печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Volvo против ДТП: «умные» автомобили и «умные» дороги

Volvo против ДТП: «умные» автомобили и «умные» дороги

Генеральное консульство Швеции и Шведский торговый и инвестиционный совет провели в Петербурге семинар по дорожной безопасности Vision Zero, в рамках которого специалисты концерна Volvo и Шведской дорожной администрации рассказали о том, как в Швеции удалось радикально снизить смертность на дорогах, что такое Концепция нулевой смертности и какими будут в ближайшем будущем автомобильные системы активной и пассивной безопасности.

Сама идея о том, что снижение смертности на дорогах практически до нуля может быть не просто очередным благим намерением, а целью, к которой необходимо стремиться, возникла в середине 90-х годов прошлого века. В 1994-м основные положения концепции Vision Zero начали формироваться на бумаге, а спустя три года они оказались зафиксированы в законодательстве Швеции, после того, как парламент страны принял Закон о безопасности дорожного движения.

По словам Андерса Лие, сотрудника Шведской дорожной администрации, цель этого закона заключается в том, чтобы, во-первых, «сократить количество аварий до экономически допустимого уровня», во-вторых, «исключить смертельные случаи и серьезный травматизм на дорогах Швеции». Как рассказал г-н Лие на семинаре по дорожной безопасности в Петербурге, с тех пор, как был принят упомянутый закон (читай: с 1997 года), все проводимые в Швеции реформы в этой сфере основываются на принципах Концепции нулевой смертности.

Вкратце ее суть состоит в следующем. По мнению разработавших концепцию Vision Zero экспертов (одним из которых, к слову, был сам Андерс Лие), ответственность за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом должна лежать не только на водителях. В решении проблемы должны участвовать и те, кто проектирует, строит и обслуживает дороги, и автопроизводители. «Водители — обычные люди, и они всегда будут ошибаться. Однако мы можем построить дороги и организовать движение по ним таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным происшествиям», — отметил г-н Лие.

«Мечты, мечты, мечты!» Так и подмывает ответить на это утверждение строчкой из песни группы «Ария». Против сухих цифр статистики, однако, не попрешь. По данным Шведской дорожной администрации, с 1997 года в стране более чем вдвое сократилась смертность на дорогах (притом что автопарк, понятное дело, напротив, увеличился в несколько раз). Кроме того, показатели смертности в ДТП в Швеции едва ли не самые низкие во всем Евросоюзе. Первоначально целью программы было снижение смертности до уровня 440 человек в год, и этот показатель был достигнут в 2010 году. Сейчас этот показатель составляет 270 человек в год.

Все население Швеции составляет около 10 млн человек, а общая протяженность дорог — 572 900 км. Для сравнения: в России проживает порядка 146 млн человек, а длина всех автомобильных дорог — 1 396 000 км. При этом в ДТП, по официальной статистике, у нас ежегодно гибнет около 27 000 человек. Если пересчитать все пропорции, получится, что Россия превосходит Швецию по дорожной смертности на душу населения в семь раз.

По словам Андерса Лие, даже с учетом того, что в 95 % аварий виноваты сами водители, большинство принимаемых решений не смогут это изменить. Однако внедрение комплекса мер по повышению безопасности на дорогах сможет нивелировать человеческий фактор и привести к улучшению ситуации на дорогах.

В Швеции одним из первых шагов стало строительство дорог типа «2+1». Такие дороги состоят из трех полос: два ряда движения в одном направлении и один ряд встречного направления. Каждые несколько километров происходит смена рядности полос. Встречные полосы разделены жестким ограждением. Этот шаг, как рассказал г-н Лие, позволил значительно снизить смертность на дорогах.

Подобные трехрядные дороги с изменяемым направлением существуют и в России, — например, трасса М10 Москва — Петербург на треть имеет подобное устройство, только не везде с центральным ограждением. Увы, как показывает реальная практика, подобная «трехрядность» вместе с очень плотным трафиком еще больше усугубляет аварийную ситуацию.

Свою роль в этом сыграла и позиция местных автопроизводителей. В частности, компании Volvo, для которой безопасность исторически является одной из фирменных «фишек».

В середине нулевых в руководстве Volvo Cars приняли «Стратегию-2020», основные идеи которой во многом перекликаются с концепцией Vision Zero. Заявленная цель стратегии — добиться того, чтобы люди не гибли и не получали серьезные увечья в любых инцидентах с участием автомобилей Volvo. Причем речь идет как о тех, кто находится внутри машин шведской марки, так и о других водителях, а также велосипедистах и пешеходах.

«Идеалом для Volvo является полное отсутствие любых столкновений!» — заявила на семинаре Vision Zero в Петербурге директор Центра безопасности Volvo Cars в Гётеборге Сесилия Ларссон. Для достижения этого идеала, по ее словам, специалисты центра работают прежде всего над повышением эффективности систем пассивной безопасности автомобилей. Не менее важными, по словам г-жи Ларссон, являются такие направления, как предупреждение о нестандартных ситуациях на дороге, предотвращение ошибок водителя, использование данных от дорожных служб и других автомобилей, повышение уровня автономности автомобиля при сохранении его полной управляемости, и т. д.

Уже сейчас, к слову, автомобили Volvo способны во многих ситуациях исправить ошибки своих владельцев, а при необходимости и взять управление на себя. Активный круиз-контроль, к примеру, не только поддерживает заданные скорость и дистанцию до идущего впереди автомобиля, но может и полностью остановить машину, если водитель вдруг зазевается. Если же «умный» круиз-контроль выключен — при опасном сближении с попутным авто экстренное торможение применит система City Safety, она же на всякий случай подтянет ремни безопасности.

По словам Сесилии Ларссон, огромное количество серьезных ДТП не только в Швеции, но и во всем мире происходит в результате непреднамеренного схода машины с дороги. Поэтому следующим шагом в развитии систем безопасности в автомобилях Volvo станет появление системы, предотвращающей подобные ситуации.

В основе системы будут лежать камеры кругового обзора и специальные радары, которые будут контролировать положение автомобиля на полосе и дороге в целом. В случае опасного сближения с отбойником (или обочиной при выключенном поворотнике) система подаст водителю сигнал тревоги. А если последний не предпримет никаких мер — сама «скорректирует курс», задействовав рулевое управление.

Так что же, все идет к тому, что водителя вскоре вовсе «отстранят» от управления автомобилем? Он ведь и есть, по сути, слабое звено в едва ли не совершенном технически автомобиле.

Как рассказала корреспонденту «Движка» в кулуарах петербургского семинара Сесилия Ларссон, подобная цель не только не ставится, но даже не озвучивается — ни на уровне правительств европейских стран, ни самими автопроизводителями. «Умные» автомобили будут только «помогать» своим владельцам справиться с нестандартными или экстренными ситуациями. Решение же по-прежнему будет принимать исключительно человек за рулем.

Столь же однозначен был ответ г-жи Ларссон и на вопрос о том, кто будет виноват, если вся автоматика на «умном» автомобиле вдруг разом выйдет из строя и произойдет ДТП. Виновником в любом случае будет признан водитель. Ибо, опять-таки, решение о том, доверять ли полностью «продвинутой» автоматике или полагаться на собственные силы, принимает только он.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки