печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Бизнес

Почему у дилера все дорого?

Почему у дилера все дорого?

Сервисное обслуживание — одна из неотъемлемых процедур в жизни любого автовладельца. Трудно отрицать, что за машиной в обязательном порядке нужно ухаживать — проверять, диагностировать и ремонтировать. Все это требует не только времени, но и вложения солидных средств. Особенно когда в помощниках у автовладельца числится официальный сервис...

 

В чем же дело? Почему расценки на фирменной станции порой в разы отличаются от прайс-листов необремененных лицензией мастерских, не говоря уже о гаражных сервисах знакомого «дяди Вани»?

 

В первую очередь хочется тут же обвинить весь наш бизнес в злобном оскале капитализма, а «официалов» — в немереной жадности, обдираловке и попытке вытащить из бедных автовладельцев все их деньги всеми возможными способами. Отчасти, конечно, доля истины в этих обвинениях имеется, но не будем столь однозначны. Причин задирать цены у дилеров достаточно, и, как оказалось, многие из них объективны.

 

 

Не секрет, что, познав за время владения автомобилем расценки на его обслуживание, большая часть клиентов ровно в день окончания гарантии мгновенно разбегается от «родного» автосалона по неофициальным сервисам и магазинам запчастей. Вследствие чего дилерские станции разделили обслуживание фактически на две части: гарантийное и постгарантийное.

 

Во время первого все, что не удается заменить по гарантии, идет по полной стоимости, которая порой заставляет округляться глаза вслед за количеством нулей. У владельца просто нет выбора — чтобы не лишиться в тот же момент гарантийных обязательств, клиент вынужден платить объявленную сумму. Чем, собственно, и пользуются дилеры, разводя руками: мол, такие правила и требования.

 

 

Однако уже после окончания гарантии дилер резко снижает цены на работы и запчасти. Клиенту предлагаются всевозможные скидочные и бонусные программы, льготные периоды оплаты, комплексы сервисных работ по специальным ценам. Обслуживание трех-пятилетних машин на официальной станции может обходиться чуть ли не вполовину дешевле новых. А все потому, что дилеру легче хорошенько «подвинуться» в цене, сохраняя хотя бы выработку механиков и складские заказы запчастей, чем совсем терять клиента.

 

Как выясняется, все дело не столько в жадности дилера, сколько в условиях, в которых ему приходится работать. Самым важным здесь являются взаимоотношения дилера с официальным представительством марки, а если быть точнее — выполнение всех обязательств, которые диктует импортер кандидату на получение дилерского контракта.

 

 

Так, например, для открытия нового дилерского центра Nissan в Петербурге было необходимо построить суперсовременный центр с шоу-румом под 800 кв. метров, сервисом на 15 постов и малярно-кузовным участком площадью 640 кв. метров. Стоимость этого центра общей площадью почти 4 кв. км составила 320 000 000 рублей.

 

В премиум-классе требования еще выше. Чтобы построить на окраине того же Петербурга по стандартам новый центр Audi, владельцам пришлось потратить немыслимые 750 000 000 рублей. Как результат — двухэтажный технозамок общей площадью 11 кв. км, шоу-рум на 30 машин и сервис на 20 постов.

 

 

Теперь представьте, что все это необходимо обставить только самым современным сертифицированным оборудованием, которое согласовано с импортером, закупить заранее склад автомобилей и запасных частей, нанять на зарплату полный состав сотрудников и обучить всех по всем стандартам марки. И только после этого, если ни на одном этапе кандидат в дилеры не допустил ошибки, ему разрешат продавать и обслуживать автомобили.

 

Стоит ли напоминать, что почти все инвестиционные средства берутся в кредит у банков под проценты. Какие они в России и какие нужно выплачивать по ним платежи с учетом без малого миллиардных займов, тоже, думаю, напоминать не нужно.

 

 

Кроме того, даже если дилер вложился по полной программе, получил все одобрения и дилерское соглашение, его обязательства перед маркой на этом не заканчиваются. Самое главное — это выполнение плана! Плана по всему: по продаже автомобилей, по норме прибыли, по количеству выработанных нормо-часов на сервисе и по продаже запасных частей со склада. Невыполнение планов автоматически наказывается лишением дилера различных финансовых бонусов, размер которых, кстати, тоже составляет порой миллионы рублей и является ощутимой подпиткой для дилера.

 

Учитывая, что цены на новые автомобили устанавливаются опять-таки импортером, да и наценки на них по большому счету фиксированные и по массовым маркам за редким исключением не превышают 10%, получается, что единственным реальным сектором дилерского центра, с которого владелец может хоть что-то заработать, чтобы окупить вложенные средства, остается сервис.

 

 

Как вы думаете, какие цены может установить владелец дилерской станции, чтобы «отбить» несколько сот миллионов рублей, взятых под проценты в долг? А теперь сравните затраты сервиса неофициального, у хозяина которого полная свобода в выборе места, размера станции, количества, качества и вариантов закупаемого оборудования, а также отсутствие «гильотины» в виде плана, за исключением банальной самоокупаемости. И кстати, еще не факт, что квалификация персонала на неофициальной станции ниже, чем у дилера. Нередки случаи, когда опытные мастера от дилера уходят как раз «в гаражи», где они сами себе хозяева.

 

Вот и получается, что истинным виновником порой просто чудовищных цен на обслуживание являются отнюдь не дилеры, а собственно представительства западных фирм, которые ставят, причем чаще всего в ультимативной форме, нашим бизнесменам условия, которые те обязаны неукоснительно выполнять. Один шаг в сторону, малейшее неповиновение — и отзыв лицензии, а значит, банкротство и оставшийся перед банками долг в триста, четыреста, пятьсот, а то и семьсот миллионов рублей...

 

 

Только сейчас, в период жесточайшего кризиса, когда дилеры, по сути зажатые финансовой кабалой, «посыпались», как карточные домики, импортеры различных марок, понимая, что следом «посыплются» они, ослабили зажатые у горла клещи и разрешили дилерам немного вольности. В одном из центров уже появился отдел неоригинальных запасных частей, в другом позволили на сервис брать автомобили любых марок, в третьем не стали требовать переделки ремзоны по новым стандартам, которые девочка из отдела маркетинга европейского офиса марки придумала вчера за чашечкой кофе...

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки