печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Компоненты

Краска, двери, четыре ствола

Правильный выбор краскопульта определяет качество и экономичность получаемого лакокрасочного покрытия. Мы испытали четыре краскораспылителя наиболее престижных брендов, чтобы сравнить устройства по удобству в работе, скорости нанесения финишных покрытий, качеству полученных результатов, а также определить их основные преимущества и недостатки.

 

Сравниваем краскораспылители

 

 

 

 

 

 

 

 

Все тестируемые нами краскораспылители относятся к системе пневматического распыления лакокрасочного материала (ЛКМ) со средним давлением на выходе распыляющей головки краскораспылителя — примерно от 1,3 до 1,65 бар. Как известно у  DeVilbiss эта система называется TRANS TECH, а в более новой версии -  НЕ (High Efficiency), у SATAjet — RP, у Walcom и Iwata — НТЕ.

Данная система пневматического распыления была выбрана не случайно. В проводимом тестировании, кроме всех вышеуказанных параметров, оценивались возможности краскораспылителей системы среднего давления различных производителей по нанесению финишных лакокрасочных покрытий — базовой эмали и прозрачного лака.

 

Разведка перед боем

Одной из наших задач была оценка универсальных качеств тестируемых краскораспылителей. Хотя, конечно, если у компании есть возможность приобрести два пистолета: один для «базы», а второй для лака, то это будет наиболее правильным вариантом. При этом для нанесения базовой эмали обычно рекомендуется краскопульт системы низкого давления (около 0,5—0,7 бар) в распыляющей головке под названием HVLP или LPH c дюзой 1,3, а для нанесения лаков — системы среднего давления, как указывалось выше, только с дюзой 1,4.

 

 

Тестирование краскораспылителей производилось в учебном центре компании «ТД „АВТОграф“». Для начала мы осмотрели внешний вид и оценили упаковку и комплектацию каждого аппарата. По дизайну, эргономике и удобству в работе все краскораспылители достойны самых высоких оценок. Впрочем, стоит отдельно отметить дизайн пистолета Iwata, разработанный итальянским бюро Pininfarina, — данный краскопульт, пожалуй, самый стильный среди «испытуемых». Есть небольшое замечание к SATAjet — у него немного туговат курок, но это, скорее всего, заметно в сравнении с остальными краскопультами; со временем мастер привыкнет. Что касается комплектации и упаковки, то здесь хотелось бы выделить Walcom GENESI Top Line, он единственный из представленных краскораспылителей упакован в пластиковый кейс и имеет в комплектации, кроме ключа и ершика для чистки, как у других конкурентов, ремкомплект всех основных прокладок, три фильтра для бачка, специальную бессиликоновую смазку и манометр с регулятором давления. При этом цены на данный краскораспылитель несколько ниже цен представленных для тестирования конкурентов.

Преимущество по весу краскораспылителя в снаряженном состоянии — с бачком и манометром — здесь имеет DeVilbiss — 804,5 г, за ним следует SATAjet — 816,5 г, далее Iwata — 912,8 г, и последний по данному показателю — Walcom, он весит 958 г.

 

 

Снимаем с предохранителя

Суть практического тестирования краскораспылителей заключалась в поэтапном нанесении лакокрасочных материалов РРG Quickline: базовая эмаль QB LAD281 Crystal, затем лак QC 400 HS — поочередно тремя малярами с помощью вышеуказанных окрасочных пистолетов. Для окраски использовались облицовочные панели передних дверей от автомобиля ВАЗ-2105 площадью 0,54 кв. метров каждая, предварительно подготовленные для нанесения финишных покрытий. После нанесения каждого слоя материала различными краскопультами производилось контрольное взвешивание краскопульта и отмечалось время нанесения материала. Затем было определено среднее время нанесения базовой эмали и лака, а также средний расход материалов. Были сняты и размеры следа факела при нанесении базовой эмали каждым краскопультом.

 

 

Результаты тестирования

 

Оценка качества и размера пятна окрасочного факела

Окраска производилась каждым краскораспылителем на расстоянии 18 см от окрашиваемой поверхности. Оценивались следующие параметры:

1) форма и размер пятна окрасочного факела;

2) равномерность распределения ЛКМ в окрасочном пятне;

3) качество разбивки ЛКМ.

Форма окрасочного пятна факела краскораспылителя должна быть овальной, с равномерным распределением ЛКМ внутри этого пятна. Не должно быть краски внутри больше, а по краям меньше, и наоборот. Лакокрасочный материал должен разбиваться равномерно. Это мы и наблюдали у всех краскораспылителей. Кроме формы, важен и размер факела, так как это влияет на количество проходов при окраске детали и, соответственно, на скорость и равномерность нанесения материала. Но не всегда, так как на скорость нанесения (особенно с более вязкими составами, например лаками) влияет потребление воздуха краскораспылителем и рабочее давление на выходе распыляющей головки.

 

 

У Iwata самый широкий факел, но при этом самая низкая скорость нанесения лака. Форма и ширина факелов остальных краскопультов примерно одинакова.

Согласно полученным результатам измерения длины факела, наибольший размер пятна наблюдается у Iwata, наименьший — у Walcom. По качественным параметрам (пункты 2 и 3) все краскораспылители показали достойные результаты. Любой из них может успешно использоваться для нанесения даже самых сложных цветов базовых эмалей.

Заправляем баллоны и переходим к окраске.

 

 

Нанесение базовой эмали

 

Самый быстрый краскораспылитель — SATAjet, но при этом выше оказался и расход материала, так как его у него больше, чем у других, уходит в опыл и улетает с потоками воздуха. Больше вероятность образования так называемой «яблочности» и «облачности» на окрашенной поверхности.

Самым экономичным и лучшим среди тестируемых краскораспылителей по качеству разбивки и нанесения базовой эмали оказался краскопульт Iwata. Он очень мягко и легко раскладывает базовую эмаль, и нет никакой необходимости делать припыл на последнем выравнивающем слое для исключения уже упоминавшегося выше эффекта «яблочности» на окрашенной поверхности.

DeVilbiss и Walcom показали достаточно ровный результат по качеству и по расходу материала. Небольшая разница замечена в скорости работы: DeVilbiss немного быстрее.

 

 

Нанесение прозрачного лака


 

При нанесении лака самый быстрый результат показал краскопульт SATAjet — 36,0 сек., но при этом, в отличие от нанесения базы, здесь и самый низкий расход материала — всего 118 г. Самую низкую скорость и наиболее высокий расход материала показал японский краскораспылитель Iwata — 58,0 сек. и 128 г соответственно. Правда, стоит добавить, что данный краскопульт с размером сопла 1.3 мм производитель рекомендует для нанесения базовой эмали, а для достижения положительного результата по нанесению лака, рекомендуется использовать размер сопла не меньше чем 1.4мм. DeVilbiss и Walcom показали все тот же стабильный результат по качеству, и расходу материала. Однако, так же как и в случае с базовым покрытием, DeVilbiss оказался чуть быстрее.

 

 

При визуальной оценке качества окрашенных панелей (всего 12 штук) существенных недостатков выявлено не было. Это позволяет сделать вывод, что любой из протестированных краскопультов может успешно использоваться для нанесения как сложных базовых эмалей, так и лаков.

 

Подведем итоги

 

 

Как было замечено выше, оптимальным решением для маляра является использование нескольких краскораспылителей (один для «базы», а второй для лака).

В качестве общего вывода по данному тесту можно сказать следующее: если есть необходимость в высокой скорости нанесения (и особенно лака), то это однозначно SATAjet. Для наиболее качественного нанесения базовой эмали лучше всего подойдет краскопульт Iwata. Ну а если необходим универсальный вариант, то здесь максимальная эффективность будет достигнута с помощью DeVilbiss или Walcom.

DeVilbiss чуть быстрее в работе, а Walcom оказывается выгоднее в цене, да и комплектация у него более полная.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме