печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Масло Castrol EDGE Titanium FST: новейшие технологии на службе человеку и мотору

Масло Castrol EDGE Titanium FST: новейшие технологии на службе человеку и мотору

Титан — легкий, прочный, тугоплавкий металл, широко применяемый в авто-, авиа- и ракетостроении. Это знают все (или почти все), кто учился в школе. Чуть меньшему количеству людей, не являющихся химиками-технологами, известно, что титан сегодня используется еще и при производстве медицинских инструментов, спортивных и ювелирных товаров и даже в зубных имплантатах. И наверное, совсем немногие знают, что инженеры Castrol расширили сферу применения соединений титана: «аэрокосмический» металл отныне используется при производстве моторных масел.

 

На вопрос «Почему титан?» ответить придется издалека. Нравится это кому-то или нет, но мы живем в эпоху мощнейшего давления экологов на автопроизводителей. Экологические стандарты постоянно ужесточаются, доходит до того, что власти американского штата Калифорния регулярно требуют, чтобы к такому-то году столько-то процентов новых автомобилей на территории штата вообще не выбрасывали ничего вредного в атмосферу.

 

 

Автопроизводители, находясь под мощным прессингом экологических стандартов, всеми силами стараются сократить потреб-ление топлива и объем вредных выбросов, но при этом не потерять в эффективности моторов. Иначе, как говорится, народ не поймет. Закономерным итогом стало то, что двигатели сегодня становятся все меньше по рабочему объему и при этом все мощнее. Широкое распространение получает турбонаддув. За последнее время нагрузка на каждую из деталей двигателя возросла почти вдвое.

 

Понятно, что ни о каких «моторах-миллионниках» в таких условиях речи быть не может, но, чтобы сохранить ресурс двигателей на приемлемом уровне, автопроизводители постоянно повышают требования к моторному маслу. Ну а чтобы этим требованиям соответствовать, инженеры Castrol решили использовать при производстве масел соединения титана.


Так почему же все-таки титан? Вспомним его физические свойства. Температура плавления этого металла — 1660 °С, точка кипения — 3260 °С. Титан пластичный,  кроме того, он имеет высокую вязкость и, например, при механической обработке склонен даже к налипанию на режущий инструмент.


Внедрению технологии Titanium FST в производство моторного масла Castrol EDGE предшествовало пять лет исследований, проведенных специалистами компании совместно с учеными из ведущих институтов. Команда под руководством 15 инженеров-разработчиков составила около 2400 различных композиций моторных масел, которые прошли испытания по 100 различным программам.

 


Помимо характеристик масла по снижению трения, разработчики анализировали способность масел предотвращать образование отложений, их антикоррозионные свойства, а также показатели в условиях экстремальных температур. Технологи Castrol провели сотни моторных испытаний, в ходе которых двигатели «прошли» эквивалент более 3 млн км пробега. Это расстояние сопоставимо с четырьмя полетами на Луну и обратно или с 75 путешествиями вокруг света.

 

В результате было разработано масло, в котором используются растворимые полимерные соединения титана, работающие «в унисон» с фирменной технологией Fluid Strengh Technology (FST). Масляная пленка за счет этого, как показали тесты, становится в два раза устойчивее к срыву, площадь контакта металла с металлом в двигателе сокращается до 45 % более эффективно, а трение снижается на 15 % по сравнению с маслами без титана.


Масла серии Titanium FST весьма успешно прошли тесты на получение допусков ведущих автопроизводителей. Испытания противоизносных характеристик, к примеру, проводились на моторах Porsche, BMW и Volkswagen. В каждом из тестов существует определенный предел износа деталей двигателя, при достижении которого (если это произошло ранее требуемого тестом значения времени) испытания останавливаются.

 


Выяснилось, к примеру, что если в состав масла, обеспечивавшего при прохождении теста VW 504.00 /507.00 необходимые противоизносные характеристики около 500 часов, добавить компоненты комплекса Titanium FST, то станет возможно обеспечивать необходимые противоизносные свойства свыше 650 часов. Кроме того, как показали испытания, новая технология на основе соединений титана на физическом уровне меняет поведение моторного масла в условиях экстремальных нагрузок, что позволяет защищать даже двигатель, работающий на пределе возможностей.


Да, совершенства в этом мире нет, но, как показывает практика (и опыт инженеров Castrol), продлить при помощи современных технологий ресурс двигателя вполне возможно. Даже в условиях постоянного давления «зеленых» на автопроизводителей.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме