печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Мелочи на ТО: Не губите на корню

При регулярном ТО и частники, и сервисные центры нередко пренебрегают простейшими, но обязательными операциями. Среди них, например, смазка дверных петель и замков, очистка сапуна, обслуживание АКБ, контроль и регулировка привода стеклоочистителей, замер давления в топливной рампе для диагностики бензонасоса, подготовка сопрягаемых поверхностей (очистка) перед заменой ответственных деталей, таких как воздушный фильтр, свечи накаливания дизельного двигателя, и др.

 

Подошла пора очередного технического обслуживания. «Что там, маслице сменить, пару фильтров, и можно ездить дальше...» — типичная цитата из гаражных бесед. И ведь беда в том, что это распространенное заблуждение носит настолько массовый характер, что через некоторое время можно услышать не менее распространенное: «Ой, сломалось, износилось, окислилось, заклинило, протерлось, прохудилось...»

В любой программе планового ТО, разработанной производителем техники, гораздо больше операций, чем замена масел, других технических жидкостей и фильтров. Просто иногда эти работы кажутся несущественными, и ими пренебрегают. Бывает и наоборот: сервисмены в погоне за длинным рублем могут навязать автовладельцу работы, которые в данный момент не требуются. Давайте проанализируем ситуацию, обсудим вероятные последствия, и тогда, быть может, удастся спасти от преждевременного износа не одну машину, а также сэкономить средства их владельцев...

Когда заканчивается гарантийный период, автовладелец, как правило, ищет более дешевую альтернативу официальному дилеру, нередко ТО проводится собственными силами. И тогда могут начаться «чудеса», причем как с самим автомобилем впоследствии и в самый неподходящий момент, так и с его владельцем в виде неприятностей, которых, как всегда, не ждали...

 

МАСЛО МОТОРНОЕ И НЕ ТОЛЬКО

 

Первое, с чего начинается практически каждое ТО, — это замена масла в двигателе. Про то, что оно должно соответствовать по классу качества и вязкости руководству по эксплуатации, можно лишь напомнить, гораздо больше «махинаций» происходит с интервалом замены. Дилерские СТО нередко занижают этот межсервисный интервал по пробегу, чем того требует инструкция, мотивируя тяжелыми условиями российской эксплуатации. Это дает им возможность реализовывать — понятное дело, не себе в убыток — большее количество масла и фильтров, а также закрывать дополнительные нормо-часы на произведенные работы. И все под страхом лишения гарантии. Непорядочным слесарям это дает возможность немного приворовать масла, не сливая его полностью, иногда «на сверхсрочку» остается и масляный фильтр. С другой стороны, у нас действительно более тяжелые условия для работы моторного масла: годовые перепады температур достигают 80 градусов, да и с юга на север нашей страны в среднем три дня пути. Второе, что несомненно уменьшает срок службы масла, — некачественное топливо с высоким содержанием серы, металлов и иных примесей. И если победить непорядочность ремонтников можно тотальным контролем и личным присутствием в ремзоне, то в камеру сгорания с головой не нырнешь. А ухудшение смазывающих свойств вы никак не обнаружите, как и перепускающий через байпасный клапан забитый масляный фильтр, просто в определенный момент ресурс двигателя окажется ниже, чем вы ожидали. И это может произойти уже у следующего владельца. Вот вам одна из причин, которая заставляет предпочесть коту в мешке бывшей в употреблении техники долговую яму кредитования новой.

Вывод. Истина, как всегда, где-то посередине. Сэкономить лучше, чуть передержав (но в очень разумных пределах) замену масла в механической коробке передач или нескоростной главной паре, где оно не подвергается активному окислению и тепловым нагрузкам, но не в двигателе!

 

 

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ДРУГИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

 

Здесь речь пойдет о технических жидкостях — антифризе и тормозной. Регламент, как правило, требует производить замену антифриза и тормозной жидкости один раз в два года. Этим требованиям по окончании гарантийного срока не следуют почти никогда. В антифризе за это время утрачивают свои свойства антиокислительные присадки, берегущие алюминиевые и медные компоненты системы охлаждения и ее резиновые уплотнения, а гигроскопичная тормозная жидкость на основе этиленгликоля набирает чрезмерное количество влаги. Да, если она трудится в гидроприводе сцепления, вряд ли она закипит, вызвав отказ тормозов, но лишняя влага все равно сделает свое «мокрое» дело, досрочно прикончив недешевые компоненты. Да и если не закипят тормоза, все равно раньше времени может «помереть» и суппорт, и блок АБС (с блоком АБС случается, к счастью, значительно реже, чем с главным тормозным цилиндром и рабочими колесными механизмами, но стоимость компонента просто космическая!). Доказательства вы найдете без труда в любом автосервисе, попросив показать замененные за смену детали.

С антифризом вообще особая песня. Он не свернется, может даже не утратить прозрачность и цвет, но вместо защиты будет нещадно убивать головку цилиндров, помпу, резиновые детали. В процессе эксплуатации в систему охлаждения могли доливать воду, причем маловероятно, что дистиллированную, в некоторых случаях антифриз могли разбавить и другим составом, не всегда совместимым. Приговор: менять строго по регламенту, а если авто не молодо, но начинает жизнь с чистого листа у нового хозяина — менять и не экономить. Однозначно!

 

ПРОСТЫЕ ВЕЩИ

 

Многие думают, что регламентное техобслуживание — это так, заменить масло, пару новых фильтров поставить, глянуть на состояние колодок, проверить свет — и в путь. Только почему-то в технологических картах ТО, разработанных производителем, гораздо более широкий перечень работ. Проверить, смазать, зачистить, отрегулировать, довести до нормы... А мы потом удивляемся провисшим дверцам с заклинившими замками; окисленным контактам, когда не можем запустить двигатель; текущим сальникам из-за забитого грязью сапуна; отказавшему электровентилятору, так как радиатор, напрочь забитый грязью, спасая двигатель от перегрева, работал непрерывно; скрипящей подвеске и тугому рулю — шкворни и втулки «забыли» прошприцевать на американском раритете. Список можно продолжать до бесконечности.

Терпения, да и образования, чтобы внимательно изучать различные инструкции и руководства, хватает далеко не всем, кто занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей. У каждой машины свои особенности и порядок работ, но есть характерные операции, которые не делают «забывчивые» механики и о необходимости которых не подозревает владелец.

Даже на грузовых автомобилях, а тем более на пассажирских автобусах и такси, нельзя пренебрегать смазкой дверных петель и замков, причем использовать необходимо только современные высокоадгезионные материалы с хорошей проникающей способностью. Именно они способны обеспечить долговременную защиту от механического износа дверных петель и механизма закрывания замков. «Забывчивость» слесарей выдаст сильный скрип при работе дверного узла и жесткое закрывание дверцы. В зимний период также необходима обработка дверных уплотнителей силиконовой смазкой. Последствия пренебрежения этой операцией — преждевременный (уже через год) выход из строя личинок дверных замков, провисание дверец, которое уже нельзя компенсировать регулировкой через 60—70 тыс. км пробега, что в конечном итоге скажется на товарной стоимости автомобиля, когда наступит момент его продажи. Цена комплекта личинок дверных замков доходит до 300—400 евро. Особенную неприятность может доставить владельцу сломанный ключ, оборудованный «чипом», которым пытались открыть заедающий из-за отсутствия смазки замок. Мало того что автомобиль не сможет продолжить движение, так еще и изготовление дубликата обойдется в среднем в 2—5 тыс. руб. А ведь стоимость технологической операции по обслуживанию не превысит 0,2 нормо-часа на работы (примерно 200 руб.) и не более 100 руб. на смазочный материал.

 

ИЗ АВТОМОБИЛЯ БАТАРЕЮ НЕ ВЫКИНЕШЬ

 

Не бывает «необслуживаемых» аккумуляторных батарей! В самом принципе работы автомобильного кислотного аккумулятора заложены кипение и испарение воды, а значит, запасы дистиллированной воды необходимо регулярно пополнять, предварительно очистив поверхность аккумулятора от пыли и грязи. Расход воды также усиливается с ростом «забортной» температуры воздуха. Жарким летом 2010 года средний расход воды составлял один литр в месяц на аккумулятор 125 А·ч (речь идет о грузовых автомобилях). Соответственно, если вы забыли проверить уровень воды хотя бы в течение полугода, то такой аккумулятор может лишиться до пяти литров жидкости (грузовая техника), что неминуемо приведет к оголению пластин, которые напомнят о себе первым же морозным ноябрьским днем. Средняя стоимость одного литра дистиллированной воды — около 10 руб., норматив трудоемкости — 0,4 нормо-часа. Затраты — до 500 руб., цена новой АКБ — от 5 тыс. руб. (125 А·ч).

Раз уж речь зашла об аккумуляторах, то обязательно проверяем, зачищаем и смазываем клеммы, чтобы не попасть впросак, когда температура за окном опустится ниже нулевой отметки.

 

АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Бесспорно, важнейший элемент активной безопасности автомобиля — звуковой сигнал. Для того чтобы в экстренной ситуации он был услышан, создатели машины располагают его в передней части, не всегда даже прикрыв защитной решеткой. А вот соленые зимние дороги мегаполиса способны довольно быстро «прикончить» столь необходимый «музыкальный инструмент». А ведь что нам стоит при проведении ТО обработать его аэрозольным защитным влаговытесняющим составом? Затрат практически никаких, а вот эффектом может быть спасенная жизнь, пусть даже кошачья.

И еще об активной безопасности. Замена тормозных колодок передних дисковых механизмов не вызывает трудностей, кроме случаев с составными многопоршневыми суппортами. «Лихие» парни-слесари делают эту работу одной левой, часто даже не отворачивая обеих направляющих. А если по уму, то надо, помимо полной очистки и обезжиривания поверхностей суппорта, смазать и направляющие или оси (в зависимости от конструкции), а на поверхность перемещения колодок нанести специальную медную или алюминиевую смазку, после чего собрать узел, заменив попутно противошумовые и теплоизоляционные проставки колодок. Поверьте: ТАК, КАК НАДО, делают меньше половины! Ржавые и потертые проставки летят в помойку или вовсе теряются, про смазку «забывают» вообще почти повсеместно. А потом невозможно пройти техосмотр из-за неравномерности тормозных сил, да и колодки при типовом «раздолбайском» подходе и ходят меньше, и греются больше.

 

КОГДА ДАВЛЕНИЕ ВО ВРЕД («ГИПЕРТОНИЯ» КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ)

 

Повышенное давление масла в агрегатах трансмиссии приводит к преждевременному выходу из строя сальников. При относительно невысокой стоимости запасных частей замена сальника связана с необходимостью демонтажа различных «соседствующих» узлов и агрегатов, что нередко выливается в весьма продолжительный ремонт. А ведь простейший клапан, именуемый сапуном, никогда не допустит аварийного повышения давления масла в коробке передач или ведущем мосту. Но только при одном условии: если он будет исправен. Для выполнения этого условия не следует пренебрегать при проведении ТО очисткой сапунов от дорожной грязи. Нормативное время работы вряд ли превысит 0,1 нормо-часа.

 

И В ДОЖДЬ, И В СНЕГОПАД

 

И еще один узел, который регулярно обделяют смазкой при проведении ТО, — шарнирные сочленения трапеции стеклоочистителей. Простейшая работа по обслуживанию этого узла бывает совмещена с незначительными трудностями, связанными с доступом к этим шарнирным сочленениям. Во всем виновата лень-матушка!

 

ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ МЕТУТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ СОРЯТ

 

В современном автомобиле воздуховоды фильтра очистки воздуха, как правило, состоят из множества сопрягаемых между собой пластмассовых деталей. В соединениях используются чаще всего пружинные защелки и резиновые уплотнители. Пренебрегая чистотой и аккуратной, без перекосов, установкой этих деталей, вы рискуете получить недостаточно хорошее уплотнение и, как следствие, подсос нефильтрованного воздуха. Обычная невнимательность и неаккуратность при выполнении простейшей операции — замене воздушного фильтра — через некоторое время обернутся абразивным износом двигателя, для «лечения» которого как минимум потребуется замена поршневой группы.

 

 

* * *

Для кого-то все изложенное выше давно уже стало правилом, а кто-то скептически отнесется к такому подходу. Вот только станет ли от этого меньше неисправных машин на обочине?

 

И НАОБОРОТ

 

Большинство современных легковых автомобилей имеют заданный интервал технического обслуживания 15 тыс. км. Гарантия производителя при этом часто составляет 3 года или 100 тыс. км, в зависимости от того, что наступит раньше. Автомобили с небольшими годовыми пробегами мы в этом примере не рассматриваем. Итак, исходя из вышеизложенного, последнее техническое обслуживание гарантийного периода должно быть произведено при пробеге 90 тыс. км. Официалы, прекрасно понимая, что с их ценовой политикой после окончания гарантии любой автовладелец будет искать более дешевую альтернативу и, скорее всего, больше к ним на этой машине не приедет, пытаются при выполнении этого ТО сделать чуть ли не двойной объем работ. Мотивируется это, естественно, суровыми российскими условиями эксплуатации. Вот несколько примеров, самых безобидных. По заводской документации Mitsubishi замена масла в вариаторе делается при пробеге 105 тыс. км, следующая замена производится уже с вскрытием поддона и заменой фильтрующего элемента по достижении 210 тыс. км. Угадайте, что предложит вам сделать на 90 тыс. км дилерская СТОА? Или вот еще. Замена ремня газораспределительного механизма на большинстве двигателей Opel с турбонаддувом предусмотрена немцами через 120 тыс. км (на атмосферных моторах — до 150 тыс. км). Учитывая специфику турбины и темперамент некоторых водителей, можно подстраховаться и заменить ремешок и ролики на 10—15 тыс. км раньше требуемого пробега. Так ведь дилеры настаивают на обязательной замене именно на 90 тыс. км!

Рубеж 100 тыс. км — повод для многих автомобилистов задуматься о приобретении нового авто. И эта небольшая история, рассказанная выше, поможет сэкономить на эксплуатации машины, судьба которой уже решена, а покупателю вторичного рынка, наоборот, уделить повышенное внимание узлам и системам, обслуживание которых необходимо в этот самый переходный момент.

 

 

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме