печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

 

О том, что происходит на рынке авторитейла

Тяжелейшая ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке России, особо больно прошлась по дилерам, которым не досталось ни клиентов, ни прямой господдержки. Однако, как ни странно, до 90% дилерских центров выжило. Более того, нашлись даже те, кто в кризис продолжает развиваться. Обо всех нюансах работы официальных дилеров рассказывает топ-менеджер ГК Wagner, исполнительный директор нового дилерского центра Mercedes-Benz «Вагнер» Кирилл Афанасьев.

Как давно вы в автобизнесе? С чего начинали?

— Как принято сейчас говорить, автобизнесом я начал заниматься еще в прошлом веке, а точнее, с 1998 года. Я окончил Автомобильно-дорожный институт при Архитектурно-строительном университете Санкт-Петербурга, что, собственно говоря, и положило начало моей карьере.

Непосредственно работать я начинал с отечественными автомобилями и специальной строительной техникой. Только в 2001-м я перешел к импортным автомобилям, заняв одну из руководящих должностей в официальном дилере Ford. Далее, примерно в том же 2001 году, я связал свою судьбу с маркой Skoda и задержался там на 13 лет. В 2006 году я перешел в группу компаний Wagner, и вот уже 10 лет, как я работаю в этой организации. Карьера в Wagner началась с должности руководителя отдела продаж Skoda, далее было кресло генерального директора автоцентра «Пулково-Авто», затем меня назначили исполнительным директором в «Ауди Центр Выборгский», на сегодняшний момент я являюсь исполнительным директором нового официального дилера Mercedes-Benz «Вагнер».

Почему изначально выбрали бренды концерна Volkswagen? Какие особенности работы с немцами?

— Первым нашим дилерским предприятием был «Автоцентр «Пулково», сегодня "Фольксваген Центр Пулково". На момент открытия, в 2004 году, это был единственный концептуальный дилерский центр этой марки в Санкт-Петербурге. К нам приезжали со всей России перенимать опыт. Да и с представительством марки отношения сразу сложились. Поэтому в последующие годы проблем с получением дилерства Volkswagen и Skoda в других районах города не было. А в прошлом году открыли Ауди Центр Выборгский. Audi, Volkswagen и Skoda принадлежат одному концерну.

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

Открывая дилерский центр любой из этих марок, мы, по сути дела, находились внутри концерна, что давало немало плюсов. К примеру — унифицированный сервис. То есть оборудование, которое мы используем на станциях, фактически идентично, независимо от марки. Существует также академия Volkswagen, в которую мы ездим обучаться по различным маркам. Проще говоря, максимальная унификация помогает нам как можно быстрее адаптироваться и быть легко взаимозаменяемыми на любом направлении.

Получить дилерство любой марки очень сложно, не говоря уже о процессе строительства и запуска предприятия, поэтому открытие центра одной из марок, входящей в единый концерн, всегда давало нам преимущества на этапе старта.

— В чем отличие подхода к работе премиум-бренда Audi от Volkswagen и Skoda?

— Несомненно, разница есть. В данном случае мы акцентируемся на премиальном обслуживании клиента. К примеру, когда мы открыли Ауди Центр Выборгский, мы приложили максимальные усилия для создания именно премиальной обстановки, как в шоу-руме, так и в непосредственном обслуживании. Если вы посетите наш дилерский центр, то почувствуете, что это особая атмосфера.

Как пришли к Mercedes-Benz? Почему он? Это был ваш выбор или так сложились обстоятельства?

—Мы достаточно давно хотели получить дилерство Mercedes. Всё просчитывали и продумывали. Конечно, свою роль сыграли и обстоятельства. Вход в новый сегмент всегда проще делать в кризисное время, поскольку пропадают определенные условия и появляются новые ранее недоступные возможности.

То есть, ГК «Вагнер» делает акцент на премиум?

— Мы тщательно продумываем свою стратегию и стремимся сделать автомобильный бизнес максимально доходным, внимательно занимаясь всеми нашими дилерскими центрами. Сейчас делаем акцент на премиум, поскольку этот сегмент не так подвержен колебаниям рынка.

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

Вы строили новый автосалон с нуля?

— Мы реконструировали и оборудовали уже существующий центр по новой архитектурной концепции Mercedes-Benz. Через некоторое время планируем расширяться, следуя за ситуацией на рынке.

А есть ли разница в подходе к работе Mercedes-Benz и Audi?

— Мы только начинаем работать с этой маркой. Конечно же, у каждой марки есть свои стандарты премиального обслуживания, но главное, чтобы клиенты были довольны и чувствовали соответствующий подход.

Внутренней конкуренции не боитесь?

— Внутренней конкуренции у нас практически нет. Если человек хочет купить Audi — мы отправляем его в Audi, если хочет Mercedes-Benz — отправляем в Mercedes-Benz.

А каковы отношения с существующими игроками рынка? Вы ведь вторглись в поделенный сегмент.

— Если говорить о падающем рынке, то есть глобальная задача — удержать сегмент. Но уровнем ниже, конечно же, когда появляется еще один игрок, это будоражит рынок. Но мы постараемся со всеми взаимодействовать, чтобы нас приняли положительно.

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

А что сейчас происходит на рынке труда в автомобильном мире?

— Взякий раз, открывая новый дилерский центр, мы очень внимательно набираем персонал. Для «Вагнер» мы старались отобрать лучших. К нам всегда стремятся попасть на работу, а сегодня, на фоне кризиса, на рынке труда есть выбор. Сложнее набрать профессионалов на сервисную станцию.

А кто сейчас покупает Mercedes-Benz? Кто эти люди?

Марка Mercedes-Benz — это больше чем просто автомобиль. Поэтому наши клиенты абсолютно разные. Начиная от тех, у кого реально есть деньги, и заканчивая теми, у кого ресурсы ограничены, но они мечтают стать владельцами Mercedes-Benz. Для вторых у нас существуют льготные условия кредитования, и, несмотря на высокую стоимость, можно купить как новый автомобиль, так и автомобиль с небольшим пробегом. Для человека среднего достатка и выше Mercedes абсолютно реален. Мы открыты для всех, и готовы подобрать наиболее удобные условия покупки.

Вы считаете, поток клиентов будет увеличиваться?

— Лично мы рассчитываем на ежемесячное развитие. С каждым месяцем будем работать над увеличением притока новых клиентов. Что касается рынка Санкт-Петербурга в целом, то, возможно, будет какая-то стагнация, а возможно, будет и падение.

Пока общая ситуация, если честно, располагает к падению рынка. До конца года ожидаются только умеренно-негативные тенденции. В первом квартале этого года был небольшой рост, но второй квартал перечеркнул все надежды и ожидания.

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

То есть покупать автомобили в России в ближайшее время не будут?

— Автомобили покупать будут, вопрос только когда. Надеемся, на рост в конце этого года. Сейчас формируется отложенный спрос, на который мы очень рассчитываем. Есть небольшой позитивный прогноз и на 2017 год.

Получается, сейчас некий период стабилизации?

— Не думаю. Более того, как мне кажется, мы еще не достигли дна. Если в прошлом году падение рынка составило 44,5%, то за первое полугодие 2016 года падение, по сравнению с первым полугодием 2015-го, составило еще 14,5%.

Импортер вас поддерживает?

— Любой импортер старается поддержать дилера, к примеру, за счет дополнительных бонусов. Причем в нашем случае поддержка идет абсолютно по всем маркам. Ситуация тяжелая у всех, независимо от брендов.

Что стало, с вашей точки зрения, причиной того, что некоторые из конкурентов закрылись? Это провал управления или все-таки обстоятельства? Вы ведь выжили и даже инвестируете.

— Сейчас очень тяжелая ситуация, как из-за политики самих дилеров, так и вследствие внешних факторов. Считается, что автобизнес — достаточно рискованная отрасль, и получить кредит под него на данный момент практически нереально. А товарный запас автомобилей создается с привлечением именно заемных средств.

То есть сейчас выживают и выживут те, у кого либо отличные отношения с кредиторами, либо хорошая собственная «финансовая подушка»?

— Несомненно. А лучше — и то и другое. Иных путей развития в текущей ситуации я не вижу.

А государственная помощь? Представители власти регулярно заявляют, что выделяют беспрецедентные деньги на поддержку нашего автопрома.

— Почти вся господдержка направлена именно на отечественное производство. Дилеры получают её лишь косвенно, в виде льготных автокредитов для покупателей. Да и то основная их часть приходится на массовый сегмент. Никаких льготных кредитов или прямой поддержки для автобизнеса, к сожалению, нет.

Покупать автомобили будут! Вопрос только, когда?

Редакция журнала "Движок" выражает благодарность ГК "Вагнер" и лично Оксане Сосновской за помощь в подготовке материала.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки