печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Наверное, один из самых распространенных страхов российских автомобилистов недавнего прошлого — отечественная сборка. Покупатели боялись ее как огня, порой отказываясь от приобретения желанных иномарок. Сейчас ситуация в корне изменилась — 80% проданных в России автомобилей собраны у нас. А как собраны? И отличается ли чем-то этот процесс от зарубежного? Отвечаем на оба вопроса, изучив разом заводы Skoda в Калуге и Млада-Болеславе.

Начнем, конечно, с ближайшего — производственной площадки в технопарке «Грабцево», что находится под Калугой, в 170 км от Москвы. Завод этот является общим для всех трех марок, входящих в концерн Volkswagen, а потому и название носит общекорпоративное — «Фольксваген Груп Рус». Собирают тут не только автомобили Skoda, но еще и собственно Volkswagen, а также по технологии крупноузловой сборки в отдельном цехе Audi.

Предприятие было построено в прямом смысле слова в чистом поле в 2007 году, а уже в 2009-м перешло на производство полного цикла, то есть сварку, окраску и непосредственно сборку. У Skoda с 2013 года тут собирается одна модель — бестселлер чешской марки Rapid, пришедший на смену предыдущему поколению хетчбэка Fabia. Популярная Octavia и кроссовер Yeti производятся на базе завода ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Технопарком место названо не для красного словца. Руководству Калужской области удалось превратить свой регион в реальный производственный кластер: в непосредственной близости от автосборочного предприятия находятся и производители компонентов, включая площадки таких мировых гигантов, как Gestamp и Magna. Неподалеку расположено и сборочное предприятие еще трех автомобильных марок. Ну и до кучи, вся электроника Samsung для отечественного рынка производится здесь же.

Завод Skoda встречает по отечественной традиции четкой дисциплиной и строгими правилами, производя впечатление оборонного предприятия. Это общая практика почти любого серьезного высокотехнологичного производства. Причем Skoda еще довольно лояльна: в основном строгость касается фотосъемки отдельных объектов внутри завода. На АвтоВАЗе, например, у журналистов на входе под роспись переписывают серийные номера фотокамер и диктофонов, а на отдельных производствах автокомпонентов журналисты на выходе сдают карты памяти и получают их обратно с отфильтрованными снимками. Промышленный шпионаж, даже неосознанный, никто не отменял.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Распространенное заблуждение россиян о том, что мировые автоконцерны строят заводы в России по остаточному принципу, развеивается, как только входишь непосредственно на производство. Предприятие в несколько этапов построено по высшим стандартам концерна Volkswagen с применением самого современного оборудования — общие инвестиции в строительство и развитие обошлись в космический миллиард евро.

Первый цех — кузовной. Здесь кузов Skoda Rapid приобретает очертания автомобиля, свариваясь в единое целое из разных панелей. Почти весь металл — отечественный. Прокатывают и штампуют его на соседнем предприятии Gestamp. Точечные сварные операции делаются вручную с помощью больших подвесных манипуляторов. А вот основную сварку кузова выполняют уже роботы, причем сварка крыши осуществляется самым современным способом — лазером.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Само собой, почти на каждом этапе проводится контроль качества, который иногда интегрирован прямо в процесс. Так, минимум один раз в сутки наугад выбирается готовый кузов Rapid, который в специально построенной при заводе лаборатории тестируется и замеряется по сотням контрольных точек, включая проверку с помощью лазера Zeiss прямо в сварочном цехе. Любое несоответствие — повод к остановке конвейера и тщательной перепроверке оборудования, а негодный кузов отправляется на выброс. Правда, подобное случается крайне редко. Эта же лаборатория занимается контролем, проверкой и согласованием всех вопросов с поставщиками компонентов.

Перед отправкой на сборку кузов дважды грунтуется, красится и покрывается антикором в виде горячего воска и фирменного состава концерна Volkswagen. В плане цветовых предпочтений россияне консервативны — в приоритете либо темные цвета, либо серебристые и белые. У седана Volkswagen Polo, идущего на конвейере вперемежку с Rapid, — модный нынче коричневый оттенок, который стал пользоваться спросом.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

В общей сложности на заводе в Калуге работают поставщики более чем из 45 стран мира. Однако и уровень локализации достаточно высок: помимо металла, в России производятся элементы системы выпуска, топливные баки, кресла, передняя панель и отделочный пластик салона. Благодаря российскому производству двигателей общий процент локализации Skoda Rapid должен составить к началу 2017 года 60%.

Вторым важнейшим событием в истории Калужского завода стал запуск осенью 2015 года цеха по сборке двигателей, а в реальности — отдельной мануфактуры. Причем концерн Volkswagen — один из первых, кто решил наладить в России производство моторов. Для локализации был выбран самый популярный и привычный по «размеру» атмосферный агрегат объемом 1,6 литра в форсировке 90 или 110 л. с. серии EA211. Это современный двигатель, пришедший на смену «ветерану» серии CNFA и представляющий собой, по сути, мотор TSI, только со снятой турбиной.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Производство двигателя также почти полностью локализовано. Блоки и головки блоков отливаются из отечественного сырья в Ульяновске, в российском филиале мексиканской компании Nemac. А остальные операции по финальной сборке, включая обработку головок и коленвалов, выполняются уже непосредственно на заводе в Калуге. Опять-таки за качество сборки отвечает не только сложившийся имидж марки, но и 13 современных роботов, которые здесь трудятся, — увы, все сплошь зарубежных производителей, как, собственно, и почти все оборудование завода.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

После собранный двигатель отправляется на «горячий тест», то есть на проверку во всех возможных режимах работы, включая запуск, холостой ход, работоспособность при максимальных нагрузках. Кроме того, проверяются электрическая, топливная, масляная и охлаждающая системы, а также газораспределительный механизм, показатели мощности и крутящего момента.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Автомобильный завод — это, помимо прочего, еще и первоклассный работодатель. Несмотря на кризис в отрасли, Volkswagen Group Rus не стал увлекаться сокращениями, а просто перевел предприятие на двухсменный рабочий график. Средняя зарплата на заводе — около 30 000 рублей плюс полный социальный пакет, включая бесплатное питание и развозку. Около 8% персонала составляют женщины. Само собой, сотрудники завода могут купить Skoda с очень хорошей скидкой или выкупить одну из служебных машин.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Всего на заводе в Калуге рабочие собирают по 90 Skoda Rapid в сутки. Учитывая не самые простые времена, этого пока хватает, чтобы обеспечивать моделью не только Россию, но и страны Таможенного союза. Все собранные автомобили перед отправкой на продажу (кстати, купить машину можно и прямо на заводе — рядом работает дилерский центр) проходят череду проверок: двойная просветка и дождевая камера — для поиска протечек, роликовый стенд — для испытаний ездовых и тормозных характеристик, дороги общего пользования — для реальной проверки работоспособности всего автомобиля. Так производят Skoda у нас. А как это делают сами чехи?

Полтора часа до Москвы, еще три — на самолете до Праги и час, конечно же, за рулем Skoda до Млада-Болеслава, и вы в самом сердце чешской автомобильной жизни — первом заводе марки, где в 1905 году был выпущен первый автомобиль, тогда еще называвшийся по именам отцов-основателей — Laurin & Klement. Отлитые не только в истории, но и в бронзе основатели встречают гостей у ворот чешского автомобильного города, который начинается с музея и штаб-квартиры марки. Здесь же можно сразу приобрести автомобиль.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

О том, что автомобилизация мира в целом и Европы в частности растет невообразимыми темпами, говорит историческая статистика Skoda. С 1905 по 1991 год чешская компания произвела 5 000 000 автомобилей. А только с 1991 по январь 2016 года было выпущено... 13 000 000 автомобилей! Причем в 2014 году впервые был установлен годовой рекорд производства — 1 000 000 автомобилей Skoda за 12 месяцев.

Культурную программу оставим за кадром. Скажем лишь, что экспозиция просто обязательна к посещению всем, кто окажется неподалеку. Мы же отправляемся непосредственно на завод, который находится чуть в стороне.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

По размерам он, конечно, несопоставим с предприятием в Калуге. Более 50% всех существующих моделей Skoda выпущено здесь. Кроме того, здесь же производят двигатели и коробки передач, как механические, так и роботизированные. Именно поэтому завод больше похож на маленький город. Тут есть даже своя Вацлавская площадь — так сотрудники называют самую широкую центральную улицу.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

В отличие от российского предприятия Skoda, на завод в Млада-Болеславе может попасть любой желающий, купив экскурсию, в которую входит посещение музея и производства. Стоимость для взрослого — 200 крон (около 600 рублей), для ребенка — 100 крон (около 300 рублей).

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Первое ощущение на производстве Skoda в Чехии — непрекращающееся движение. Движется тут, кажется, всё, и главное — самостоятельно! Даже тележки с кузовными панелями по заводу катают забавные маленькие роботы-тягачи. Роботы — еще одно наглядное отличие чешского предприятия. Автоматизированы почти все сварочные процессы, самые важные из которых выполняются лазером. В кузовном цеху люди исполняют преимущественно контрольно-вспомогательную функцию операторов.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

В соседнем цеху, так же как и в Калуге, налажено производство двигателей, почти все из которых — турбосемейства TSI. По сравнению с кузовным цехом уровень автоматизации здесь чуть ниже — роботы выполняют самые сложные операции, требующие высокой точности. Люди занимаются в основном подсборкой навесных деталей, после чего двигатель отправляется в камеру залива технологических жидкостей и к роботу, наносящему на мотор серийный номер.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Женщины на заводе в Чехии составляют до 20% рабочего персонала. Средняя зарплата «чистыми» в пересчете на общеевропейскую валюту — около тысячи евро: по местным меркам это неплохие деньги. На базе предприятия создан и собственный технический колледж, который готовит будущие производственные кадры для Skoda.

Последний цех — окончательной сборки, где по конвейеру движутся покрашенные кузова, готовые к так называемой свадьбе — стыковке с шасси. Работа осуществляется вручную, за исключением вклейки стеклянных крыш и отдельных элементов салона, устанавливаемых посредством специальных манипуляторов. В помощь людям — специальные подвесные и напольные кресла, которые облегчают работу. Такие же есть и на заводе в Калуге.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Большая часть идущих по конвейеру моделей — Skoda Fabia нового поколения, которая для России оказалась дорогой и была заменена не менее удачным, но более доступным Rapid. Еще одно отличие европейских покупателей от российских — выбор светлых и ярких цветов, в массе украшающих транспортный поток.

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

В Чехии, помимо центрального предприятия в Млада-Болеславе, действует еще завод в Квасинах и производство коробок передач во Врхлаби. В общей сложности над выпуском Skoda в Чехии трудятся 25 500 человек, производящих ежегодно 650 000 автомобилей, около 1 825 000 коробок передач и около 730 000 двигателей, что делает Чехию одним из крупнейших автопроизводителей Европы.

Каков итог?

Если говорить о разнице в производстве Skoda между Россией и Чехией, то в технологическом плане оно отличается не сильно, что в общем и целом подтверждают отзывы клиентов Skoda в России, почти не имеющих претензий к качеству отечественной сборки. Нюансы — исключительно в масштабах, модельном ряду и, конечно, автоматизации работы. Больше всего отличается атмосфера. Если в России автопроизводство Skoda — это именно бизнес-проект, филиал, довольно закрытый и находящийся на удалении от остальной жизни, то в Млада-Болеславе Skoda — это неотъемлемая часть Чехии, символ, целый автомобильный мир, превращенный в техноленд с полным погружением в столетнюю историю и жизнь марки. Неудивительно, что большая часть населения страны не рассматривает покупку ничего другого...

Заводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и ЧехииЗаводы Skoda: сравниваем производство в России и Чехии

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки