печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Гаджеты

Телевизор в машину: посмотрим?

Телевизор в машину: посмотрим?

Как обычно все самые интересные телетрансляции совпадают с сезоном отпусков и дачного отдыха. Чтобы поездка за город на автомобиле не лишила возможноси посмотреть решающий матч или интригующее шоу, «Движок» подскажет варианты выхода из положения.

 

Инсталляция специализированной автомобильной теле- и видеотехники — мероприятие далеко не бюджетное. При этом часто отсутствует не только возможность, но и желание за это платить. Большинство водителей меняют автомобиль примерно раз в несколько лет, а электроника стареет куда быстрее, и к моменту продажи машины уже гораздо меньше добавляет к ее стоимости, чем было потрачено изначально. Кроме того, многим постоянно смотреть телевизор в машине не нужно, и такой апгрейд требуется лишь как временный, чтобы, уезжая в отпуск или на выходные, иметь возможность посмотреть, например, прямую трансляцию футбольного матча или просто скоротать пару часов в дождливую погоду.

 

Решение существует! Это устройства, которые можно просто включить в штатное гнездо прикуривателя, никак не влезая в интерьер, электропроводку и электронику машины. Вот таким «автономным» системам и будет посвящен наш обзор.

 

Принцип сборки

 

Для начала вспомним, из чего состоит «профильная» автомобильная телесистема, и от этого будем отталкиваться, собирая комплекты из «автономных» устройств с подключением в гнездо прикуривателя. Говоря обобщенно, автомобильная (как, впрочем, и любая другая) телесистема имеет три основных компонента — монитор, ТВ-тюнер и антенну. Вот эти компоненты и нужно подобрать из числа «автономных» устройств и аксессуаров.

 

Автомобильный телевизор

 

Самым «прямым» и очевидным вариантом выглядит приобретение автотелевизора. Разновидностей автомобильных телевизоров и мониторов существует множество (потолочные, консольные, выдвижные, в подголовники и т. д.), но нас в рамках нашей задачи интересует только одна — так называемые внешние моноблоки.

 

В качестве таких «автотелевизоров» позиционируются, по сути, обычные компактные переносные ЖК-телевизоры с диагональю от 5 до 13 дюймов, имеющие адаптер 12/24 В для гнезда прикуривателя и встроенную телескопическую антенну. Нередко производители добавляют в комплект и специальные держатели для крепления на лобовое стекло или для установки на торпедо. (В небольшом количестве на рынке представлены и «экзотические» по исполнению модели — телевизоры, встроенные в салонное зеркало заднего вида или прикрепляемые к солнцезащитному козырьку.) Юзабилити и функционал в целом близки к домашним телевизорам, и во многих моделях также присутствуют порты USB, HDMI, композитный или компонентный вход (колокольчики), слот для карт памяти SD, практически у всех есть пульт ДУ.

 

Формально «автотелевизор-моноблок» — это уже «полностью готовый к употреблению продукт», способный работать сразу «из коробки». К тому же весьма доступный — цены на модели с диагональю от 7 до 9 дюймов начинаются от 2000 руб. Примерно за 4000 руб. уже можно найти более «продвинутую» модель с 7- или 9-дюймовым экраном формата 16:9, разрешением не менее 800 на 480 точек и набором коммуникационных интерфейсов. Выглядит привлекательно, однако на практике все оказывается не так хорошо, как в плане финансов и простоты установки и эксплуатации.

 

Качество аналогового телесигнала, который принимают «автотелевизоры-моноблоки», оказывается весьма нестабильным. Оно сильно зависит от удаленности от вышки-транслятора, рельефа местности, наличия электромагнитных помех, погодных условий. Таким образом, и качество картинки на экране и звука сильно «плавает»: один и тот же телеканал может хорошо приниматься в одном месте, а в десяти метрах уже транслироваться без цвета, со «снегом» и с шипящим звуком либо не транслироваться совсем. Особенно такие проблемы проявляются «вдали от цивилизации», где дециметровые каналы вообще перестают приниматься, а метровые ловятся в очень нестабильном качестве, часто с сильными помехами и в неполном числе.

 

В целом автотелевизор «из коробки» стоит рассматривать как своего рода «еще одно развлечение», где в плане приема каналов, особенно за городом, пользователя ждет лотерея. Что-нибудь да кое-как наверняка поймается, но вот что точно удастся посмотреть по каналу N футбольный матч — тут уверенности нет никакой. Гораздо больше шансов увидеть долгожданный финал появляется, если телевизор дополнить еще одним устройством.

 

 

Плюс активная антенна

 

Напомним, что телевизионные (как и прочие) антенны делятся на пассивные и активные. Первые технически представляют собой, по сути, металлический контур с вибраторами (уловителями) и системой крепления. У активных же это дополняется специальной электронной схемой — усилителем-помехоподавителем сигнала, — которую нужно питать. Большинство автомобильных активных ТВ-антенн предполагают подключение к проводке, но немало и таких, которые имеют адаптер для гнезда прикуривателя. Впрочем, их стоимость не слишком высока — цены на такие модели начинаются от 1200 руб. Исполнение тут может быть различным: есть компактные варианты в виде футляра с магнитным или клеевым креплением, есть модели с разветвленными вибраторами «елочкой». Большинство активных антенн — двухдиапазонные: они принимают сигнал МВ и ДМВ, а также способны работать как с аналоговым, так и с цифровым сигналом.

 

Подключение активной антенны, конечно, не превратит автомобильный телевизор в домашний, но стабильность качества картинки и звука, а также число принимаемых каналов тут определенно повысятся. Единственное, на что важно обратить внимание, собирая комплект «автотелевизор + антенна», чтобы телевизор имел антенный вход (у большинства моделей он есть, но все-таки).

 

Очевидно, здесь понадобится еще разветвитель прикуривателя, поскольку телевизор с антенной займут два гнезда, не считая того, что включалось в прикуриватель прежде. Поэтому надо быть готовым к тому, что в салоне появится лишний моток проводов. В случае когда телевизор предполагается смотреть во время стоянки турлагерем, это не составит проблем. Но вот в варианте «для таксиста» или просто желающего смотреть телевизор, стоя в пробках, с проводами уже придется разбираться особо, укладывая их по салону.

 

 

Вариант с ноутбуком

 

Тем, кто предполагает смотреть телевизор исключительно на стоянках (а не в движении), может подойти вариант с использованием ноутбука. Для этого понадобится уже вышеупомянутая активная антенна, а также USB-TV-тюнер. Это компактное устройство размером чуть более флешки, с одного торца которого на корпусе располагается штекер USB, а с другого торца либо на боковой стороне — стандартный антенный вход. Существуют аналоговые тюнеры и так называемые гибридные, которые работают как с аналоговым, так и с цифровым сигналом. Из последних наибольшего внимания заслуживают те, что способны обрабатывать сигнал российского цифрового вещания формата DVB-T2. Цены на аналоговые модели начинаются от 900 руб., на гибридные — от 2500 руб.

 

Системные требования у USB-тюнеров невелики, и работу с ними потянет даже самый простой нетбук. Поэтому, если нет трудностей с установкой ПО и обновлением «прошивок», такой вариант стоит рассмотреть.

 

Другое дело, что качество экрана и акустики ноутбука здесь будет иметь большое влияние на комфорт пользования данным комплектом. Все-таки изначальный сценарий применения ноутбука и «телевизионный», где смотрит и слушает уже не один пользователь, а несколько и с куда большего расстояния, сильно отличаются. На недорогих ноутбуках просмотр ТВ в компании может оказаться не слишком удобен из-за углов обзора экрана и передачи звука. Возможно, придется приобретать внешние колонки.

 

Что касается ТВ-тюнеров, способных работать с сигналом стандарта DVB-T2, в котором сейчас ведется в России эфирное цифровое вещание (восемь бесплатных каналов), то здесь есть определенные требования, чтобы оборудование смогло принять и «переварить» российскую «цифру». Антенна должна быть дециметровая (ДМВ) или двухдиапазонная (МВ/ДМВ), а сам тюнер, помимо работы в стандарте DVB-T2, должен обладать поддержкой кодека сжатия видеосигнала MPEG-4 и режима Multiple PLP. Поэтому если есть желание (и позволяет геопокрытие вещания) смотреть цифровое ТВ, то эти требования обязательно стоит учесть при выборе цифрового тюнера, уточнив его характеристики и варианты «прошивок».

 

 

На смартфонах и планшетах

 

Владельцам смартфонов и планшетов уже давно доступны специальные приложения, транслирующие по сотовой сети (а также Wi-Fi) телевизионные каналы. Приложения в большинстве своем бесплатные и разработаны на сегодня для всех современных мобильных ОС — Android, iOS, Windows Phone. Похожие «телевизионные» сервисы предлагают и сотовые операторы «большой тройки», взимая ежедневную плату за пользование (порядка 8 руб. в Петербурге и Москве). Аппаратные требования минимальные, поэтому даже на самых простых бюджетных «русско-китайских» девайсах под «Андроид» все это будет работать.

 

Таким образом, имея смартфон или планшет с модулем 3G, появляется возможность, не приобретая никаких устройств, смотреть телеканалы на своем повседневном девайсе. Правда, придется платить за трафик. Если подключить «ТВ-сервис» от оператора (установив специальное «операторское» приложение), то плату будут брать посуточно, но «телевизионный» трафик здесь не учитывается. Другой вариант — загрузить бесплатный апплет из «Плей Маркета», «Апп Стор» или «Магазина», но платить за трафик «на общих основаниях», по своему тарифу. Потребляют приложения довольно много, и стандартной «смартфонной» опции с отдачей 100 Мб в сутки будет мало — придется подключать более весомый пакет. В любом случае оператор свои деньги получит.

 

Впрочем, и абонент может попользоваться «мобильным телевидением» только какое-то время, — например, пока идет чемпионат по футболу (ну или показ сериала, кому что ближе). А за возможность, находясь вне дома, смотреть матчи сборных в прямой трансляции не жаль, наверное, и заплатить пару-тройку сотен рублей.

 

Однако такая возможность напрямую зависит от скорости передачи в сотовых сетях. Для нормального просмотра «телевизора» на смартфоне/планшете требуется наличие сети 3G, а лучше 4G LTE (должна поддерживаться и устройством), при этом скорость передачи должна держаться не ниже 0.5 Мбит/сек, иначе картинка начинает «тормозить». И там, где сота перегружена и не отдает нужной скорости, либо там, где сетей 3G не имеется (например, за городом), телепередачу на смартфоне посмотреть не удастся.

 

Поэтому для тех, кто собрался «подальше от цивилизации», такой вариант точно не подойдет. Да и в городе запросто можно попасть на низкую скорость в сети 3G, когда значок на экране есть, а передача данных такова, что даже почта загружается со скрипом. Кстати, тем, кто хочет обновить свой девайс, есть смысл выбирать устройство с поддержкой сетей 4G LTE (если, конечно, у оператора развита структура), где и скорость выше, и нагрузка (на сегодня) заметно меньше.

 

От инвертора

Для кемпер-туристов, путешествующих на больших мощных автомобилях, весьма полезным может стать инвертор — прибор, преобразующий напряжение бортовой сети автомобиля 12/24 В в стандартные сетевые 220 В и имеющий соответствующие выходы в виде одной или нескольких «домашних» розеток. Инверторы небольшой мощности (до 175 ватт нагрузки) подключаются в гнездо прикуривателя, более мощные модели (до 800 ватт) присоединяются к клеммам аккумулятора посредством зажимов-«крокодилов».

 

Имея розетку с напряжением 220 В, можно взять с собой на природу и использовать там хоть всю домашнюю телетехнику: ЖК-телевизор любой диагонали (насколько позволит багажник авто и собственные притязания), мощную «дачную» активную антенну, цифровую приставку-ресивер DVB-T2. Только бы увезти.

 

Но не стоит при этом забывать про разряд аккумулятора. Например, при подключении к инвертору потребителей мощностью в 100 ватт (ЖК-телевизор и активная антенна выберут отсюда больше половины) аккумулятор номинальной емкостью 55 А/ч разрядится до предельной величины (перейдя которую запустить двигатель будет невозможно) примерно через 4,5 часа.

 

Вместо постскриптума

 

Рынок автомобильных аксессуаров и электронных устройств сейчас огромен, постоянно появляются новые модели и решения. Так что вполне возможно, что у кого-то найдется свой вариант ТВ-комплекта, не рассмотренный нами в обзоре. Тогда поделитесь своими идеями на нашем портале www.dvizhok.su.

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме