печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Бизнес

Стучат. Откройте дверь...

При проведении любой проверки контролирующие органы должны строго соблюдать права коммерческой организации.

 

Действующее в нашей стране в настоящее время законодательство, касающееся сферы защиты прав юридических лиц, оценивается большинством экспертов-правозащитников вполне позитивно. Существует ряд законов и нормативных актов всероссийского и регионального масштаба, призванных оградить предпринимателей от произвола со стороны госструктур. Однако, несмотря на это, представители контролирующих органов продолжают зачастую действовать в высшей степени некорректно, нарушая не только права предпринимателей, но и значительно превышая границы своих полномочий и компетенции.

С одной стороны, такое их поведение, естественно, вызывает множество проблем, но с другой — именно оно и позволяет предпринимателям избежать выполнения наложенных на них взысканий на вполне законных основаниях. Существует масса прецедентов, когда неправомочные действия инспекторов оспаривались в арбитражных судах. В результате по решению судов аннулировались вынесенные ими постановления и выписанные штрафы. Причин для этого было множество: проведение проверки лицами, не указанными в приказе о проведении мероприятия по надзору; нарушение порядка проведения проверки (чаще всего из-за отсутствия в момент проверки ответственных лиц предприятия); наложение взыскания за нарушение, не лежащее в зоне ответственности проверяющей структуры. При этом даже при наличии серьезных нарушений юридическое лицо освобождалось от уплаты штрафа.

Из всего этого можно сделать вполне однозначный вывод: «не так страшен черт». Главное — правильно подготовиться к проверке и вести себя с представителями контролирующих органов соответствующим образом, опираясь на знание своих прав и полномочий инспекторов.

Нам могут возразить — правильно подготовиться? Как же к ней подготовишься, когда проверка — это всегда что-то неожиданное, появляющееся как гром среди ясного неба. Не будем оспаривать этого утверждения, скажем лишь, что проверки не настолько неожиданны, как это может показаться, ведь, помимо неплановых, существуют еще и плановые мероприятия по надзору. А потому руководству частной компании следует проводить регулярную целенаправленную работу, основная задача которой — свести к минимуму негативные последствия подобных мероприятий.

 

 

Плановые и неплановые

Для начала давайте разберемся с регулярностью проверок. Они, как уже было отмечено, могут быть плановыми и неплановыми. В соответствии с «Законом о защите прав юридических лиц...», в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено с периодичностью не более одного раза в два года. Этот же закон предусматривает проведение и неплановых проверок, цель которых — проконтролировать исполнение предписания о выявленных нарушениях, установленных в ходе проведения планового мероприятия. При этом он налагает жесткие ограничения на регулярность неплановых проверок, которые могут проводиться исключительно в определенных законом случаях, а именно:

  • если получена информация об обстоятельствах (авария, выход из строя сооружения, оборудования и т. д.), которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • если возникает угроза жизни, здоровью, загрязнению окружающей среды, повреждению имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • если имеют место обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля, не могут служить основанием для неплановой проверки.

К сожалению, вышеуказанный федеральный закон распространяется не на все сферы контроля. Он не применяется к отношениям, связанным с проведением:

  • налогового контроля;
  • лицензионного контроля;
  • оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия.

Леонид Рябушин, директор адвокатского бюро «ЛТР»:

— Наиболее спорным в перечне случаев, когда может проводиться неплановая проверка для предприятий авторемонтной отрасли, несомненно, является случай, касающийся различных угроз. Это и понятно: деятельность сервисной станции непосредственно сопряжена и с угрозой загрязнения окружающей среды, и с повреждением имущества (в процессе ремонта могут испортить автомобиль клиента). Недобросовестные контролеры могут пользоваться этой уловкой, но это именно уловка, поскольку для инициации проверки при данных обстоятельствах должен иметься очевидный факт угрозы, например выброс токсических веществ.

Если же такого очевидного факта нет, то неплановая проверка по причине угрозы может быть осуществлена лишь при наличии обращений граждан или полученной информации.

 

Конечно, не стоит вступать в спор с представителем надзорного органа, который пришел проверять вас, руководствуясь якобы существующей эфемерной угрозой. Ведите себя с ним вежливо, предъявите все необходимые ему документы, однако, подписывая акты, не отмечайте своего согласия с действиями инспектора. Целесообразнее использовать нестрогую формулировку: «С актом ознакомлен». И ниже — свои замечания. В противном случае при дальнейшем разбирательстве в суде вам будет гораздо сложнее защитить свои права.

 

Я к вам с проверкой

Теперь же подробнее остановимся на компетенции проверяющего. Его ошибки в дальнейшем можно будет использовать для отмены результатов проверки в судебном порядке.

Прежде всего ознакомьтесь с документами, удостоверяющими личность и полномочия проверяющего. Уточните его координаты (адрес, телефон, номер кабинета) и координаты его непосредственных руководителей, вынесших постановление о проверке. Запишите всю информацию в журнал проверок. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). Если инспектора сопровождают какие-либо люди, то они также должны быть внесены в это распоряжение. Чтобы не получилось: шел я по дороге, встретил друга Васю и решил с ним денег по-быстрому срубить с лопуха-бизнесмена.

Также в сопроводительных документах должно быть указано:

  • номер и дата приказа о проверке;
  • наименование юридического лица (Ф. И. О. индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые основания проведения проверки;
  • дата начала и окончания проверки.

Отсутствие информации хотя бы по одному из перечисленных пунктов сыграет в вашу пользу, естественно, если вы это опять же отметите в постановлении по результатам мероприятия по контролю.

Также важно помнить, что какова бы ни была причина проверки, она в любом случае проводится исходя из принципа презумпции добросовестности.

Леонид Рябушин:

— Коммерсанты часто забывают или вообще не знают о том, что при любых обстоятельствах, инициировавших мероприятие по контролю, на них распространяется правило «разрешено все, что не запрещено», в то время как на инспекторов, наоборот, — «все, что не разрешено, то запрещено». То есть каждое их действие должно быть подкреплено специальным официальным разрешением.

 

Кроме того, никакая проверка не может быть осуществлена в отсутствие руководителей коммерческой организации или их полномочных представителей, только в их присутствии контролер может ознакомиться с инспектируемыми документами. При этом изымать оригиналы документов проверяющий имеет право лишь в случаях, указанных в законе, с обязательным составлением акта изъятия. То же касается и материальных ценностей. Они должны быть четко описаны, указано их количество, емкости с техническими жидкостями, лакокрасочными материалами, сыпучими веществами и т. п. должны быть опечатаны.

Леонид Рябушин:

— Общаясь с контролером, следует учитывать, что проверки объектов торговли или сферы услуг могут проводиться только в пределах компетенции контролирующего органа. На практике это выглядит следующим образом: пожарные не должны проверят бухгалтерскую отчетность, а налоговики — условия труда персонала. Санитарной же инспекции не должно быть никакого дела до пожарной безопасности предприятия.

По результатам проведенной проверки выносится постановление. Если вы с чем-то не согласны — смело обращайтесь в суд, поскольку только в суде вы можете восстановить свои права.

Леонид Рябушин:

— В ходе судебного разбирательства относительно правомочности наложенного штрафа действует норма части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса. Не вдаваясь в подробности, отмечу главное: в соответствии с этой нормой вам нет никакой необходимости доказывать свою невиновность. Наоборот, должностные лица государственного органа, проведшие или инициировавшие мероприятие по контролю, должны доказать обоснованность претензий к вам и наложения взыскания. Причем при осуществлении правосудия «...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона...» (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации).

 

Резюмируя все вышеизложенное, делаем заключительный вывод: при рассмотрении дела в суде любые недостатки и ошибки в протоколах, постановлениях, актах или каких-либо иных документах, составленных с нарушением действующего законодательства, приводят к однозначному аннулированию всех наложенных взысканий. В итоге оплошность инспектора поможет вам эффективно защитить свои права и отстоять свои интересы.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки