печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Локализация как она есть

Локализация автокомпонентов

Мировые автоконцерны, создавая в России сборочные производства, заключали соглашения о промсборке с условием последующей локализации. Как сегодня обстоят дела в данной сфере? Каковы перспективы российских компаний в качестве потенциальных поставщиков компонентов для международных концернов?

В последние годы Правительство РФ проводит стратегический курс, направленный на поддержку отечественной автоиндустрии и сборочных производств международных концернов. Сегодня государство делает многое, чтобы мировые автоконцерны приходили на российский рынок, вплоть до дополнительных налоговых льгот при условии углубления локализации производства и отмены ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для «отверточных» площадок. Считается, что в перспективе импортные комплектующие будут заменены на отечественные, то есть произойдет полномасштабная локализация.

ВРЕМЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Все больше автопроизводителей обращают внимание на российский рынок, рост объема которого особенно заметен на фоне понизившегося спроса на автомобили в Европе. Вслед за ними тянутся иностранные производители автокомплектующих и расходных материалов.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов недавно заявил, что инвестиции в производство и выпуск автокомплектующих на российском рынке к 2020 году, по предварительным оценкам, составят около 5 млрд долларов. По его словам, Минпромторг ожидает инвестиций в двигательные предприятия, компании по производству коробок передач и по механообработке, в интерьер и штамповочное производство.

Производительность российских автозаводов, по мнению чиновника, к 2020 году может составить 3 млн автомобилей против 1,7 млн по итогам минувшего года.

Сейчас подписано около 300 меморандумов о промсборке автокомпонентов, 50 из них подготовлено за последние полтора года.

Меморандум является первым шагом к заключению соглашения о промсборке комплектующих, которое дает компании право воспользоваться импортными льготами. Срок подготовки и заключения соглашений продлится до конца 2013 года, но многие компании уже приняли решение. В целом на текущий момент в программе участвуют 170 компаний.

Так, в этом году итальянский автоконцерн Fiat выбрал наконец площадку для своего локализационного проекта в России — в Санкт-Петербурге. Проект обойдется в 32 млрд рублей, а мощность нового завода Fiat составит 120 тыс. автомобилей в год, в первое время тут планируется собирать машины Jeep. Запуск петербургского предприятия увеличит объемы производства компании, которые по итогам 2011 года составляют 1,6 млн легковых автомобилей, на 7,4 %.

Новый завод Fiat станет уже шестым крупным автосборочным производством под Петербургом. Сейчас в городе и Ленинградской области производят легковые автомобили заводы компаний General Motors, Hyundai, Nissan, Toyota и Ford.

Большинство автопроизводителей оценивают российский рынок как весьма перспективный и планируют уже в текущем году увеличить продажи. Например, по данным аналитического агентства «Автостат», на заводе General Motors в Петербурге в 2011 году было собрано 60 тыс. автомобилей. В 2012-м планируется увеличить выпуск до 230 тыс. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», за 2011 год петербургские автомобильные заводы Hyundai, General Motors, Nissan и Toyota выпустили более 200 тыс. легковых автомобилей, что почти в четыре раза больше, чем в 2010 году. Теперь доля автопрома Санкт-Петербурга составляет 14 %.

ОТ ИЛЛЮЗИЙ К РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ

В ближайшие три года российское производство автомобилей будет расти на 10,5 % в год, тогда как в 2010―2012 годах подъем составлял в среднем 52 % в год. Такой прогноз на X Металлургическом саммите представило руководство Магнитогорского металлургического комбината. При этом основными драйверами роста будут иностранные автопроизводители, организовавшие производство на территории России. Ведь в течение четырех лет по условиям промсборки им придется довести локализацию производства до 60 %.

Однако это станет возможным только в том случае, если страна сможет обеспечить «импортный» автопром комплектующими. Между тем в России на данный момент нет достаточного количества производственных мощностей, в то время как все мировые автоконцерны, которые построили заводы в России, имеют массовое производство. А отечественные производители комплектующих фактически не устраивают зарубежные компании по ряду параметров.

Большинство российских производителей автокомпонентов оказались не вполне готовы к соблюдению требований международных стандартов. Располагая слабой производственно-технологической базой, морально и технически устаревшим оборудованием и технологиями, они не в состоянии обеспечить выпуск необходимого ассортимента комплектующих соответствующего качества по приемлемой цене.

По словам генерального директора завода Nissan в Санкт-Петербурге Дмитрия Михайлова, основные ожидания мировых концернов от потенциальных российских поставщиков связаны с хорошей инженерной подготовкой и богатым профессиональным опытом, благодаря которым предприятия могли бы не только производить, но и разрабатывать детали. Также необходимо отслеживать, какие новинки появляются на мировом рынке с точки зрения материалов, уметь закупать их по максимально конкурентной цене. «Закупочная деятельность весьма непроста, поскольку материалы производятся в разных странах, и нужно обладать широкими знаниями о том, какие компании в мире занимаются производством тех или иных материалов и каким образом получить желаемое по наиболее привлекательной цене», — подчеркивает он.

Любой управленец должен применять западные технологии менеджмента, эффективность которых проверена и доказана на практике многими зарубежными компаниями.

По мнению Дмитрия Михайлова, знание иностранного языка играет не последнюю роль, так как необходимо уметь проводить переговоры и свободно общаться с представителями зарубежных компаний, чтобы достигать соответствующих договоренностей. Это касается не только высшего менеджмента компании, но и большого количества сотрудников среднего звена и инженерного состава. Таким образом, они смогут обсуждать мельчайшие детали специфики производства и поставляемой продукции.

«Кроме того, когда мы приходим в регион, то знаем о крупных международных гигантах, но не знаем о существовании российских компаний, многие из которых сумели достичь высокого уровня в своем деле и сотрудничают с западными организациями по производству. Проблема заключается в том, чтобы такие компании найти — ведь не существует единой базы данных или форума для общения, где можно было бы получить сведения о потенциальных поставщиках, — объясняет Дмитрий Михайлов. — Мы занимаемся самостоятельным поиском и просто общаемся с бизнесменами в нашем регионе. Те из них, кто заинтересован в новых направлениях развития бизнеса, видят, что есть пять автомобильных заводов в Санкт-Петербурге, включая Ленинградскую область, но они не всегда понимают, как предложить свои услуги».

 

 

АЛЬЯНСЫ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Вот почему сегодня в России львиная доля компонентов, как и материалов для их производства, поставляемых для сборочных предприятий мировых автоконцернов, — импортные.

Поскольку работа автоконцернов зависит от поставок комплектующих, каждая компания на глобальном рынке сотрудничает с определенной группой поставщиков, которых она придерживается и при работе на российском рынке.

И создать в России производство компонентов на уровне, необходимом для локализации промышленной сборки зарубежных концернов, невозможно без прихода на рынок глобальных компаний-поставщиков.

«Одним из путей ускорения поставок локальных комплектующих является создание совместных предприятий между российскими производителями и иностранными поставщиками иностранных концернов, которые работают с автомобильными компаниями во многих странах мира, — говорит Дмитрий Михайлов. — При этом на базе российского поставщика создается технологическая база для производства, а международная компания передает ноу-хау и контролирует процесс технологически, обеспечивая необходимый уровень качества. Примеров такого рода сотрудничества уже достаточно».

В этом случае легче решаются вопросы, связанные с документацией, сертификацией продукции, а также проблемы технологического обеспечения. Свое сотрудничество с Россией мировые производители компонентов начинают, как правило, с выпуска простых изделий (бамперов, элементов декора, обшивки и т. д.). Производство доверяют далеко не всем. Завод и его менеджмент должны соответствовать европейским стандартам, а продукция — пройти аудит качества.

«Многие японские компании готовы рассмотреть вариант, согласно которому российский поставщик, имеющий соответствующую базу, но при этом работающий несколько в другой области, берет на себя финансирование и переориентируется на выпуск автомобильных компонентов, — добавляет специалист. — В таком случае исчезает необходимость в больших инвестициях, потому что обычно база уже есть, и даже при небольших объемах производства совместные предприятия могут значительно ускорить процесс локализации».

Промышленная сборка автомашин в России — непростая тема. Но в конечном счете для нас этот процесс позитивный. Постепенно в страну приходят новые технологии, отечественные компании привыкают работать по международным стандартам. Да и иностранцы постепенно учатся взаимодействовать с местными поставщиками.

Российский рынок автокомпонентов обладает большим потенциалом роста. И отечественные компании в сотрудничестве с глобальными лидерами могут занять на нем свою нишу. Кроме того, государство, в частности региональные власти (хороший пример — правительство Ленинградской области), содействует этому, создавая технопарки и обеспечивая льготы.

Эксперты и участники рынка уверены, что по мере развития экономики локальное производство автомобилей, а также комплектующих для них в России будет расти. Государственная поддержка продолжит играть важную роль в индустрии. Она будет необходима как для привлечения иностранных инвесторов, способных вкладываться не только в собственные производства, но и формировать совместные предприятия с отечественными компаниями, так и для локализации производства автомобилей и применения конкурентоспособных, эффективных, экологически безопасных технологий и ноу-хау.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки