печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Гаджеты

Планшет в автомобиле: варианты использования

Планшет в автомобиле: варианты использования

Планшетные компьютеры становятся все более популярными, и с каждым годом армия обладателей таких устройств увеличивается. Так, за третий квартал 2012 года по всему миру было продано 27,8 млн планшетных ПК, что на 9,3 млн больше, чем в третьем квартале 2011-го. Более половины рынка занимает его родоначальник — компания Apple, продукт которой, планшет iPad, в третьем квартале 2012 года собрал 50,4 % мировых продаж. Но мэтра все сильнее теснят устройства на ОС Android, которая используется огромным количеством разных производителей, начиная от таких известных брендов, как Samsung или Asus, занявших, соответственно, 18,4 и 8,6 % рынка планшетов, и заканчивая сонмом фактически безымянных китайских изделий.

 

Как мультимедийное мобильное устройство, планшетный ПК предполагает множество самых разных сценариев использования, среди которых найдутся варианты и применения его в автомобиле.

 

Навигатор

 

Один из наиболее распространенных и очевидных вариантов использования планшетного ПК в машине, который практикуют многие владельцы. Но при этом, как показало наше небольшое исследование различных форумов в Сети, немало и тех, кто, попробовав использовать планшет как навигатор, очень быстро отказывается от этого.

С одной стороны, все замечательно: многие модели планшетников имеют все нужные для навигации компоненты и могут быть использованы в этом качестве даже «прямо из коробки». В частности, Apple iPad в версиях с модулем 3G и все планшеты Samsung, а также Asus и Acer имеют встроенный GPS-приемник. Всего же, по данным «Яндекс.Маркет», сейчас на российском рынке «официально» присутствует 311 моделей планшетных ПК различных производителей, имеющих GPS-приемник, из которых 158 моделей оснащены модулем сотовой связи 3G (GSM).

Нет проблем и с навигационными программами и картами, которые можно использовать на планшетных ПК. Изначально все планшеты на Android, а также iPad, вплоть до третьего поколения, имеют предустановленную онлайновую (загрузка карт и всей информации через сеть с сервера) навигацию от Google и картографическое приложение Maps (на iPad 4 и iPad mini штатная навигация и карты будут уже другие, не от Google, что связано с судебной войной компаний).

Широкий выбор и среди сторонних навигационных программ. В частности, лидеры российского рынка навигационного ПО, бренды «Навител» и «СитиГид», уже давно портировали свои программы под iOS (iPad) и ОС Android. Свои версии для планшетных ПК основных производителей предлагают и другие отечественные разработчики навигации, бренды «Штурманн» и «Прогород». Подсуетился и «Яндекс», который вслед за портированием приложения «Карты» разработал и фирменную онлайновую, бесплатную для скачивания навигационную программу «Яндекс.Навигатор», работающую на Android и iOS. Не будем забывать и про популярное в России венгерское ПО iGo, также имеющее версии для всех наиболее распространенных планшетов.

Давно решен вопрос и с автомобильными аксессуарами — держателями и зарядными устройствами в гнездо прикуривателя. Китайские производители тут, как водится, впереди планеты всей, они предлагают автоаксессуары для планшетов всех производителей на любой вкус и кошелек.

Между тем, как мы заметили выше, многие, имеющие пригодный для автомобильной навигации планшет с GPS/3G, либо даже не пытаются использовать его в этом качестве, либо очень быстро отказываются от его применения в этой роли, предпочитая смартфон или обычный автонавигатор. И первым «камнем преткновения» оказывается проблема размещения планшета в автомобиле. Особенно это касается планшетов с диагональю 9—10 дюймов, которую имеет большинство моделей, пригодных для навигации.

Размещать как обычный автонавигатор на лобовом стекле 10-дюймовый планшет практически невозможно — устройство (плюс его держатель) в этом случае мешает обзору. В качестве компромисса выступает вариант установки, где часть корпуса планшета «накладывается» на консоль. Однако во многих современных автомобилях при этом могут перекрываться органы управления (например, магнитолой) или дисплей бортового компьютера. В любом случае 9—10-дюймовый экран для салона автомобиля оказывается объективно чересчур громоздким. Кому-то удается поудобнее приспособить в машине такой девайс, а кому-то — нет.

Не все идеально и с технической частью навигации на планшетах. Навигатор «в чистом виде» как отдельное устройство изначально строится под свою основную задачу, имея в той или иной степени развернутую систему поиска, обработки и удержания сигнала спутников, а присутствующие в нем мультимедийные функции выступают как вторичные. В планшетах же GPS-модуль — это часть общего функционала, в котором ему инженерно не уделяется первостепенное значение.

На практике это проявляется в затрудненном и длительном времени «холодного старта» (поиск спутников после двух и более часов отключения), а также способности удерживать сигнал спутников при движении, где планшеты сильно проигрывают обычным автонавигаторам.

Для того чтобы увеличить скорость позиционирования и его мобильную коррекцию, производители планшетов используют ресивер A-GPS (Assisted GPS) — технологию, которая (говоря упрощенно) позволяет получать данные о местоположении от базовых станций сотовых сетей. Это заметно улучшает скорость и четкость позиционирования, однако требует подключения к Интернету через сотовую связь. (Поэтому наиболее пригодными для навигации будут планшеты с модулем 3G, если же такового нет, то, скорее всего, придется обзаводиться 3G/Wi-Fi-роутером.) Трафик A-GPS потребляет очень небольшой, и в домашнем регионе на интернет-тарифе его «откачка» будет практически незаметна. Но в роуминге, а тем более в международном, плата за A-GPS начинает сильно «кусаться», так что функцию «ускоритель» (вместе со всей передачей данных) вне домашнего региона придется отключать.

Кстати, те же «особенности» при работе с навигацией присутствуют и на смартфонах с GPS, которые сегодня активно «отъедают» рынок у обычных автонавигаторов. Пусть в меньшей степени, планшетные ПК тоже участвуют в этом. Проигрыш «комбайна» в отдельной функции «профильному» устройству здесь не останавливает — потребители (особенно молодое поколение) хотят такие мультимедийные гаджеты, чтоб на одном девайсе «было все».

 

 

Видеорегистратор, МР3-проигрыватель и прочее

 

Топовые модели планшетных ПК по характеристикам видеокамер вполне позволяют использовать их в качестве авторегистратора — например, новые планшеты от Samsung или Apple iPad 2 способны снимать видео в разрешении HD, а iPad 3 — вообще в Full HD. Угол съемки, конечно, здесь оказывается меньше, чем у авторегистраторов, но разрешение и качество видео сравнимы. При этом на данный момент выпущено уже немало приложений под общей тематикой «Видеорегистратор», которые, как в авторегистраторе, «нарезают» видео на отдельные ролики с задаваемой длиной, а также могут записывать к ним и GPS-треки, которые можно посмотреть на карте. Многие из таких приложений способны работать в фоновом режиме.

Между тем, как показало наше небольшое исследование в Сети, планшет в качестве авторегистратора используют единицы. Главная трудность — установить правильный угол съемки, чтоб при этом планшет не заслонял половину обзора...

Более востребованной оказывается связка «планшет + FM-трансмиттер», позволяющая соединить оба устройства посредством линейного кабеля «джек-джек» и прослушивать через аудиосистему автомобиля записанные на планшет аудиофайлы МР3.

Ну и разумеется, не забудем о всяческих интересных, но не жизненно необходимых приложениях под общей темой «Кренометр», «Акселерометр», «Таксометр» и подобных им. Как говорится, для любителей поиграться есть с чем поиграть. Более серьезные товарищи могут скачать кодексы, ПДД с комментариями или мануалы по устройству автомобиля.

 

P. S. В одном из следующих номеров журнала «Движок» запланирован тест нескольких планшетных ПК по их практическому использованию в автомобиле. Возможно, для сравнения мы добавим и профильные устройства: автонавигатор с «пробками» через GPRS и видеорегистратор. Результаты, мы уверены, окажутся весьма интересными.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме