печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

Падение продаж новых автомобилей и рухнувший курс рубля создали на российском рынке запасных частей, особенно в сегменте aftermarket, специфическую ситуацию, к которой придется привыкать и приспосабливаться всем: производителям, продавцам и покупателям.

 

Падение автомобильного рынка на 35,7 % «по определению» создало предпосылки для роста спроса на запчасти сегмента aftermarket. Вполне логично: отложив покупку новой машины, люди определенно станут активнее ремонтировать то, что имеют на данный момент. Именно это и показала официальная статистика.

 

Так, по сводным данным аналитических агентств, за прошедший 2015 год рынок запчастей aftermarket вырос на 2 % — в количественном выражении это порядка 960 млн деталей против 940 млн, реализованных в 2014-м. По прогнозам экспертов, подобная картина будет наблюдаться и в нынешнем году. При этом количество проданных деталей сегмента aftermarket, по разным оценкам, будет оставаться на уровне 2015 года, немного колеблясь в «плюс» или в «минус».

 

С таким взглядом на динамику развития согласен Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга MANN+HUMMEL Russian, который считает, что в проданных штуках рынок останется в целом на уровне 2015 года, но в деньгах выручка вырастет как следствие падения курса рубля.

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Учитывая тот факт, что продажи новых автомобилей падают, а автопарк страны стагнирует, я не вижу особых перспектив для роста рынка послепродажного обслуживания, - констатирует Дмитрий Юрганов, директор по продажам автозапчастей ООО «Роберт Бош». - Скорее всего рынок перераспределится, между дешевыми и дорогими брендами. Из-за роста курса валют запчасти становятся дороже, покупательская способность населения падает. Как результат, автовладельцы стараются ездить до последнего и выжать максимум из деталей, которые бы раньше могли поменять по регламенту».

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Спрос на запчасти будет только расти, — считает Сергей Малов, специалист по маркетингу бренда TRIALLI. — Многим пришлось расстаться с мыслью о покупке нового автомобиля и продолжить эксплуатировать старый, а это означает то, что придется его ремонтировать. Наиболее уязвимыми в этом отношении остаются новые отечественные автомобили и иномарки нижнего и среднего ценового диапазона, то есть самый массовый сегмент автомобилей».

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Главной и основной тенденцией будет дальнейшее перераспределение продаж в сторону автозапчастей для иномарок, — уточняет Игорь Явдощук, директор по маркетингу бренда „СтартВОЛЬТ“. — Емкость рынка отечественных автомобилей продолжает сокращаться, в то же время общее падение продаж автомобилей — тенденция последних двух лет в России — начнет сказываться на рынке автозапчастей не так быстро. Эти же аргументы можно отнести и к тезису о росте рынка запчастей, поскольку существенное снижение покупательной способности населения вынуждает обращать внимание не на покупку нового автомобиля, а на приведение в норму своего старого либо покупку б/у с необходимостью небольшой доработки».

 

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

Уже с 2015 года явно обозначилась тенденция роста интереса массового потребителя к более дешевым запасным частям, что особенно характерно для владельцев недорогих иномарок от семи лет и старше, а также «немолодых» отечественных автомобилей. Выбирая запчасти для ремонта, водители все больше отказываются от покупки дорогих деталей от известных производителей (так называемых А-брендов), переориентируясь на марки «второго эшелона», которые имеют более доступные цены.

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Потребитель, естественно, будет стремиться приобрести запчасти подешевле из так называемого low-cost-сегмента, возрастет спрос на детали б/у, особенно для иномарок, — оценивает ситуацию Сергей Малов. — Да, запчасти могут быть непонятного происхождения и сомнительного качества, в обезличенной упаковке, но на первый план для покупателя в тяжелые времена выходит цена, и потребители будут стараться сэкономить, пусть даже в ущерб качеству. Такие отзывы мы все чаще слышим от наших партнеров, да и просто от автолюбителей».

 

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Всегда была, есть и будет определенная группа потребителей, выбирающая все самое дешевое, такие люди останутся и впредь, — считает Андрей Алексюк. — Но большинство все-таки задумывается и не стремится к сиюминутной экономии. В новом кризисном времени срок эксплуатации автомобиля возрастает, нет возможности часто его менять. Мыслящий автовладелец понимает, что сберечь свой автомобиль, максимально продлить срок его службы можно, только используя качественные расходники и запчасти».

 

«Специфика российского потребления не только в запчастях, но и в целом, всегда характеризовалась желанием купить самое дешевое в надежде, что такая вещь окажется еще и качественной. Повсеместное желание сэкономить — веха не текущего кризиса, но давняя традиция потребления российских граждан, — замечает Игорь Явдощук. — Данная тенденция может как слегка усилиться в кризисное время, так и, наоборот, заставить автомобилиста щепетильнее относиться к выбору запчастей, предпочитая качество и долговечность в это непростое время».

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

Что касается товарных групп, то лидером в плане «миграции» покупателя к более дешевым вариантам выступают кузовные детали, а также автостекла и оптика. Здесь все большую часть рынка начинают занимать китайские производители, а также предложения от авторазборок.

 

Уходят покупатели запчастей от именитых брендов и по другим группам: электрооборудование (стартеры, генераторы, электроприводы), система отопления (радиаторы), трансмиссии (сцепление), тормозная система (диски и суппорта), подвеска (амортизаторы и пружины). Покупатель и здесь все чаще смотрит на бренды «второго эшелона», соглашаясь на не самое лучшее качество, зато получая возможность отремонтировать автомобиль и поездить еще какое-то время.

 

«Группа расходников (фильтры, колодки и т. д.) имеет наименьший отток покупателя в low-cost, — оценивает ситуацию Андрей Алексюк. — Здесь разница дорогого и дешевого товара определяется сотнями рублей, и большинство автовладельцев все-таки не пытается „экономить на спичках“, предпочитая качественный продукт. Но там, где разница исчисляется тысячами рублей, — там потребители будут стремиться к более доступным аналогам».

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Не все готовы рисковать, особенно владельцы дорогих импортных автомобилей, - считает Дмитрий Юрганов. - Они понимают, что сиюминутная экономия ради отдельных деталей может вызвать большие траты в будущем. К тому же, они не готовы отказаться от привычного уровня надежности и комфорта, предпочитая качественные запчасти крупных производителей. Так что, несмотря на определенные сложности, известные мировые производители запчастей, выпускающие надежную проверенную продукцию, остаются востребованы на рынке».

 

В целом можно отметить, что основная масса потребителей, хоть и ищет более доступные по цене варианты, все же не бросается на откровенно дешевые и заведомо низкокачественные предложения. Как и в области других товаров (электроника, бытовая техника и пр.), точно так же и среди автозапчастей основным покупательским трендом становится принцип разумного выбора и поиска оптимального баланса цены и качества.

 

«Спрос на дешевые запчасти часто генерируют торговые сети и СТО, — замечает Андрей Алексюк. — Они преследуют одну задачу: продать товар, снизить общую стоимость ремонта, чтобы угодить клиенту и удержать его».

 

Каков итог?

 

На фоне движения массового потребителя к более доступным ценовым сегментам и сохраняющегося высокого курса валют для производителей запчастей для вторичного рынка наступают непростые времена, но вместе с тем и открываются новые горизонты. При грамотной производственной и маркетинговой политике у них есть возможность предложить покупателю конкурентоспособный товар с привлекательным соотношением «цена — качество».

 

«Потребитель будет все больше и больше обращать внимание на цену, которая выходит на первое место, — оценивает перспективу Сергей Малов. — Логично, что производителям ничего не остается, как работать над ценой, интенсивно, как никогда. Над ее снижением или хотя бы удержанием на фоне ухудшающейся экономической ситуации».

 

«Не все производители должны кидаться в лоу-кост и локализацию производства, - замечает Дмитрий Юрганов. - Как бы ни казалось со стороны, такие проекты не даются компании легко, к ним нужна серьезная подготовка. Как вариант, производители могут развивать стимулирующие программы. Яркий пример – программы лояльности для СТО и магазинов автозапчастей. Кроме того, бренды даже в сложные времена должны постоянно улучшать сервис, проводить обучения, предоставлять максимально удобные условия работы».

 

Рынок автозапчастей — 2016: смена приоритетов?

 

«Кризис — это возможность как потерять, так и укрепить свои позиции на рынке, — считает Андрей Алексюк. — Здесь важно использовать все маркетинговые инструменты, контролировать стабильность поставок в торговые сети. Все продукты компании должны быть всегда в наличии».

 

«У производителей есть два пути, — резюмирует Игорь Явдощук, — это начать экономить на качестве выпускаемой продукции, сокращая затраты и пытаясь встроиться в падающую планку нижнего ценового сегмента, либо стараться сохранять все важнейшие технологические процессы, корректируя свое положение в рамках среднерыночного ценового уровня. При этом каждый раз надо доказывать на практике, что их продукт по праву лучший и, купив данный продукт, автомобилист забудет о возникшей проблеме. Для этого есть множество различных инструментов, однако без базиса в виде самой детали все инструменты бесполезны».

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки