печатная версия
журнала /
апр 2017 /
#51
Про автомобили в деталях

Компоненты

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Как показало исследование «Движка», все еще есть автовладельцы, которые искренне считают, что шины марки Nokian Tyres финского производства по качеству лучше российских. Многие из них, отправляясь в Финляндию, покупают там «родные» и «оригинальные», а потом сильно удивляются, когда вдруг обнаруживают на боковине шины надпись Made in Russia. Чтобы будущим покупателям напрасно не жечь бензин и не тратить лишних денег, мы решили отправиться на завод Nokian Tyres во Всеволожске и выяснить, чем именно обеспечивается заявленное производителем качество российских шин и чем они могут отличаться от выпускаемых в городе Нокиа.

Напомним, что российский завод Nokian Tyres не является неким «упрощенным вариантом» финского, построенным с целью выпуска продукции для стран третьего мира. Предприятия абсолютно равноправны,
используют одинаковое оборудование, одинаковое сырье, и в них действуют единые корпоративные стандарты, начиная от производства и заканчивая продажами. Nokian Tyres всегда подходит к выбору поставщиков очень тщательно, поскольку это сам по себе процесс сложный.

Сначала в собственной лаборатории изучаются и тестируются присланные образцы. Затем специалисты Nokian Tyres отправляются на завод к поставщику, где изучают и оценивают производственный процесс, а также историю предприятия, возможные риски. И только после этого делается выбор в пользу поставщика. При этом всегда подбирается и поставщик-дублер, на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств с основным.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Изготовление шин начинается с цеха миксинга, где смешиваются необходимые базовые компоненты, которых, в зависимости от модели шины, может быть порядка тридцати разновидностей для одного изделия. Но прежде чем попасть в работу, все компоненты отправляются в лабораторию, где проходят входной контроль. Здесь посредством специального оборудования натуральный и синтетический каучук исследуется на пластичность и вязкость, и, в случае если они не соответствуют требуемым параметрам, партия отбраковывается.

Исследуется адгезия (прилипание) к стальному или текстильному корду. Также проводится анализ химических компонентов методом спектрального анализа, измерения абсорбции (исследование впитывающей способности), температуры плавления. Подход тот же: прошли успешно проверку — идут в работу, не прошли — брак. Обязательно тестируются образцы текстильного корда на такие параметры, как усадка, линейная плотность, число кручений, прочность на разрыв. У стального корда измеряются масса, толщина, разрывные и адгезионные характеристики. Таким образом, несоответствующие стандартам компоненты не имеют шансов попасть в производство.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Весьма показательной выглядела лабораторная проверка паллеты с резиной, вышедшей из миксера. Она содержит несколько батчей (технологических замесов миксера), у каждого из которых есть номер, а сама паллета маркируется единым ярлыком. От каждого батча оператор отрезает небольшую часть и отправляет ее в лабораторию на исследование.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Прежде всего определяют основные физико-механические характеристики резиновой смеси: время вулканизации и крутящий момент, при котором в процессе запекания (вулканизации) достигается максимальное сопротивление. Эти две характеристики при производстве шин являются контрольными: только после того как подтверждается, что они в норме, паллета одобряется в использование на последующих этапах производства. Если обнаруживаются отклонения, значит паллета будет отбракована.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Смесь ставится в блокировку, и инженеры выясняют причину отклонения. Характерно, что все данные из лаборатории хранятся до 15 лет. Это позволяет накопить большую базу данных по поставщикам и производству и таким образом минимизировать возможные сбои в будущем. Ровно тот же подход и те же методы используют и на заводе в финском Нокиа — никаких отличий нет. Тотальный входной контроль, жесткий отбор поставщиков и четкое следование технологиям. Следующий этап — производство компонентов, «деталей» будущих шин. Здесь изготавливаются такие элементы, как нейлоновый бандаж, гермослой, боковины, протекторный слой. И точно так же как и на предыдущем этапе, прежде чем отправиться дальше в производство, компоненты попадают в лабораторию.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Поставщики базовых компонентов на заводы в России и в Финляндии одни и те же. Например, для обоих заводов некоторые сорта синтетического каучука поставляет предприятие из Нижнекамска, а технический углерод приходит из Ярославля и Омска.

Готовые и испытанные компоненты отправляются на участок сборки, на котором превращаются в так называемые «зеленые шины» — невулканизированные заготовки без рисунка протектора и всевозможных маркировок на боковине. Здесь также постоянно ведется контроль: компоненты с предыдущих технологических этапов маркируются специальными радиометками, по которым сборочная машина автоматически определяет, правильный ли компонент в нее загружен. Если компонент не соответствует заданным параметрам — линия останавливается.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Внедрена такая система для того, чтобы при переходе в процессе производства от одной модели шин к другой на линию случайно не попал «неправильный» компонент, поскольку у разных моделей они отличаются. И наконец, производство готовой шины. Здесь «зеленая» заготовка поступает в пресс-форму, где вулканизируется и приобретает конечную форму, превращаясь в готовое изделие. Но прежде чем отправиться на склад, каждая шина проходит еще два этапа контроля.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Сначала проводиться визуальный осмотр. Из существующих типов дефектов мимо глаз оператора визуального контроля не пройдет ни один. Это не представляет собой некий чек-лист, где напротив каждого пункта ставится галочка. Просто оператор за день прогоняет сотни шин и сразу находит малейшие отклонения. Более того, инспекторы постоянно проходят так называемую «калибровку» — компания подбирает очень сложный «коктейль» из шин без дефектов и шин с дефектами и подвергает инспекторов проверке, насколько безошибочно они определяют брак. Процесс обучения и тестирования происходит здесь постоянно.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Каждая (!) шина проверяется специальным сотрудником — визуальным инспектором. Здесь работают самые квалифицированные операторы, которые проходят долгое обучение. На практике эти люди способны даже по запаху определить, летняя это резина или зимняя!

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Второй этап выходного контроля — автоматическая проверка. Здесь тестируется каждая шина в условиях, имитирующих эксплуатацию. Измеряются параметры силовой неоднородности — упругости в разных участках шины, наличия биений, а также конусности. Параметры каждой шины записываются в память и сохраняются в базе данных. И даже через 10 лет компания может точно сказать, какие показатели тестирования были у каждой шины.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

В шинах Nokian применяется и ультра-прочное арамидное волокно, используемое, к примеру, в военной и авиационной индустрии. Благодаря ему покрышки крайне устойчивы к внешним ударам.

И еще: каждая новая модель шины и типоразмер, запускаемые в производство, предварительно проходят жесткие ресурсные испытания. В специальном станке шина крутится непрерывно 24 тыс. км в течение 10 суток (!), после чего оценивается ее состояние. Для шин RunFlat также проводят испытания на «спущенном колесе»: шина должна без проблем пройти 100 км. После испытаний делаются срезы, конструкция шины оценивается по контрольным точкам. Проводится лазерное исследование в специальной герметичной камере, где можно видеть пустоты между разными слоями шины.

Как рассказывают представители всеволожского завода Nokian Tyres, уровень производственного брака измеряется десятые  в десятых долях процента, что является крайне низким показателем для столь комплексного производства. На том же уровне количество производственного брака, к примеру, и на финском заводе. В плане рекламаций — возвратов шин из магазинов, уровень брака у обоих производств еще ниже, и значительно, поскольку такой продукт компания стремится обнаруживать на всех этапах и не выпускать из стен завода. Все выбракованные шины разрезаются прямо на заводе, чтобы полностью исключить их попадание на прилавки шинных центров.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian TyresКогда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Каков итог?

К иномаркам российского производства все давно привыкли: уже никто не стремится купить «немца», «японца» или «корейца», непременно собранного у него на родине. В любом случае детали будут приходить со всего света. Вот, например, части самолетов ведущих авиастроителей делаются в Китае, там же целиком производят самый модный смартфон американского бренда. Можно продолжать до бесконечности. Глобализация производства. Важнее здесь не страна, где стоит завод, а инжиниринг конкретной компании. Технологии, оборудование и строгий контроль качества на всех этапах производства. И Nokian Tyres в этом плане показывает самый что ни на есть наглядный пример.

Редакция журнала "Движок" выражает благодарность Алексею Заякину, руководителю группы по связям с общественностью и внутренним коммуникациям Nokian Tyres, за помощь в организации и подготовке материала.

О том, как мы тестировали зимние шины Nokian уже на финском полигоне за полярным кругом, читайте, нажав на картинку.

Когда Made in Russia означает лучшее: система качества Nokian Tyres

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме