печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

На Бога надейся, а сам не плошай...

По результатам продаж рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей вернулся на докризисный уровень. Потребовалось четыре года титанических усилий, чтобы возвратиться к объемам в 2,9 млн автомобилей. Однако больше фантастических приростов наблюдать не придется. В 2013 году рынок останется на уровне прошлого года. И такому положению будут способствовать как объективные, так субъективные факторы.

 

Итак, в 2012 году российский автомобильный рынок вырос на 10,6 %, или на 281 308 шт. проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с 2011 годом (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). Суммарный объем продаж составил 2,935 млн новых авто.

По западным меркам это очень неплохой результат, если учесть, что в Западной Европе все еще свирепствуют послекризисные явления, а рецессия в экономике висит как дамоклов меч.

 

 

Как это можно было предположить, основной прирост получен за счет успешной работы сборочных предприятий, развернутых на территории России. В десятке лидеров по моделям среди новых легковых автомобильных марок по итогам года все модели местного производства.

Наибольшее число продаж отмечено в сегменте компактных автомобилей (39,5 %), кроссоверов (22,2 %) и малых автомобилей (13,1 %). Причем динамика прироста наибольшая у кроссоверов и малых автомобилей — 4 и 2,4 % соответственно. Неплохие результаты в сегменте легкого коммерческого транспорта — с долей 6,1 %. Изничтожив свой класс, его с успехом занимают зарубежные производители.

 

 

Вместе с тем следует отметить, что динамика продаж с начала года была весьма неоднородной. С некоторыми допущениями с марта наблюдалась динамика спада объемов продаж. К примеру, в ноябре прирост и вовсе был зафиксирован на отметке «ноль». Рост в декабре 2012 года составил всего лишь 1 %, или на 1467 шт. проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей больше по сравнению с тем же периодом в 2011-м. Всего в декабре продано 253 158 автомобилей.

По данным аналитиков, подобная ситуация привела к затовариванию стоков некоторых брендов. Для снижения негативных факторов некоторыми фирмами были предприняты шаги по введению разного рода кампаний по распродажам, призванных значительно снизить сверхнормативные запасы. Даже если все пойдет по радужному сценарию, компании избавятся от машин 2012 модельного года только к марту.

Основным фактором, приведшим к снижению темпов продаж, стала переоценка емкости российского рынка в условиях непрекращающегося спада в экономике Западной Европы. Под информационным гнетом российский потребитель, наученный горьким опытом 2008 года, решил в преддверии новогодних праздников попридержать собственные сбережения и не втягиваться в дорогостоящие приобретения. Хотя ситуация в российской экономике коренным образом отличается от западноевропейской. Уровень доходов, безработица и инфляционные ожидания были куда более благоприятными для принятия решения при приобретении нового авто. Наверное, именно это и сыграло злую шутку с маркетологами. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает...

 

 

Вполне возможно, что в данной конкретной экономической ситуации произошло первичное насыщение рынка новых автомобилей. Далее следует рутинная работа по поддержанию достигнутых результатов. Ситуация изменится к лучшему, если наметится положительный тренд в экономике западных стран (оказывается, теперь это тоже является определяющим фактором), а также подойдет время к очередной замене «трехлеток» и «пятилеток», при условии что в российской экономике продолжительный период будут сохраняться те же условия, что и сейчас.

Есть еще один факт, который может внести свою лепту в расстановку сил на рынке, — всплеск отложенного спроса, намечавшийся в конце прошлого года.

Среди факторов (отмеченных всеми без исключения), влияющих на состояние рынка, являются чрезмерно высокие кредитные ставки (16 % и выше). В настоящее время они достаточно сильно сдерживают покупательский спрос. Оптимальной можно было бы назвать ставку 3—4 %, добавленную к ставке рефинансирования ЦБ. Однако банки, не желая рисковать, держат их на том уровне, который сейчас и наблюдается. Это в корне отличается от того, что наблюдается в Западной Европе, где кредитные ставки держатся на уровне 3 %.

Вопреки ожиданиям, снижения цен на новые иномарки не произошло. Причиной стало введение Россией протекционистских мер по защите отечественных автопроизводителей в виде утилизационного сбора. В некоторых случаях было даже отмечено увеличение цен на свою продукцию отдельными автопроизводителями. Однако существенного влияния на продажи это все-таки не оказало.

По прогнозам Комитета автопроизводителей АЕБ, в 2013 году продажи составят 2,8—3,1 млн новых авто при среднем показателе 2,95 млн. Это означает, что рынок останется на том же уровне, который был достигнут в прошедшем году. Результаты последних месяцев подтверждают данное предположение.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки