печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

Ожидать ли автомобилистам в ближайшее время бурного роста цен на бензоколонках ? Почему в России не дешевеет бензин вслед за снижением цен на нефть? Действительно ли автомобильное топливо в нашей стране будет только дорожать? Своими прогнозами с «Движком» поделился экс-замминистра энергетики РФ Владимир Милов.

– Владимир, какой, на ваш взгляд, можно сделать вывод из данных Росстата, свидетельствующих о том, что за 2015 год рост цен на бензин уступал темпам роста инфляции? Означает ли это, что нефтяные компании попытаются эту разницу «скомпенсировать» значительным повышением цен уже в нынешнем году?

– В разное время наши нефтяники используют различное обоснование своей системы формирования цен. На фоне «высокой» нефти, когда она была дорогая и цена ее постоянно росла, они рассказывали, что серьезное влияние на наши внутренние цены на нефтепродукты оказывает «привязка» к мировой цене на нефть.

В частности, были две теории. Первая – это то, что НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых — «Движок») индексируется по мировой цене на нефть, и, в связи, якобы, с ростом налоговой нагрузки, должна расти внутренняя цена на бензин. В качестве второй теории – они говорили, что международная цена растет, и должен быть паритет, иначе нам будет выгоднее вывозить этот бензин на внешние рынки, а не продавать его в России. Так что в долларах цена должна быть одинаковая, иначе мы будем терять деньги.

Это – две разные системы обоснования, но нам очень долго объясняли, что ключевой компонент, влияющий на динамику внутрироссийских цен на бензин, – это мировая цена на нефть. Однако как только она начала снижаться – пошла совсем другая система основных маркеров: теперь нам стали объяснять, что цены растут медленнее инфляции.

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

Но если бензин – это международный товар, если НДПИ привязан к мировым нефтяным котировкам, то почему цены на АЗС не снижаются в соответствии с мировой ценой? Тем более, что мы видим, что на открытых, конкурентных рынках – в частности, в США, где сопоставимая с нами налоговая нагрузка, – при колебаниях мировой цены на нефть цены на бензин идут вслед за ней.

У нас же такого не происходит. Что, на мой взгляд, доказывает, что все те теории, которые предлагались нам для объяснения высоких внутрироссийских цен на бензин – это не более, чем пропаганда для не очень искушенных обывателей. В реальности же нефтяники просто манипулируют общественным мнением и каждый раз придумывают лозунг, который люди быстрее бы «проглотили».

Так что сейчас, хоть нам и говорят, что «да, мол, бензин дорогой, но он дорожает медленнее инфляции» – нужно иметь в виду, что на самом-то деле он вообще не должен дорожать, он должен дешеветь! Хотя почему-то не дешевеет.

Кроме того, это ведь не аксиома, что если в экономике наблюдается инфляция, то все цены должны расти. Наоборот: инфляция – это результирующая динамики цен на самые разные группы товаров, следствие, а не причина. У каждого рынка – своя жизнь, и на топливном рынке, по логике его функционирования, цены в 2015 году должны были снижаться.

– С 1 апреля в России увеличиваются акцизы на бензин. Следует ли в связи с этим, ожидать бурного роста цен на заправках? Или, как это не раз уже бывало, государство будет контролировать их повышение путем разного рода «договоренностей» с нефтяными компаниями?

– Тот факт, что рынок в России – высокоолигопольный, и контролируется картелем из нескольких компаний, которые, в общем, централизованно принимают решение о ценовой политике, имеет очень неприятное следствие: то, что у нас монопольно завышенные цены. Но это имеет и обратную сторону: то, что власти, правительству достаточно легко контролировать вот эти их согласованные действия. Плюс у нас нефтяные компании во многом зависят от государства.

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

Так что, если это повышение будет превышать какие-то разумные пределы, то их просто «вызовут на ковер» и стукнут кулаком по столу. Поэтому говорить о каких-то, как уже пугают многие, 50-ти рублях за литр – это, все-таки, преувеличение. Если будет сверхбурный рост цен – то нефтяников ждет, скорее всего, административное принуждение к тому, чтобы их ограничить: мы уже видели в нашей истории, как это бывает.

Но, конечно же, в целом, повышение акцизов нефтяные компании отыграют с лихвой! Для них это – идеальная «подача» со стороны правительства: они вообще любят прикрываться «щитом» налоговой нагрузки, говоря, что именно из-за налогов весь рост цен происходит, хотя это далеко не так. Так что это – отличный повод переложить ответственность за рост цен на кого-то другого: в данном случае – на власть.

И я больше, чем уверен, что они этим поводом воспользуются и в итоге повысят цены более значительно, чем это могло быть связано с новыми акцизами. Хотя и в определенных пределах: властям сейчас рост инфляции не нужен, о повышении акцизов все были предупреждены, и за нефтяниками будут следить внимательно.

– В таком случае возникает вопрос, насколько удачно был выбран момент для повышения акцизов: в самый разгар кризиса?..

– Момент, конечно, крайне неудачный! Но очень многое, что происходит в стране в плане экономической политики – это инерция работы той государственной машины, которая у нас создалась за последние 10 с лишним лет. Возникла огромная доминирующая часть экономики, контролируемая государством, которая может существовать только за счет распределения бюджетных средств. И без их вливания эта экономика существовать не может.

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

Поэтому мы видим, что инициативы по увеличению налогов по всем абсолютно группам и направлениям идут фронтально! Малый бизнес, налоги на оплату труда, НДПИ. И нефтяной, а также топливный рынки — не исключение: осенью повысили НДПИ, и уже обсуждается очень серьезное повышение налогов на добывающие предприятия. Потому что надо балансировать вот этого огромного, разросшегося бюджетного монстра.

Власти не знают, что с этим делать. Альтернативой могла бы быть успешная частная экономика, основанная на привлечении частных инвестиций, но такую модель они «убили» построением экономики, полностью «завязанной» на перераспределение государственных средств.

Эта инертная машина продолжает катиться, давя все живое, это всё очень вредно в ситуации кризиса, безусловно, поскольку негативно повлияет на его параметры. Но машина эта, будучи раскрученной, остановиться уже не может, и в рамках этой модели я, к сожалению, не вижу альтернативы повышению налогов.

– Не так давно вы прогнозировали завершение эпохи сверхвысоких мировых цен на нефть и говорили, что в дальнейшем возможны весьма значительные их колебания. Чего, в этой связи, ожидать рядовому российскому автомобилисту? Цены будут идти только в одном направлении – все время вверх – или здесь тоже возможны колебания?

– Если говорить о внутренних ценах на нефтепродукты, то, к сожалению, они определяются только одним: действиями картеля из нескольких компаний, которые полностью контролируют рынок. И здесь других вариантов нет: фактор, который «давил» бы цены вниз – то есть конкуренция – отсутствует.

Поэтому у цен на бензин в нашей стране есть только один возможный вектор: все время вверх. В такой монопольной системе, на которой основан наш рынок нефтепродуктов, другого вектора быть не может. Надо забыть о сравнении с динамикой мировых цен на нефть и готовиться к худшему: цены на бензин в нашей стране снижаться не станут!

Владимир Милов: «Бензин в России дешеветь не будет! Хотя и должен»

– А есть ли некий «психологический барьер», который был бы неприемлем для основной массы населения и к которому ни власти, ни производители бензина не захотели бы приближаться?

– Если говорить о ценах на бензоколонках — то нет: их стратегия уже много лет выстраивается так, что потребителя каждый раз «приучают» к какому-то новому уровню цен. У нефтяников есть на эту тему множество спикеров, нанятых экспертов, которые получают от них хорошие деньги и пишут статьи о том, почему это все хорошо и правильно, почему цены должны повышаться. То есть у них очень хорошо выстроена «линия обороны».

Кроме того, они не будут повышать цены с сорока рублей до пятидесяти за несколько месяцев. Этот «психологический рубеж» будет все время отодвигаться все дальше.

Но! Я думаю, что интегрально это будет приводить к ограничениям спроса. Спрос будет сокращаться, потому что потребительские возможности сейчас и у граждан, и у бизнеса совсем другие: они уже не те, чтобы «проглатывать» бесконечные повышения цен.

Однако и это монополистов тоже не остановит, потому что их политика — это забирать как можно больше маржи с того, что осталось. Это — психология рантье, который работает не в конкурентном рынке, а в монополизированном, где он может позволить себе все, что хочет. Это классический олигопольный рынок: он так работает, и пока нет условий, чтобы он поменял принцип своей работы.

____________________________________________

*мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки