машина попросту не заведется.

Гораздо больше проблем связано с правильным выбором проводов. Естественно, в этом деле нужно целиком и полностью полагаться на рекомендации автопроизводителя, но зачастую они могут быть не известны или же под одно требование может подходить продукция сразу нескольких именитых брендов. Как тут быть? Вот несколько советов.

Если система зажигания дает высоковольтный импульс с небольшой энергией — например, у автомобилей с контактной системой зажигания (большинство заднеприводных ВАЗов), — то ставить провода с высоким распределенным сопротивлением не стоит. Это снизит мощность искры, и, при неблагоприятных условиях, возможны пропуски воспламенения горючей смеси (например, при пуске холодного двигателя зимой).

Сопротивление провода можно измерить с помощью тестера. Однако для проводов с обвивкой токопроводящей жилы этот способ не корректен, так как при работе на двигателе величина их сопротивления меняется. Это обусловлено их конструктивными особенностями.

Выбирая провода по материалу изоляции, следует учитывать напряжение в системе зажигания конкретного автомобиля. При максимальных его значениях, которые могут быть указаны в руководстве по ремонту, изоляция не должна допускать пробоя. Предпочтительнее провода с изоляцией и колпачками из материала, который не становится жестким и ломким на морозе и выдерживает высокую температуру в моторном отсеке, например из силикона. Кроме того, он меньше смачивается водой, а значит, снижается вероятность электрического пробоя. Силикон на ощупь восковитый, и провода из него допускают сильные перегибы.

Вообще международная классификация высоковольтных проводов DIN-ISO 3808 разделяет их на пять классов в зависимости от качества. Учитываются такие показатели, как температурная устойчивость при старении, устойчивость к термической перегрузке и тип изоляции.

Вывод напрашивается сам собой: лучше всех провода класса F. Они обладают наибольшим ресурсом, минимизируют потери энергии, устойчивы к вибрации, эффективно противостоят воздействию воды, бензина и масла. Но провода из других классов тоже неплохи. Каждый из них великолепно подходит для своих условий эксплуатации, а также определенным маркам и моделям транспортных средств.

 

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме