печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

По европейским стандартам

Строительство скоростной автотрассы «Москва – Санкт-Петербург» на участке 15-58 км можно назвать знаковым событием: это первый опыт государственно-частного партнерства в транспортной сфере и первая в стране платная магистраль. Но главное, - проект положил начало строительству дорог в соответствии с европейскими требованиями и стандартами.

Инвестором выступила французская корпорация VINCI, концессионер, обладающий уникальным опытом управления автомобильными магистралями на платной основе.

Сможет ли французская компания переломить ситуацию в российском транспортном секторе, успешно воплотив заявленные технологические решения в жизнь? И как будет выглядеть инновационная дорога? Об этом мы поговорили с Кристианом Эртебисом, руководителем проектов VINCI Concessions в России.

 

- Расскажите, почему в качестве управляющей компании была выбрана именно VINCI Concessions?

- Начну с того, что наша компания является концессионером и квалифицированным управляющим нескольких тысяч километров платных дорог по всему миру, в том числе 4 400 км во Франции, что составляет половину автодорожной сети страны. Сюда входят шоссе в городских и сельских районах, придорожная и инженерная инфраструктура, комплексные инвестпроекты в сфере строительства, реализуемые как в умеренных (Европа), так и в тяжелых погодных условиях (Канада).

Огромный опыт работы в различных областях, начиная с этапа разработки проекта и заканчивая его комплексным обслуживанием, позволяет компании не только привлекать финансовые ресурсы, но также использовать уникальные технологические компетенции.

Не менее важна наработанная VINCI практика сотрудничества со всеми сторонами, участвующими в создании, эксплуатации и развитии транспортной инфраструктуры: государством, местными властями, полицией, аварийными службами, операторами прилегающих дорожных сетей, отраслевыми ассоциациями и т.д.

Эти преимущества определяют выбор VINCI Concessions в качестве управляющей компании множества проектов платных автодорог в разных странах, в том числе в России, где велика потребность в организации современной дорожной инфраструктуры. Привлечение частных инвестиционных ресурсов в транспортную отрасль, где преобладает государственная собственность, с использованием механизма концессии выбрано в качестве наиболее оптимального и взаимовыгодного способа решения этой проблемы.

Мы уверены, что VINCI Concessions, являясь партнером государства, может внести значительный вклад в реализацию стратегических приоритетов развития эффективной дорожной сети в России благодаря 40-летнему опыту концессионного управления платными автодорогами.

 

- В каких случаях в мировой практике прибегают к ГЧП при реализации инфраструктурных проектов? В чем выгода концессионных соглашений для государства, частного бизнеса и автомобилистов?

- Давайте рассмотрим цели и задачи различных сторон, вовлеченных в проект ГЧП по управлению автодорогами. Органы государственной власти, выступающие концедентом, имеют целью организацию функциональной инфраструктуры, оптимизацию государственных расходов на этапе строительства и эксплуатации объекта за счет привлечения внебюджетных инвестиций, создание дополнительной базы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и удовлетворение потребностей граждан.

Частный партнер нацелен на получение прибыли и укрепление репутации компании на рынке. А поскольку инвестор, являясь концессионером, получает прибыль за счет платной эксплуатации объекта,  он напрямую заинтересован в его максимальной эффективности. Автомобилисты, о которых также нельзя забывать, рассчитывают за свои деньги получить доступ к современной инфраструктуре и пользоваться дорогой высокого качества. ГЧП может обеспечить выигрышное решение для всех участников процесса, учитывая интересы каждой из сторон на любой стадии проекта.

Мы предлагаем использование контрактов ГЧП для развития основных инфраструктурных проектов, поскольку они имеют всеобъемлющий характер, то есть включают проектирование, финансирование, строительство и управление объектом.

Они побуждают к созданию инфраструктуры высокого качества с минимально возможными затратами и наилучшими показателями работы, поиску инноваций и способов оптимизации проектных решений. Работа всегда выполняется вовремя и в рамках бюджета. В целом, контракты ГЧП нацелены на соблюдение самых высоких стандартов качества во время всего срока службы автодороги.

Вот почему во всем мире концессионные компании являются движущей силой технологического и инновационного развития дорожной отрасли, а их разработки впоследствии тиражируются и используются при строительстве неконцессионных дорожных объектов.

 

- Какие меры могут предпринять власти для снижения рисков иностранных инвесторов в свете начала использования механизма ГЧП в России?

- Основные риски связаны с финансированием. Конечно, финансирование проектов - наша основная задача, но в современных экономических условиях очень важно, чтобы государство гарантировало сохранение стоимости строительства.  В таком случае финансовые издержки не будут расти, а проект останется реализуем и с прозрачными расходами для всех участников. 

В России одной из самых важных гарантий может служить устранение риска, связанного с обменом валют. Центральные и международные банки не имеют крупных запасов в российских рублях, поэтому финансирование в данной валюте может быть только краткосрочным и обходится довольно дорого. Если невозможно увеличить финансирование в евро или долларах, концедент должен гарантировать международным банкам, что возьмет на себя ответственность в случае изменения курса валют. В конечном счете, в выигрыше остаются пользователи дороги.

 

- На каком этапе находится реализация проекта строительства скоростной трассы «Москва – Санкт-Петербург», и когда планируется ее открытие?

- Участок 15-58 км дороги Москва-Санкт-Петербург - первый в России проект автомобильной трассы, который реализуется в соответствии с международными техническими требованиями и по европейским инновационным технологиям.

Работы начались в сентябре 2011 года, и ведутся одновременно на всех предоставленных нам участках с соблюдением графика, в том числе в местах пересечений и мостов через канал имени Москвы. На сегодняшний день, к декабрю 2012 года, работы выполнены примерно на 35%. Из них завершено более 50% земельных работ и положено 10 км асфальта. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на ноябрь 2014 года.

Концессионный договор стимулирует исполнителя укладываться в установленные сроки, так как любая задержка ввода в эксплуатацию обернется для компании уменьшением доходов, полученных посредством взимания платы за пользование объектом с одной стороны и штрафами за просрочку, которые нужно будет заплатить кредитору — с другой.

 

 

- Какие уникальные технологии применяются при проектировании и строительстве автотрассы? В  чем их главные преимущества?

- Участок 15-58 км трассы Москва – Санкт- Петербург – первая автодорога в России, построенная с использованием европейских технологий проектирования, строительства и эксплуатации.   Кроме того, участие VINCI Group в проекте обеспечивает точное соответствие установленным требованиям и строгий контроль качества на всех этапах строительства и эксплуатации.

Приведу несколько примеров решений, используемых в российском дорожном строительстве впервые.

Высокотехнологичность проекта обеспечивает применение новых эффективных дорожно-строительных материалов, а также энергосберегающих технологий при их производстве (асфальтобетонных смесей, материалов для разметки, защитных барьеров, дренажа и т.д.). Кроме того, используются последние технологии и высокопроизводительное оборудование при проведении работ по дорожному строительству, при изыскательских, лабораторных и контрольно-измерительных работах. При внедрении системы взимания платы, современных систем контроля, анализа и управления дорожным движением применяется оборудование, учитывающее новейшие европейские достижения в этой области.

Что касается эксплуатации, трасса «Москва-Санкт-Петербург» на участке 15-58 км станет одной из самых современных и безопасных автодорог в России за счет централизованной информационной системы контроля и управления дорожным движением, которая позволит следить за дорожной обстановкой, автоматически обнаруживать аварии и другие инциденты, общаться с автомобилистами и помогать им в случае необходимости.

Что касается эксплуатации и связанных с ней расходов, в рамках концессионного соглашения предусмотрена программа профилактического обслуживания для обеспечения максимального комфорта и безопасности автомобилистов.

 

- Какие решения предлагаются для обеспечения безопасности дорожного движения?

- Для VINCI Concessions безопасность, как участников движения, так и обслуживающего персонала, дорожных работников, является первоочередным приоритетом. Поэтому VINCI Concessions разработала комплексный подход к управлению для предоставления услуг самого высокого качества на дороге и постоянного обмена информацией со всеми сторонами, участвующими в проекте. Различные аспекты работы (сбор платы, оказание услуг потребителям, организация дорожного движения, обслуживание шоссе) взаимосвязаны, то есть не разделены на отдельные блоки. Такая организация приведет к увеличению безопасности для пользователей.

VINCI Concessions постоянно предлагает инновационные решения: от элементов дорожной инфраструктуры из композиционных материалов до интеллектуальных транспортных систем, систем безопасности. Так, будет установлена автоматизированная система управления дорожным движением, созданы новые концепции для зон отдыха, гарантирующие спокойную атмосферу, обеспечена современная связь с применением последних достижений информационных технологий. Предполагается использование сетей i-phone и интернет для распространения информации о пробках, дорожных работах, авариях среди автомобилистов, как до начала, так и во время пути, предоставление оперативной помощи на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств.

Стремясь обеспечить безопасность для потребителей, VINCI Concessions гарантирует высокий уровень обслуживания на управляемых ей шоссе. Компания реализует программу по созданию сети многофункциональных зон придорожного сервиса вдоль автодороги, предлагает удобные способы оплаты для облегчения проезда через специальные стойки. У автовладельцев будет возможность оплатить проезд наличными или картой не только непосредственно перед въездом на дорогу, но и предварительно.

Таким образом, реализация проекта будет способствовать внедрению передовых технологий дорожного строительства, развитию инфраструктуры региона, снижению транспортных издержек и затрат времени автомобилистов, снижению уровня ДТП за счет лучшего качества дороги и повышения уровня безопасности.

 

Какие ваши инициативы направлены на повышение эффективности инфраструктурного объекта?

- Во-первых, VINCI Concessions взяла на себя инициативу по оптимизации проекта  в целях сокращения инвестиционных затрат и обеспечения прибыльности магистрали, при этом действуя в строгом соответствии с функциональными требованиями Проектной документации, подготовленной Россией. Во-вторых, VINCI Concessions ввела Систему качества в сфере строительства и управления, чтобы обеспечить высокий уровень показателей эффективности на протяжении всего срока службы инфраструктуры. В-третьих, поддерживаются экологические программы, ведется диалог с общественностью для того, чтобы заручиться одобрением и поддержкой населения во всех регионах, затронутых проектом. Сегодня принятие или даже участие широкой общественности и экологических организаций является важным требованием для обеспечения беспрерывности работ. Если согласие не достигнуто, уровень противостояния и возникающие трудности могут оказать сильное негативное влияние на ход реализации проекта. А соблюдение критериев, связанных с экологической безопасностью объектов транспортной инфраструктуры, напротив, помогает обеспечить устойчивое развитие проекта, что, в свою очередь, скажется на финансовых показателях концессионера.

Как известно, компания VINCI Concessions обращает особое внимание на требования организаций по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, подключая их к  работе в ряде стран, например, во Франции. В России мы разработали План работы по защите окружающей среды, чтобы предотвратить, минимизировать и компенсировать влияние проекта на экологию в долгосрочном периоде.

Мероприятия по защите природы и компенсации за нанесенный ущерб предусмотрены проектом с самого начала. К ним, например, относится очистка от штормовых и талых вод с использованием современных методов и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод, установка специальных конструкций подземных мостов для перехода животных на другую сторону дороги, благодаря которым влияние транспортного шума и яркого света (от фар, например) на них минимизировано, установка металлических ограждений вдоль трассы, препятствующих выходу на нее животных, реализация программы по мониторингу окружающей среды, использующей методы автоматизированного и лабораторного контроля.

Организационная система ГЧП и система управления в целом отраслью и бизнесом должны быть направлены на разумное сочетание требований безопасности, экономической целесообразности, нахождения баланса между экологическими и социальными аспектами.

 

- Расскажите о разработках, позволяющих снизить стоимость проектных работ и последующей эксплуатации дороги, повысив надежность конструкций. За счет чего это происходит?

- Мы заинтересованы в привлечении максимального числа водителей и привлекаем серьезные инвестиции на стадии строительства, чтобы при введении дороги в эксплуатацию получить хорошие результаты, которые включают обеспечение безопасности, надежности и бесперебойного движения транспортных потоков, а также функционирования подключенных услуг, предоставляемых в рамках придорожного сервиса.

Я считаю правильным предоставление большей свободы частному партнеру в вопросах проектирования. Государство, как концедент, должно предоставить функциональные требования, а частный партнер - предлагать соответствующие технические решения и инновации, применять передовые практические методы.

Что касается строительных работ, необходимо определить цели проекта в отношении уровня услуг, предоставляемых пользователям. Основное внимание следует уделить гарантиям, основанным на итоговых показателях, а не на ресурсах. Это побудит конкурентов искать новые методы работы для достижения поставленных целей.

В идеале государство должно указывать трассировку дороги и ее категорию, а проектированием, строительством, эксплуатацией должны заниматься концессионеры. В этом случае концессионер сам позаботится, чтобы проект был оптимальным и окупаемым.

Ведь случае несоответствия дороги задуманному в контракте уровню качества концессионеру придется потерять часть прибыли: размер оплаты по контракту может понижаться в случае обнаружения неровностей покрытия, плохой разметки, превышения зафиксированного в контракте максимального количества ДТП и пр.

Таким образом, у исполнителей контрактов возникают стимулы к применению эффективных решений, которые позволяют обеспечить бесперебойное функционирование дороги. В свою очередь госзаказчик получает возможность растянуть бюджетные средства на длительный срок, переложив часть разовых инвестиционных затрат на частных инвесторов.

 

- Как Вы считаете, платные дороги – это единственный и неизбежный выход в развитии транспортной инфраструктуры мегаполисов?

- Платные дороги не являются универсальным способом решения транспортных проблем. Но когда речь заходит о регулировании заторов, обеспечении эксплуатации и технического обслуживания, они могут стать реальной альтернативой.

Однако в данном случае может возникнуть проблема ценовой доступности – даже при оптимальном соотношении цены и качества. Есть риск, что малообеспеченные водители попросту не смогут позволить себе пользоваться дорогой. Поэтому нам следует применять инновационные методы. Во многих странах мы разрабатываем специальные интегрированные решения. Например, на дороге SR91 в США мы ввели следующую схему: водители, которые готовы платить за проезд, могут пользоваться платной полосой со всеми ее преимуществами и не беспокоиться о продолжительности пути; всем остальным мы даем возможность пользоваться бесплатными полосами. В таких условиях никто не лишен возможности движения по дороге. Другой вариант – предоставлять скидки транспортным средствам с большим числом пассажиров.

Одним словом, платные дороги, безусловно, могут стать эффективным способом развития транспортной инфраструктуры мегаполисов. Тем более, что мы работаем над целым рядом взаимовыгодных решений, которые будут отвечать интересам всех сторон и позволят обеспечить так называемый «тройной выигрыш».

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки