печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Рынок шин: производство растет, продажи падают

Упорное стремление российской экономики к стагнации, несмотря на все заклинания властей, отразилось на рынке шин. По оценкам экспертов ОАО «Кордиант», за первые шесть месяцев 2013 года, по сравнению с первой половиной прошлого года, шинный рынок просел на 2% и составил 31,4 млн штук. Снижение рынка произошло впервые после трехлетнего непрерывного роста. Вместе с падением рынка в первом полугодии на 3% выросло производство шин в стране. Главным образом производство в России увеличивали представители зарубежных компаний. Так, ООО «Пирелли Тайр Руссия» увеличило выпуск шин Pirelli на своих двух заводах (Воронежский и Кировский — активы обанкротившегося холдинга Amtel) на 9%; Nokian Tyres (Всеволожск) — +8%; Michelin — +4%. Алтайский шинный комбинат и шинная группа «Татнефть» (ОАО «Нижнекамскшина», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК») увеличили выпуск шин на 4 и 1,5% соответственно.

 

По данным ООО «Управляющая компания „Татнефть-Нефтехим“», произведено 4,53 млн легковых шин (+6%), из них КАМА EURO — 2,007 млн шин, что на четверть больше показателя аналогичного периода прошлого года. Наращивание выпуска этого вида шин связано с реализацией инвестиционного проекта по увеличению производства шин КАМА EURO и Viatti на 1,3 млн штук в год, что позволит довести их производство до 4,5 млн единиц. Производство грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин возросло в 1,7 раза — до 329 тыс. шин. Снижение наблюдается в сегменте грузовых и сельскохозяйственных шин. Грузовых шин выпущено на 11% меньше (688 тыс.), а сельскохозяйственных — на 20% (67 тыс.). Это связано с тяжелой ситуацией в отраслях экономики, использующих эти виды шин.

 

 

Холдинг «Кордиант» снизил производство аж на 12%. В компании это объясняют стратегией по развитию брендированной продукции и выводом из продуктового портфеля морально устаревшей продукции нижнего ценового сегмента (моделей Я-400, Я-512, Я-380, Я-458, Я-650, Я-660, Я-471, Я-569, Я-457, Я-435). Брендированием продукции называется наращивание выпуска шин и расширение продуктовых линеек брендов Cordiant (легковые и легкогрузовые шины) и Tyrex (грузовые и сельскохозяйственные шины), относящихся к среднему ценовому сегменту. В настоящее время компания, в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию производства грузовых цельнометаллокордных шин мощностью 650 тыс. штук в год, запустила на Ярославском шинном заводе (ОАО «ЯШЗ») участок резиносмешения с использованием новейших резиносмесителей английского производства.

Импорт шин в Российскую Федерацию в первом полугодии упал на 11%. В основном (на 9%) сократился ввоз легковых шин. Лидером по падению стала компания Dunlop. После четырех лет увеличения поставок компания сократила ввоз на 60%. Выросли поставки шин из Словакии (+300%), Китая (+37%), Сербии (+35%), Южной Кореи (+18%). Доля импортной продукции на рынке России на конец первого полугодия составила более 45%.

Лидером рынка с долей 18% остается шинная группа «Татнефть». Увеличение производственных мощностей российского завода Nokian Tyres вывело финского производителя на второе место (12%). На шинном заводе Nokian Tyres во Всеволожске в первом квартале 2013 года была запущена в эксплуатацию 12-я производственная линия, увеличившая мощности завода до 14 млн шин в год. К тому же выросла собственная дистрибьюторская сеть компании благодаря подписанию новых соглашений и развитию сети шинных центров Vianor. Чистые продажи концерна Nokian Tyres выросли на 2,6% и составили 336,4 млн евро. В конце 2012 года второе место на рынке занимал отечественный «Кордиант».

 

 

По итогам первого полугодия свои позиции на российском рынке шин укрепили компании Michelin (+1%) и Kumho (+1%). Расширение производства позволило нарастить рыночную долю Nokian (+2%), Pirelli (+2%) и Yokohama (+1%).

В начале года японская компания Yokohama Rubber Co., Ltd. заявила, что планирует в текущем году увеличить производственные мощности российского филиала производства и продажи шин — Yokohama R.P.Z. Объем продаж шин Yokohama в России достиг 3 млн в год, что более чем в два раза превышает местные производственные мощности. Компания направляет усилия на сокращение этого разрыва и продвижение «местного производства для местного потребления». Инвестируя 500 млн иен, Yokohama Rubber планирует расширить мощности на заводе, находящемся в специальной экономической зоне Липецкой области, и довести производство до 1,6 млн шин к осени 2014 года.

У российских производителей — компании «Кордиант» и шинной группы «Татнефть» — рыночная доля снизилась на 2 и 1% соответственно.

В целом по рынку за прошедшее полугодие произошли структурные изменения. С 80 до 79% сократилась доля легковых шин (-1%). Доля легкогрузовых шин увеличилась с 7 до 8% (+1%). Также вырос с 3 до 4% сектор сельскохозяйственных и индустриальных (OTR) шин (+1%). Сегмент грузовых шин, занимающий 10% рынка, не изменился.

 

Что день грядущий нам готовит

Что касается рынка шин в России, то, по оценкам аналитиков «Кордианта», по итогам 2013 года он может сократиться на 3% и составить 59,6 млн штук. Согласно долгосрочному прогнозу, в который, на основании наметившихся признаков стабилизации объемов продаж в Европе и Северной Америке, слепо верят представители всех зарубежных компаний, мировая экономика будет расти до 2020 года в среднем на 2% в год. Но для коммерсантов и кризис 2008 года был как снег на голову, несмотря на всю его очевидность.

Что будет расти, так это местное, российское производство иностранных брендов. В апреле корпорация Bridgestone объявила о своих планах построить завод по производству радиальных шин для легковых автомобилей в промышленной зоне «Заволжье» в Ульяновской области. Производство планируется запустить в первом полугодии 2016 года. Объемы производства должны достичь 12 тыс. шин в день ко второму полугодию 2018 года.

 

 

В ближайшей перспективе на заводе Nokian Tyres во Всеволожске будет запущена 13-я линия, и производственные мощности завода, соответственно, превысят 15 млн шин в год.

ООО «Континентал Тайрс РУС» обещает в октябре запустить завод ООО «Континентал Калуга». Планируется, что после запуска предприятие будет выпускать 4 млн шин в год, а затем его производственная мощность вырастет до 16 млн шин в год. Производство стартует с выпуска легковых шин.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки