печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Московский международный автосалон 2016 не блеснул россыпью концепт-каров, презентация которых свойственна всем крупным автовыставкам, однако и полностью от них не отказался. Самой яркой футуристичной концепцией стал проект «Шатл», представленный НАМИ. Как оказалось, это не просто автомобиль будущего, а целая интеллектуальная  транспортная система. Обо всех подробностях мы расспросили координатора проекта Алексея Гуськова.

Как пришла идея?

 - Смотрите, что происходит сейчас. Вот пример Москвы: центр стал дорогим в плане парковки, стало меньше улиц, доступных индивидуальному транспорту, предлагают сделать платным въезд в центр города. В общем, идёт вытеснение частного транспорта как минимум из центральной части города.

При этом мы как владельцы частного транспорта находимся в ситуации, когда нам категорически это не нравится – ограничивают наш доступ, заставляют спускаться в метро, ехать в автобусе.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Теперь представьте, что вместо вашего индивидуального автомобиля вам к подъезду подъедет вот такой не очень большой микроавтобус. Шесть мест сидячих и шесть стоячих. Когда вы его вызываете, вы в своём смартфоне задаёте и точку прибытия. Машина взаимодействует с единым сервером, который в режиме онлайн обрабатывает всю информацию и рассчитывает наиболее оптимальный маршрут, доставляя вас максимально быстро до необходимого пункта.

Так же, как работает Uber-такси?

 - Не так. В такси очень ограничена диспетчеризация. Наша система предполагает, условно, даже не один, а два шага вперед. Мы создаём систему с удалённым сервером, который обрабатывает огромное поле информации с десятками тысяч автомобилей. Все они едут по определенному маршруту, обрабатывая поступающие заявки на конечные точки. Автомобили собирают только тех, кого им выгодно собрать по пути. Но поскольку таких машин предполагается много, то они соберут всё равно всех и отвезут по оптимальному для них пути.

Что даёт такая система? Нет пилота, нет каких либо специальных желаний и требований, появляется функция внешнего централизованного управления, которая позволяет построить пути так, чтобы распределить нагрузку на улицы города равномерно. С точки зрения города, это очень привлекательно.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Крайне эффектный внешне микроавтобус «Шатл» конструктивно представляет собой стальной каркас с композитным кузовом. Габариты в пределах автомобиля гольф-класса, только по высоте автомобиль вырос до 2,5 метров. Передвигаться «Шатл» должен с помощью электрических мотор-колес или единого электродвигателя на выбор, а управляться исключительно автономно – управление посредством водителя даже не рассматривается.

Правильно ли я понимаю, что это нечто среднее между общественным транспортом, такси и личным автомобилем?

 - Если всё удастся, то вы вместо частного автомобиля получите вот этот микроавтобус на каждый день. Достаточно комфортный, свободный, с небольшим количеством пассажиров. При этом автомобиль поедет по кратчайшему маршруту от дома до работы, до магазина, до чего угодно. Он решит индивидуальные запросы по поездке на транспорте в данный момент времени, но при этом возьмёт деньги как за общественный транспорт.

Важное отличие от последнего заключается в том, что у машины нет конкретного маршрута и конкретных остановок по пути. Есть общий принцип, как у Яндекс.Такси. По большому счету, признак общественного транспорта только в том, что кроме вас, в салоне есть ещё пассажиры.

Что представляет собой концепция в техническом плане?

 - Сама концепция не подразумевает какого-то одного решения. На каждый случай есть своя техническая составляющая. Например, если подразумевается использование машины на каких-то закрытых территориях, то мы понимаем, что это ограничение скорости 25 км/ч, это не очень большие пробеги, относительно свободное пространство без особого трафика и препятствий, нет тяжелых нагрузок на подвеску – это будет базовая версия с соответствующими техническими решениями. Но как только мы понимаем, что нам нужно ехать быстрее, как только расширяется ареал передвижения, конечно же, технические параметры будут меняться.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

«Общение» пассажира с микроавтобусом происходит либо через смартфон, либо через встроенную мультимедийную систему, которая работает в интерактивном режиме. Разрабатывали её, включая интерфейс и оформление, наши специалисты.

То есть с каждым заказчиком техническая часть будет обсуждаться индивидуально в зависимости от задач?

 - Да, конечно. Следующий шаг – это выход в город. Там ещё выше скорости, а значит другие мощности, другая батарея. Мы сегодня обладаем достаточной компетенцией, чтобы под каждый вариант подобрать оптимальное решение. Мы готовы предложить компромисс по стоимости и компромисс по техническим параметрам.

На сегодня сложилась ситуация, когда в одном консорциуме удалось собрать сильных и очень опытных участников для реализации подобного проекта. НАМИ выступает как инжиниринговая компания, КАМАЗ - как производственная площадка со своим инжиниринговым потенциалом, Яндекс - как главный разработчик всего IT-сопровождения и информационной базы, а также как логистический партнер. Важный момент – стадия концепта. Уже сегодня мы работаем с партнерами в режиме проектирования автомобиля для окончательного производства.

Какие возможности по использованию готов предоставить «Шатл»?

 - Всё сделано по то такой технологии, когда конструктивно можно почти всё менять по требованию заказчика. Кузов композитный – это дорогой материал, но зато затраты на оснастку компенсирует высокая гибкость производства, включая мелкосерийный выпуск. Поэтому из машины можно сделать всё, что угодно, начиная от экскурсионного автобуса и заканчивая грузовой версией.

Проект Шатл: что получится, если объединить НАМИ, КАМАЗ и Яндекс

Финансовый вопрос. Кто должен стать основным покупателем? Государственные или частные компании?

 - Закрытые территории – это частные компании, общественный транспорт – это городские, то есть государственные службы, экскурсионный транспорт – муниципалитеты. Всё универсально. Главное, мы сегодня имеем возможность дать ещё один путь развития электрическому и автономному транспорту. А главная проблема электромобиля – это всё-таки цена. Запас хода, как показывает та же Tesla - вопрос решаемый.

Что касается, окупаемости, то в нашем решении мы, во-первых, убираем водителя с ежемесячной зарплатой – только на этом можно сэкономить до половины стоимости в среднесрочной перспективе. Второй момент – электроэнергия. При средних подсчетах электромобиль будет расходовать в два раза меньше финансовых ресурсов, чем такой же авто, к примеру, с двигателем внутреннего сгорания.

Хотя бы ориентировочные даты, которые вы видите для реализации проекта?

 - Не назову. По одной простой причине – сегодня нет нормативных документов для беспилотных автомобилей. Есть сроки появления этих документов, но самих проектов этих документов пока нет. На закрытых территориях мы можем ожидать появлениях таких авто уже через два-три года, причём не в единичных количествах.

В любом случае, проект «Шатл» - это не просто автономный электрический микроавтобус, а целое направление деятельности для нескольких сфер, интеллектуальная транспортная система.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки