печатная версия
журнала /
май 2017 /
#52
Про автомобили в деталях

Бизнес

Расход топлива в ТТХ: производителей уличили в обмане

Расход топлива в ТТХ: производителей уличили в обмане

Удивительное по своей наивности открытие совершили ученые из британского исследовательского центра Emissions Analytics, опытным путем доказавшие, что официальные данные расхода топлива, указываемые производителями в документации, сильно занижены.

 

Европейские эксперты, в кои-то веки решившие проверить собственных автофабрикантов «на вшивость», взяли на тестовые испытания пятьсот разных автомобилей с моторами разного объема и замерили реальный расход топлива. Оказалось, что дотошные в своей правильности и уважении к клиенту западные автоконцерны, радеющие за нормы экологичности и каждый месяц рассылающие отчеты о том, что их новые моторы вот-вот вообще перестанут потреблять топливо, по большому счету, просто врали.

Самое интересное, что был обнаружен даже коэффициент этого вранья, который оказался обратно пропорционален объему двигателя. Испытания показали, что чем меньше объем мотора, тем сильнее расхождения реальных данных расхода топлива с теми, что были указаны в технических характеристиках.

 

Рекордными по занижению оказались автомобили с двигателем 1.0 литр – расхождение аж 36%. Вместо среднего заявленного значения потребления топлива в 6,09 литра на 100 км, был выявлен средний показатель 8,2 литра. Машины с моторами объемом от 1.0 до 2.0 литров в реальности «жрут» на 21% больше заявленного. С моторами объемом от 2.0 до 3.0 и от 3.0 до 5.0 литров – превышение расхода на 14-15%. Единственные, чей реальный расход топлива почти совпал с заявленным, а разночтения не превысили 1%, оказались автомобили с двигателями объемом свыше 5.0 литров. В целом же средний показатель занижения по всей выборке составил внушительные 18%.

 

 

На самом деле удивляет не сам факт обмана – с ним как раз всё понятно. Жесткие европейские экологические требования, очень высокая стоимость топлива, а также борьба властей Старого света с нефтяной зависимостью, заставляют автопроизводителей придумывать различные ухищрения, чтобы всеми возможными способами снизить потребление топлива. Причем, если этого снижения не удаётся добиться в реальных условиях, его, как оказалось, просто приписывают. Иначе «демократические» европейские законы автоматически накладывают на автопроизводителей огромные штрафы и санкции, лишают налоговых льгот, а на некоторых рынках и вовсе могут ввести мораторий на продажи.

 

В подтверждение этому, ведущий инженер испанской компании Seat, входящей в группу концерна Volkswagen, Фермин Сонейра в интервью российским журналистам открыто заявлял, что, например, всевозможные технические решения вроде новомодных систем «Start/Stop», а также Eco-кнопок, включающих сберегательные режимы двигателя или трансмиссии, создаются только для того, чтобы пройти жесткие сертификационные требования на полигоне. В реальной жизни их эффективность слаба и даже в Европе ими мало кто пользуется.

 

 

Кроме того, ещё в феврале 2013 года Еврокомиссия выявила тот факт, что на этих самых сертификационных полигонах производители дополнительно используют ещё и различные уловки, чтобы снизить показатели расхода топлива и выбросов CO2. Например, специальные шины с низким сопротивлением качению или замеры на трассах со специальным гладким покрытием, уменьшающим потери на трение.

 

 

 

Почему же расхождения оказались так связаны с объемом двигателя?

 

Ведь если уж взялись за «приписки», так логично было бы предположить, что для разных моторов они окажутся сопоставимы, по крайней мере, в процентном отношении.

 

 

А тут уже дело не столько в технике, сколько в хитрости и психологии, а по большому счету - отношении производителей к клиентам из разных социальных слоев общества. Ведь минимальные расхождения с официальными данными оказались у автомобилей с моторами большого объема, или другими словами - высшего ценового сегмента. Кто ездит на машинах с моторами кубатурой 4.0, 5.0 и более литров? Правильно! Этим автовладельцам, во-первых, плевать, сколько потребляет их Range Rover, Mercedes-AMG или BMW M-series - не для экономии покупается.

 

 

Во-вторых, если обеспеченные граждане, отдавшие за мощный и дорогой автомобиль немалую сумму, всё-таки уличат продавцов в обмане, как факту недобросовестного отношения к себе, с гораздо большей вероятностью «достанут паяльники» и объяснят дилеру с производителем, что так лучше не делать, попутно закидывая обоих судебными исками на соответствующие суммы. Поэтому и смысла, и выгоды связываться с подобными клиентами у производителей нет. Как следствие – расхождения реального и указанно в технических характеристиках расхода топлива практически на уровне погрешности.

 

 

ФАКТ! В марте 2012 года американское подразделение компании Honda было вынуждено выплатить многомиллионную компенсацию двумстам тысячам владельцев её гибридных моделей из-за заниженного «на бумаге» расхода топлива.

 

 

 

 

В общем-то, по той же причине не настолько велики расхождения для автомобилей с двигателями от от 3.0 до 5.0 литров – этими моторами в большинстве своём обладают автомобили бизнес-класса. Да и покупателям 2.0-3.0-литровых машин всегда можно с луковой ухмылкой объяснить, мол, вы же иногда позволяете «притопить» на вашем 200-250-сильном автомобиле как следует, а? Вот оттуда и лишние 14-15% расхода. И правда, вроде как позволяю…

 

А вот на покупателей автомобилей с малообъемными двигателями такая отмазка уже не подействует. Скоростные параметры второстепенны. Подобные авто покупаются из-за огромного желания сэкономить. Ведь машины с объемом двигателя около литра – это в большинстве своем маленькие автомобильчики «А» или «B» классов, как правило, в простеньких комплектациях по соответствующей цене.

 

 

Только вот с учетом их собственной и перевозимой массы, для того чтобы такая малолитражка, что называется, поехала, её мотор придётся «крутить» взвон. Взгляните на графики характеристик любого малообъемного мотора – показатели пикового крутящего момента, как правило, за отсечкой в 3500-4000 оборотов, а максимальной мощности – за 5500-6000. На таких оборотах, даже при объеме двигателя со среднюю бутылку Кока-Колы, топливо не просто впрыскивается в камеру сгорания, оно туда льётся. Думаете покупатели малообъемных авто, особенно европейцы – сплошь неторопливы и аккуратны в вождении? Может быть и так, только к характеристикам маленьких моторов это не имеет принципиального отношения.

 

Любое движение под нагрузкой – тахометр в красной зоне, любой обгон с любой скорости – тахометр в красной зоне. А на трассе при разрешенных 90-110 км/ч или, тем более, магистральных 130 км/ч, 1.0-1.4-литровый двигатель и вовсе почти не выходит из пиковых нагрузок, с огромным аппетитом потребляя топливо всем своим маленьким моторчиком.

 

Только современному среднестатистическому европейскому, да и не только европейскому обывателю, который в большинстве своем имеет малое представление о законах физики, механики и КПД, не собирается разбираться в устройстве и принципах работы двигателя внутреннего сгорания, гораздо проще не объяснять всё вышеперечисленное, а попросту не ломать ему логику. В представлении обывателя, если машина с большим мотором, значит и «жрет» много. Соответственно, чем двигатель меньше, тем и расход должен быть меньше.

 

 

О том, что к реальности такой подход имеет, мягко говоря, не совсем прямое отношение, производители пытаются скрыть всеми возможными способами. Британские исследователи вслед за Еврокомиссией в этом наглядно убедились.

 

А ещё многие обращали внимание, что на очень многих малообъемных или «бюджетных» машинках даже сейчас нет бортового компьютера. Он либо вовсе недоступен, либо в дорогом пакете опций, либо в топовых комплектациях. Думаете просто так?

 

Увы, для того, чтобы ситуация изменилась, и производители в ТТХ начали писать данные близкие к эксплуатационным реалиям, нужны массовые иски от недовольных владельцев. В Штатах прецедент уже имел место. Европа пока терпит, раз в два года вспыхивая недовольством в новостных лентах независимых, а потому пока ни на что не влияющих экспертов.

 

 

То, что для европейцев оказалось большим сюрпризом, в России давным-давно знают. Менеджеры наших автосалонов даже не пытаются скрывать от покупателей реальных цифр расхода топлива. Во-первых, наш человек, в принципе, редко верит тому, что написано. Во-вторых, среди наших автолюбителей мало наивных и много тех, кто успел получить приличное образование, подкрепленное собственным опытом. Ну а в-третьих, назови менеджер официальный расход в 5 литров, вместо реального в 15, он через какое-то время может получить от клиента не только письменную претензию, но и вполне реальную - по собственной шее…

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки