печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Бизнес

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

Всеволожский завод Nokian Tyres в прошлом году отметил десятилетие работы. А как предприятие чувствует себя сегодня, отражается ли на его работе кризис и западные санкции, насколько завод зависит от импорта и какова доля отечественных составляющих в производстве? На эти вопросы в эксклюзивном интервью журналу «Движок» ответил глава Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов.

— Как начался год? Какие итоги по первому кварталу? Какие тенденции наблюдаете?

— Здесь нужно разделять продажи на локальном рынке в России и производство. Шинный рынок России продолжает снижаться. Снижение происходит, увы, уже четвертый год после пика 2012 года. Сначала были небольшие минусы, а начиная с 2015 года произошел ощутимый спад. Хотя по зимним шинам мы свою долю удерживаем, а по летним позициям — даже укрепляем.

В особенности укрепление касается шин для кроссоверов и внедорожников, благодаря тому, что мы серьезно обновили линейку, выпустили сразу несколько новых моделей в этой категории. Плюс еще сделали бессрочную расширенную гарантию и внедрили ее на все шины Nokian из премиальной линейки.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

— В начале года вы называли цифры спада по рынку в пределах 5–10 %. Изменилось ли что-то сейчас? Куда направлен рыночный вектор?

— В разных регионах очень разная ситуация. В Москве, например, наблюдается рост, в других регионах — отрицательная динамика. В целом сложно сказать, потому что итоги сезона еще не подведены. Но если очень предварительно, скорее всего, на фоне показателей прошлого года показатели будут либо около нуля, либо в небольшом минусе.

— То есть сейчас можно говорить о некой стабилизации на шинном рынке?

— Да, можно. Но тут нужно понимать, что, с одной стороны, происходит общее снижение покупательского спроса за счет общего падения экономики — такого не было на самом деле давно. Например, летние шины — это такой продукт, который очень зависит от потребительской активности. А если говорить о зимних шинах, то их реализация коррелирует конкретно с продажами новых автомобилей. С этим сейчас не все в порядке, хотя, если честно, большой катастрофы мы в этом не видим. Ситуация на авторынке сейчас развивается не по самому пессимистичному сценарию. По сравнению с прошлым годом падение всего на уровне 15 %, поэтому и падение спроса на зимние шины мы ожидаем где-то в этих же пределах.

— Если говорить о зимних шинах Nokian, какие из них наиболее востребованы?

— Начиная с кризиса 2008–2009 годов лидирует наша среднеценовая линейка Nordman — на нее приходится около 70 % от общего объема реализации зимних шин Nokian в России. Такая ситуация сейчас характерна в целом по рынку: покупатель выбирает лучшее соотношение «цена — качество» и в меньшей степени готов переплачивать за премиальный продукт. Этим, кстати, и объясняется популярность линейки Nordman, поскольку, по всеобщему убеждению, там наилучшее соотношение цены, характеристик и качества.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

— Касательно завода во Всеволожске. Вложенные в его строительство инвестиции исключительно компании Nokian или часть средств вложена российской стороной?

— Все инвестиции — а это более 800 млн евро, вложенных с 2004 года, — это собственные средства компании Nokian. Среди этих средств есть и привлеченные займы в европейских банках, но в целом компания обошлась собственными ресурсами. Прямого участия в инвестировании российская сторона не принимала. И завод, и вся инфраструктура, и жилой городок для сотрудников были построены нами самостоятельно.

Тем не менее поддержка со стороны региональных властей была очень существенной, и она продолжается — все эти годы мы получаем очень существенные налоговые льготы согласно двум действующим законам в Ленинградской области по поддержке инвестиционной и трейдерской деятельности.

Штат сотрудников завода насчитывает 1300 человек, из которых 1100 занято на производстве. Предприятие работает круглосуточно в четыре смены. Для рабочих предусмотрены и сауна, и арендуемый бассейн, и спортзал, и круглосуточное кафе.

— Мощность завода — порядка 15 млн покрышек в год. Сейчас загрузка, насколько известно, около 85 %. Какие у вас производственные планы на ближайшие год-два?

— У нас сейчас идет рост производства, прежде всего за счет наращивания экспорта. Если объемы продаж на российском рынке продолжают снижаться, то объемы экспортных поставок начали резко увеличиваться — не будем скрывать, девальвация рубля в этом плане нам сыграла на руку. Однако основная причина не в этом. Во-первых, увеличились общие продажи всего концерна Nokian на ключевых рынках — в Центральной Европе и Северной Америке. Во-вторых, высшим руководством концерна было принято решение о переносе дополнительной части производства из Финляндии в Россию — так рентабельнее.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

В планах — установка четырнадцатой линии, расширение склада готовой продукции, строительство склада сырья, модернизация и увеличение мощности цеха резиносмешения — это программа развития на ближайшие два года. Бóльшая часть из этого запланирована на 2017 год.

70 % произведенной во Всеволожске продукции идет на экспорт. Основной рынок для шин Nokian со штампом Made in Russia — Центральная Европа и Северная Америка.

Кроме того, полная загрузка мощностей требует определенного ассортимента продукции. Ситуация на рынке такова, что нам необходимо работать точечно, под определенные заказы для клиентов. Мы сейчас работаем не на загрузку склада, а на высокую оборачиваемость — очень высокая гибкость завода это позволяет. Мы способны в самые короткие сроки перестроить продуктовую линейку под любые изменения на рынке. При этом у нас нет простаивающего оборудования — несмотря на то что не вся продуктовая линейка охвачена, мы выпускаем огромное количество наименований продукции Nokian — это порядка 1600 единиц.

— Мы знаем, что компания Nokian активно модернизирует свое производство. По заводу уже катаются даже роботы-погрузчики. Какие еще нововведения вы внедряете и отразится ли это на кадровой политике?

— На нашем заводе изначально закладывалась высокая степень автоматизации производства. Гораздо более высокая, чем на любом другом заводе в тот момент. Но с тех пор мы еще несколько раз проводили модернизацию. Роботы-погрузчики, наверное, самая наглядная часть, однако намного больше внедрено в те области, которые на первый взгляд глазу не видны. Робототехника используется на многих участках производства. Были внедрены те решения, которые изначально не закладывались. Мы последовательно продолжаем придерживаться этой политики: каждый год в модернизацию и автоматизацию вкладываются деньги. Результат очевиден: по производительности завод Nokian во Всеволожске является самым эффективным шинным заводом в мире!

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

Роботами-погрузчиками на заводе довольны: работают круглосуточно, не спят, не едят, на перекур не уходят — шутят в руководстве. В ближайшее время их ареал обитания и маршруты увеличатся.

— Производственное оборудование все импортное или есть что-то отечественное?

— Чисто российского оборудования у нас нет. Все технологии и станки европейского производства, одинаковые с головным финским производством. Собственно, разработано все инженерами и техническими специалистами финского подразделения. Но российский вклад, безусловно, есть — кулибиных-то у нас много!

Немало примеров, когда наши специалисты разрабатывали решения в виде модернизации уже готового оборудования, которые оказывались лучше и эффективнее. Есть даже устройства, которые были созданы у нас здесь с нуля, потому что найти даже на мировом рынке аналоги, которые подошли бы по техническим требованиям, не удавалось.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

Самый наглядный пример — это пресс-компактор, устройство для прессования второстепенных отходов вроде упаковки. Все испробованные западные аналоги не подошли — ломались, деформировались, плохо работали и не давали того эффекта, который был необходим. В итоге наши ребята взяли и сделали сами. Не то чтобы импортозамещение, но станок под флагом российской смекалки — ему даже имя дали «Мистраль», — собственной постройки.

Ну а если говорить о производственном оборудовании, то очень много инноваций внес наш персонал, поскольку его костяк работает с самого основания завода, более десяти лет, и очень глубоко разбирается в производственном процессе. Доработок, которые внесли инженеры, наладчики, механики, очень много. Причем те доработки, которые были сделаны на нашем заводе, потом были взяты на вооружение западными компаниями — производителями оборудования для производства станков следующего поколения. Думаю, это о многом говорит.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

— А что касается сырья? Есть ли в шинах Nokian отечественные компоненты?

— Безусловно, есть. Но нельзя сказать, что это непосредственно импортозамещение. Поясню: речь идет о глобальных поставках российского сырья на мировой рынок — это сырье используют все. В первую очередь это синтетический каучук и технический углерод. Одним из наших крупнейших поставщиков, в том числе и для производства в Финляндии, является холдинг «Сибур». Два крупных поставщика технического углерода, локализовано производство металлокорда. Часть химикатов, часть синтетических каучуков и, конечно, сто процентов натурального каучука импортируются. На самом деле, за исключением натурального каучука, локализация сырья по разным видам колеблется от 40 до 80 %.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

Антироссийские санкции на предприятии не отразились. Были небольшие проблемы с поставками сырья (металлокорда) из Турции, но при первом же обращении к ответственным чиновникам проблему быстро решили и поставки возобновили.

— В текущих условиях есть ли у компании Nokian стремление повысить локализацию еще больше, в частности за счет возможного перехода на отечественное оборудование, или увеличить долю отечественного сырья?

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

— Начну с того, что, когда мы начинали бизнес в России, доля импортируемых из Финляндии шин Nokian составляла 100 %. Сейчас доля импортируемых шин составляет 1 %, а 99 % производится в России. Если же отвечать на вопрос, сколько в российских шинах Nokian действительно российского, то, боюсь, конкретных цифр в процентах назвать не получится, поскольку такого исследования мы никогда не проводили.

Но степень локализации очень высока. Если взять весь производственный процесс, то получается, что труд полностью российский, энергетическое обеспечение полностью российское, сырье в том соотношении, что я называл, российское, налоговое послабление — за счет России. Импортным остаются первоначальные инвестиции в строительство и обустройство, ежегодная модернизация и часть сырьевого обеспечения. А что касается оборудования, то, к сожалению, российских аналогов просто нет. Даже шинные заводы отечественных брендов работают, по сути, на тех же импортных станках, что и мы.

Что же до сырья, то процесс этот очень медленный. Чтобы взять в производство новый вид сырья, необходимо провести очень тщательные испытания, тесты и исследования, которые порой занимают не один год. Процесс этот, на самом деле, идет. Мы заинтересованы в расширении линейки российских поставщиков.

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

                                                                  Соотношение российских и импортных составляющих во всеволожских шинах Nokian

Завод Nokian Tyres во Всеволожске: сколько в российских шинах Nokian действительно российского?

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки