печатная версия
журнала /
фев 2017 /
#49
Про автомобили в деталях

Гаджеты

FM-трансмиттеры: на своей волне

FM-трансмиттеры: на своей волне

FM-трансмиттер, он же FM-модулятор, технически представляет собой комбинированное устройство, состоящее из собранных в одном корпусе радиопередатчика локального радиуса действия (до 10—12 м) и электронных компонентов для считывания и преобразования для последующей трансляции данных с внешних носителей. Таким образом пользователь получает компактный беспроводной гаджет, к которому можно подключить стандартную флешку, карту SD или плеер, где записаны файлы в формате МР3, которые будут воспроизводиться через магнитолу (аудиосистему) автомобиля.

 

Своим появлением и существованием FM-трансмиттеры обязаны извечному отставанию штатных (установленных на автозаводе) аудиосистем автомобилей от прогресса мобильной электроники и массового распространения носителей данных. Конечно, во многих штатных магнитолах уже есть слоты USB и SD, но в еще большем числе головных устройств аудиосистем таких слотов нет. Особенно это касается недорогих моделей иномарок, отечественных машин, а также импортных автомобилей «секонд-хенд» от пяти-семи лет и старше, у которых даже в самой продвинутой комплектации штатные магнитолы не имеют слотов USB и SD.

 

Очень надежно подпирают рынок FM-трансмиттеров российские реалии (а также стран СНГ и других — до Сомали), где мало-мальски стоящая нештатная магнитола быстро становится объектом, привлекающим криминальный элемент. Разбитое стекло, раскуроченная консоль и прочие повреждения, восстановление которых может оказаться много дороже украденной магнитолы, и по деньгам, и по времени, — вот что у нас заставляет автовладельцев искать пути наращивания функционала штатной «головы» без ее замены на нечто более совершенное. (Штатные магнитолы очень редко воруют — их гораздо сложнее сбыть, они у скупщиков краденого практически ничего не стоят.)

 

Еще одна «подпорка» — цены на СТО официальных дилеров на замену штатного головного устройства на стороннее. Глядя на прайс-лист, владелец не то что бюджетной иномарки, но даже и автомобиля среднего сегмента задумается о том «а стоит ли?». Ведь когда машина находится на гарантийном обслуживании, менять штатную электронику вне дилерского СТО нельзя — иначе вся электроника автомобиля (а по сути, и весь автомобиль) сразу же снимается с гарантии.

 

Также очень часто оказывается проблемной «стыковка» нештатного головного устройства со штатной аудиосистемой. Особенно остро это касается владельцев автомобилей премиум-марок от семи лет и старше, где вся электроника «завязана» на бортовой компьютер. Технически проблема решается в тюнинговых мастерских, но их цена интеграции нештатной магнитолы заставляет как минимум подумать о других решениях.

 

Решением всех вышеназванных проблем способен стать FM-трансмиттер — относительно недорогое (в среднем от 500 до 2000 руб.) устройство, которое позволит использовать в машине все современные внешние носители, на которых записана любимая музыка.

 

 

 

Все FM-трансмиттеры, представленные сейчас на российском рынке, можно разделить на две категории: специальные — устройства, подключаемые исключительно к разъемам МР3-плееров или iPod, и универсальные — с питанием от гнезда прикуривателя, куда можно подключать различные внешние носители. К таковым относятся в первую очередь флеш-накопители с разъемом USB, карты памяти SD/microSD, а также МР3-плееры различных марок.

 

Соответственно, современные трансмиттеры в той или иной степени обзавелись функционалом по возможности подключения носителей через разъем USB, SD/microSD либо стандартный Jack 3.5 или 2.5 мм. У многих моделей имеется ЖК-дисплей и пульт ДУ, позволяющие повысить удобство настройки и управления. Не является новинкой и функция RDS (передача названия проигрываемого трека на дисплей штатной магнитолы), а также модели со встроенной флеш-памятью, что позволяет загружать файлы с ПК непосредственно на трансмиттер

 

Как «изюминку» в области «трасмиттеростроения» можно отметить модели-гибриды, где трансмиттер объединяется со спикерфоном (устройством громкой связи по Bluetooth) либо оснащается трехдюймовым TFT-дисплеем и получает возможность проигрывать видеофайлы.

 

 

Что касается брендов и производителей, предлагающих FM-трансмиттеры на российском рынке, то здесь из числа наиболее часто встречающихся в торговых сетях и интернет-магазинах можно назвать такие, как Age Star, BBK, Belkin, Dexim, Digma, Espada, Eplutus, Gear4, Griffin, Hyundai, Intego, Jet.A, Kensington, KS-Is, Mystery, Neoline, Onext, Prolife, Promate, Qumo, Ritmix, Rovermate, Supra. Не поддается учету количество устройств “no name”, которые встречаются и на разных сетевых ресурсах, и в небольших магазинах, торгующих электроникой или автоаксессуарами.

 

Кстати, специфика трансмиттеров такова, что начать работу на этом рынке «технически» не особенно сложно — как для компаний-брендеров, заказывающих устройства со своим логотипом у производителей Китая, так и для обычных торговых фирм, просто ввозящих этот товар в Россию. Для трансмиттеров, не имеющих дисплея или оснащенных маленьким монохромным экраном, отображающим только цифровые данные (например, радиочастоту), не требуется никакой русификации, и их можно продавать как электрические фонарики в блистерной упаковке — что, собственно, и происходит.

 

 

Впрочем, какой бы ни была упаковка и какой бы логотип ни стоял на корпусе трансмиттера, главный вопрос потенциального покупателя остается один — качество звука. Скажем сразу, что чудес не бывает, и трек МР3, записанный на CD-диск и воспроизводимый в магнитоле, будет звучать лучше, чем тот же самый трек при воспроизведении с флешки или карты SD через трансмиттер. В своем оптимальном качестве звучание через трансмиттер все равно никак не будет лучше, чем прием композиции через магнитолу в режиме «радио» на идеально пойманной волне от радиостанции — просто исходя из технических условий. Однозначно, при использовании трансмиттера штатная аудиосистема (как, впрочем, и любая другая имеющаяся) не зазвучит лучше, чем есть. Стоит помнить, что FM-трансмиттер — это устройство, только повышающее функциональность аудиосистемы, но никак не качество ее звучания.

 

 

 

 

Между тем все не так уж плохо, и трансмиттер вполне способен стать «частью системы», выдав качество звука на общем уровне штатного аудио.

 

Очень важный момент здесь — количество частот, на которых может работать передатчик трансмиттера. Их, в зависимости от модели, может быть 7, а может быть и 20. И чем больше у трансмиттера «рабочих» каналов — тем лучше, особенно в условиях мегаполиса, где эфир «распилен» десятками радиостанций и нужно найти даже не то чтобы совсем «чистую», а просто наименее «забитую» помехами частоту. И если о качестве электронных компонентов, также прямо влияющих на звук, покупатель способен только догадываться, то данные о числе частот (если только производитель не врет) можно прочитать на упаковке или в описании на сайте. (Кстати, выясняя вопрос о количестве «рабочих» диапазонов трансмиттера, заодно стоит выяснить и про его способность запоминать выбранную частоту, что существенно облегчает его ежедневное использование. И хотя большинство современных трансмиттеров сейчас имеют функцию запоминания диапазона, из любого правила есть исключения.)

 

Огромную роль в «пользовательской удовлетворенности» от использования трансмиттера играет жанр произведений, которые прослушиваются с его помощью. Те, кто привык слушать Metallica или Пако де Лусию на хорошей домашней аудиосистеме, могут испытать некое разочарование от звучания тех же композиций через трансмиттер. И напротив, для прослушивания аудиокниг или бардовских песен (то есть таких произведений, где на первое место выступает не музыка и звук, а смысл слов) даже самый простенький и дешевый FM-трансмиттер способен стать нужным и любимым девайсом.

 

P. S. А может быть хоть и нужным, но раздражающим, неудобным, непонятным вполне при использовании?

 

Читайте следующий номер журнала «Движок», в котором мы на примере конкретных моделей разберем вопросы функционала, эргономики и качества компонентов FM-трансмиттеров — протестируем в автомобиле, вскроем корпус и посмотрим, что внутри и как это сделано.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме