печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Компоненты

Компоненты NTN-SNR: из чего собирают Mercedes-Benz, Audi и Porsche

Компоненты NTN-SNR: из чего собирают Mercedes-Benz, Audi и Porsche

В большенистве случаев автовладельцы делят запчасти на два типа: оригинал и неоригинал, выбирая очень часто те, которые оказываются не столько лучше, сколько дешевле. А вот в чем преимущество оригинальных компонентов для многих так остается загадкой. Журнал "Движок" воочую увидел, как разрабатывают и производят запчасти, поставляемые на конвейер крупнейших автопроизводителей мира.

 

В среднем современный автомобиль состоит из 10 тыс. разных деталей. Часть из них фактически вечные — литая чугунина, которая, например, служит корпусом различных составных элементов. Часть деталей, наоборот, является «расходниками» и подлежит регулярной замене — фильтры, свечи, тормозные колодки, эксплуатационные жидкости. Основная же масса групп элементов начинает доставлять автовладельцам хлопоты только через несколько лет эксплуатации. Это тормозная система, система охлаждения, система кондиционирования, коробка передач, ну и конечно, двигатель, которые подвержены износу, а значит, рано или поздно требуют ремонта и, с большой вероятностью, замены.

 

 

Так вот многие забывают, что каждая из вышеописанных составных систем сама состоит из еще более мелких узлов, которые подвергаются основным нагрузкам и порой являются первопричиной проблем эксплуатации той или иной неисправности. Одна из таких групп запчастей — подшипники. Именно без подшипников невозможна ни работа двигателя, ни переключение передач, да и колеса, собственно, без них не сдвинутся с места. Все, что внутри автомобиля вращается, двигается и крутится, работает на подшипниках. И именно от их качества зависит то, насколько долго останется в рабочем состоянии каждая из систем автомобиля.

 

Одним из главных «конвейерных» поставщиков подшипников является совместное франко­японское предприятие NTN­-SNR, обеспечивающее 45 % автомобильного рынка мира и чуть ли полностью обслуживающее всех автопроизводителей Европы. Если разобрать вашу машину, будь то Porsche, Mercedes-Benz или Renault, Peugeot и Citroen, то почти в половине случаев окажется, что подшипники коробки передач и приводов ГРМ произведены компанией NTN­-SNR. А ступичными подшипниками укомплектовано 98 % европейских автомобилей.

 

,

Ассортимент подшипников компании впечатляет: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, промышленные механизмы и даже отдельные космические приборы – везде используются детали NTN-SNR. А гигантский подшипник для скоростного поезда TGV помог ему поставить рекорд скорости – 574 км/ч.

 

В первую очередь стоит отметить, что производством подшипников в их современном виде компания занимается уже 70 лет и за это время смогла достичь столь впечатляющих показателей. Центральный производственный комплекс компании состоит из четырех основных частей: непосредственно производства, лаборатории, склада и администрации. Благодаря тому, что абсолютно все этапы производства — от проектирования до серийного выпуска — компакт­но и автономно расположены на одной территории, компании удается добиваться невероятной оперативности взаимодействия между своими подразделениями.

 

 

Французский курортный город Анси, в котором базируется предприятие, расположен в предгорье Альп с одной стороны и красивым одноименным озером с другой. Так что уровень комфорта, картинка из окна и климатические условия у рабочих на зависть многим.

 

Святая святых франко­японской компании — лаборатория, которая одновременно является испытательным центром. Именно здесь лучшие умы придумывают, разрабатывают и испытывают все новейшие технологии, которые позволят сделать лучший в мире подшипник. Каждое помещение — это отдельный испытательный стенд, где подшипники проверяются на долговечность, выносливость и надежность. Все тестовые установки подшипников являются собственной разработкой NTN­-SNR.

 

 

Проверяются абсолютно все параметры, причем изначально в критических условиях. Если идет тест на выносливость подшипника легкового автомобиля, то на него подается нагрузка до 8 тонн, которую в реальной жизни он никогда не испытает. Если тестируют подшипник для шасси самолета, то каждые три минуты испытательный робот имитирует взлет, заход на посадку и всевозможные перегрузки. Если это скоростной поезд, то стандартный режим теста — скорость 500 км/ч, каждые три минуты имитация экстренного торможения и резкого перестроения с прямой траектории.

 

 

Некоторые тестовые установки безостановочно испытывают подшипник... годами! Как результат, в лабораторных условиях специалистам компании удалось достигнуть для подшипника ресурса в 1 000 000 км, правда, в реальной жизни регламент его замены значительно меньше и зависит уже от автопроизводителя.

 

Одной из главных составляющих подшипника является уплотнитель, который, кстати, далеко не всегда представляет собой резиновую вставку. На самом деле ее работоспособность также результат высоких технологий и безостановочных тестов. В NTN-­SNR специально завозят песок из Аризоны, грязь из Японии и грязевую смесь, составленную специалистами Renault в Европе. Размешав это в разных пропорциях с водой, в этот грязевой «компот» опускают движущийся подшипник, который работает там до потери своих свойств.

 

 

Благодаря таким условиям проверки от уплотнения удалось добиться 100%­-ой защиты подшипника от внешних воздействий. При этом само уплотнение никак не соприкасается с подвижными частями, поэтому износа практически не происходит. Компания NTN­-SNR для автомобильной отрасли производит подшипники только закрытого типа, и они не подразумевают вообще никакой разборки. «Это, кстати, типичная ошибка, когда вскрывают наше уплотнение и добавляют туда смазку. А то и вообще откачивают „родную“ и добавляют туда непонятный „солидол“. С момента вскрытия родного уплотнения ступичный подшипник уже можно считать нерабочим. Уплотнение в подшипниках NTN­-SNR сделано таким образом, что, каким бы профессионалом вы ни были, установить в исходное положение его уже будет невозможно», — констатирует Леонид Нерезов.

 

 

Леонид Нерезов - директор департамента автомобильных запчастей NTN-SNR RUS свободно владеющий не только французским языком, но всей информацией по продукции компании, три дня без устали рассказывал журналистам и про подшипники, и про особенности жизни во Франции.

 

 

Производство подшипников — не менее высокотехнологичный процесс. Заводы NTN­-SNR оснащены оборудованием по обработке металлов давлением, а также уникальными станками, многие из которых разработаны внутри самой компании. «Ручная» проверка также входит в обязательную программу. Прямо рядом с огромным производственным прессом один из сотрудников выборочно берет заготовки и сравнивает их с эталоном, проверяя деталь по всем необходимым геометрическим параметрам. Если хоть один из них не соответствует требованиям, останавливают весь пресс и начинают проверять пресс­форму.

 

 

После пяти ударов громадного пресса обычный железный цилиндр превращается в корпус будущего подшипника.

 

Одним из важнейших параметров надежности является, конечно, качество металла, из которого делаются подшипники NTN-­SNR. На заводе отмечают, что найти соответствующую требованиям сталь — огромная проблема. У компании буквально пара проверенных поставщиков металла. На каждом этапе производства —обязательный контроль качества. «Именно многократный циклический контроль качества —залог нашей непревзойденной надежности. По статистике, на каждый миллион произведенных подшипников NTN­-SNR обнаруживаются только четыре бракованных детали. Процент — меньше погрешности», — небезосновательно хвастается Леонид.

 

 

До полной готовности подшипники собирают уже роботы. Проверка соответсвия эталону и качества почти на каждом этапе выполнения даже самой незначительной операции. Между ними ещё шлифовка и полировка.

 

Уже на складе продукции, построенном, кстати, по последним стандартам c современными системами безопасного хранения, комплектации и упаковки, мы увидели даже специальную зону досмотра и контроля грузов для авиадоставки. Да­да, компания NTN-­SNR обладает полномочиями проводить собственный контроль авиабезопасности грузов. Ещё интереснее, что в зоне парковки и погрузки грузовиков есть специальная площадка сбора ливневых вод с растениями, «поедающими» машинное масло, обеспечивая тем самым экологичность производства. В Европе — крайне важная составляющая жизни не только людей, но и технологичных компаний. 

 

 

Что же, познакомившись на­яву с таким уровнем производства подшипников, понимаешь, почему автопроизводители мира выстроились в NTN­-SNR в очередь. Когда проверка качества, работа испытательной лаборатории и непрерывный технологический контроль составляют чуть ли не две трети времени от всего процесса производства, становится совершенно ясно, почему из миллиона подшипников только четыре штуки чему­то там не соответствуют.

 

 

Есть ли куда стремиться дальше? В NTN-­SNR сейчас в полную силу работают над производством «умных» подшипников. Это те, в которые встроен электронный блок. Помимо уже имеющихся датчиков, которые сообщают информацию системам ABS и ESP, в компании уже внедрена система самодиагностики. Когда каждый подшипник будет самостоятельно сообщать автовладельцу о необходимости своей замены. Для владельцев Porsche, Mercedes­Benz и Audi будущее уже наступило...

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме