печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Бизнес

Провал

С января по июль 2013 года продажи новых автомобилей в России провалились на 6 %. Кто в этом виноват — банки, переставшие давать кредиты заемщикам с невысоким достатком, взвинтившие цены автопроизводители или сами покупатели, напуганные слухами о грядущем кризисе и отложившие мечту о новой машине до лучших времен? Разобравшись с этими вопросами, мы попытаемся выяснить самое главное — что ждет отечественный авторынок в ближайшем будущем.

 

Российский автомобильный рынок напоминает аттракцион «Американские горки». То мы стремительно движемся вверх, грозясь стать крупнейшим авторынком Европы, то так же стремительно падаем вниз, оставляя дилеров с затоваренными складами машин, которые последним приходится распродавать чуть ли не себе в убыток...

 

К гадалке не ходи

Хотя канитель с ростом и падением российского авторынка продолжается не первый год, динамика продаж по-прежнему остается величиной непредсказуемой, заставляя нервничать не только импортеров, но и местных автопроизводителей. Даже самые авторитетные эксперты не могут дать сколько-нибудь точный долгосрочный прогноз, а те, кто все же пытается это сделать, дабы не опозориться, предлагают считать по двум сценариям — «оптимистичному» и «пессимистичному», итоги которых, понятное дело, отличаются, как небо и земля. О чем говорить, если даже сейчас нет ясности, как мы завершим текущий год, хотя он и перевалил за свой экватор. Понятно лишь одно: быстрого восстановления рынка ожидать не приходится. И уж тем более не стоит надеяться на то, что в ближайшей перспективе повторится бурный рост прошлых годов.

 

Если российские автодилеры закроют 2013 год с тем же результатом, что и 2012-й, можно радоваться — значит, худшее уже позади. Но даже незначительный минус можно считать положительным результатом, внушающим оптимизм на будущее. Повод для такого оптимизма дает тот факт, что последние пару месяцев падение продаж автомобилей немного стабилизировалось. Но радоваться пока рано. Негативный новостной фон, сулящий нам из уст главы государства «непростые времена», а также возможную девальвацию рубля, отнюдь не стимулирует население к совершению крупных трат. Тем более что многие покупают машину не на свои деньги, а в кредит. А если будущее туманно, то любой здравомыслящий человек скорее потуже затянет свой пояс, чем залезет в долгосрочную долговую яму.

 

 

Дайте денег

Попасть в кредитную кабалу гораздо проще, чем из нее выбраться. Это хорошо усвоили те, кто погорел на займах, взятых перед кризисом. Особенно сильно пострадали обладатели валютной задолженности, стоимость обслуживания кредита для которых взлетела вместе с курсом доллара и евро. Теперь ссуды большей частью выдаются в рублях — желающих заново испытать шок осени 2008 года среди людей благоразумных не осталось. Да и банкам рисковать не хочется: хотя автокредит и обеспечивается залогом в виде приобретаемого транспортного средства, возиться с его продажей — дело муторное и невыгодное. Гораздо выгодней найти платежеспособного заемщика, способного наскрести на первоначальный взнос, и затем ближайшие три-пять лет получать с него стабильный доход, который с учетом различных комиссий может достигать 30 и более процентов годовых. 

 

Правда, найти таких людей становится все сложнее. Чтобы заинтересовать покупателя, автокомпании с банками придумывают различные спецпредложения, делая хорошие скидки тем, кто покупает новый автомобиль в обмен на старый, имеет официально подтвержденный доход либо берет кредит лишь вполовину стоимости машины и на небольшой срок, как правило до года. И эти старания не пропадают даром: ожидается, что в этом году россияне возьмут автокредитов более чем на 22 млрд долларов США, превысив тем самым показатели прошлого года, когда банки выдали покупателям автомобилей 21 млрд долларов. Получается парадокс: денег банки выдают все больше, а машин продается все меньше.

 

Жизнь в долг

Уровень жизни в России невысок, так же как и размер средней заработной платы, которая вчетверо ниже среднеевропейской. Учитывая, что начальная стоимость автомобилей в популярном гольф-классе давно перешагнула планку в полмиллиона рублей, да и машины классом ниже (возьмем, к примеру, такие бестселлеры, как Hyundai Solaris или Kia Rio) обходятся немногим дешевле, скопить на новую иномарку получается не у многих. Поэтому в кредитном отделе автодилера всегда многолюдно — сюда приходит каждый второй покупатель! По продажам машин в кредит мы занимаем одно из ведущих мест в мире. Причем, в отличие от покупателей развитых стран, которые обращаются в банк не от своей бедности, а просто потому, что так удобнее (процентные ставки там невелики), наши соотечественники стремятся жить не по средствам.

 

 

Покупка дорогого телефона в кредит, как и покупка машины, которая тебе не по карману, — характерный признак развивающихся рынков. В Европе, к примеру, не принято кичиться своим достатком, поэтому и хорошо обеспеченные люди там могут ездить на недорогих машинах. У нас же наоборот — многие хотя выглядеть круче, чем есть на самом деле, и в особенности показать свою «крутизну» на дороге. Именно поэтому премиальные марки ощущают наплыв покупателей, в то время как производители машин массового сегмента своих клиентов теряют. Так, с января по июль продажи Mercedes-Benz в России выросли на 20 %, BMW — на 18 %, Audi — на 9 %. А лидеры «бюджетного» рынка — Lada, Chevrolet, Nissan, Ford, Daewoo — скатились в минус на 11, 17, 18, 18 и 38 % соответственно.

 

 

Кроссовер — наше все

Гораздо лучше других автопроизводителей на падающем российском рынке чувствует себя компания Renault. Являясь лидером по объемам продаж новых автомобилей в нашей стране среди иностранных брендов (больше продает только АвтоВАЗ, который, кстати, принадлежит альянсу Renault-Nissan), французская компания показывает 9%-ный прирост, главным драйвером которого стал суперпопулярный кроссовер Renault Duster. С января по июль число его покупателей увеличилось на 168 %! Столь внушительные цифры объясняются тем, что в продаже эта модель появилась лишь к концу прошлой зимы. Но даже если сравнить результаты продаж «дастеров» за июль, цифры впечатляют — плюс 35%, притом что в этом же месяце число покупателей Ford Focus, некогда являвшегося самой популярной иномаркой в России, уменьшилось на 25 %.

 

С Renault Duster французы попали в точку: это именно тот автомобиль, о котором мечтали многие россияне, — с большим дорожным просветом, полным приводом, вместительным багажником, и при этом относительно недорогой. Действительно, если сравнивать потребительские характеристики этого кроссовера, то реальной альтернативы ему нет — сопоставимая по цене и проходимости «Шеви-Нива» уступает по вместительности и комфорту, да и так любимой россиянами автоматической трансмиссии у детища совместного предприятия GM и АвтоВАЗа нет. Любопытно, что в Европе «дастеры» продаются неважно, что, впрочем, легко объясняется качеством дорог у них и у нас. Именно по этой причине сегмент кроссоверов в России является самым популярным (он занимает более трети рынка) и быстрорастущим. За прошлый год продажи «паркетников» в нашей стране выросли на 5 %, и, если такая динамика сохранится, через три-пять лет каждый второй проданный в России автомобиль будет относиться к классу SUV.

 

Заглянуть в будущее

Конечно, как бы хорошо ни продавался Renault Duster, в одиночку он российский авторынок не вытянет. Да и объявленная госпрограмма субсидирования кредитов на машины российской сборки особой роли не сыграет — наши покупатели и так закредитованы по самое горло. Кроме того, увеличивать долговую нагрузку на население боится само государство — растущая доля невозвратных кредитов угрожает стабильности банковского сектора, а рост покупательского спроса, не подкрепленный ростом реальных доходов и промпроизводства, может излишне «перегреть» экономику и привести к росту инфляции, которую в нашем правительстве всеми силами пытаются снизить. Отсюда и появляются страшилки про надвигающийся кризис (который, собственно, и не заканчивался), а также девальвацию национальной валюты — надо же как-то осадить народ в его стремлении жить по-человечески, но на деньги банкиров.

 

 

В недалеком будущем не стоит ожидать серьезных потрясений ни в российской экономике, ни на автомобильном рынке. Правда, некоторым местным автопроизводителям придется подкорректировать объемы производства в меньшую сторону (так, всеволожский завод Ford уже перешел с трехсменного на двухсменный график работы) либо осваивать новые модели, более востребованные рынком. Что касается продаж новых машин, то они должны устаканиться, и, дойдя до определенной точки, будут увеличиваться вместе с ростом ВВП — на 2—3 % в год, как это происходит во всем цивилизованном мире (периоды всплесков здесь также имеют место, но в общем и целом продажи растут линейно). Тем более что потенциал роста у нас огромный: по числу машин на 1000 жителей мы значительно отстаем от развитых стран — в России этот показатель впятеро меньше, чем в США. И перспектива стать крупнейшим авторынком Европы, к чему мы стремились последние годы, является вполне реализуемой на горизонте ближайшей пятилетки.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки