печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Лизинг против автокредита: что выгоднее в кризис

Лизинг против автокредита: что выгоднее в кризис?

Лизинг – один из самых популярных в развитых странах способ приобретения новых автомобилей. В том числе – и среди частных клиентов. Но в России это пока еще экзотика. «Движок» разбирается во всех тонкостях лизинга для физических лиц и выясняет, что выгоднее для покупателя во времена кризиса: лизинг или классический автокредит.

 

Сам термин лизинг означает долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств ли недвижимости с возможностью последующего их выкупа клиентом (лизингополучателем). Воспользовавшись подобной схемой, компания или частное лицо может получить необходимую технику в долгосрочное пользование оперативно и с минимальным количеством документов.

 

 

Лизинг как вид финансовых услуг пробивался на российский рынок медленно и тяжело. В коммерческий обиход он вошел в конце 1998 года, после принятия Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)». Причем изначально закон этот подразумевал использование предмета лизинга исключительно в предпринимательских целях. Потребовалось долгих 12 лет, чтобы соответствующее требование было отменено, и доступ к подобной услуге получили также частные клиенты.

 

Приобрести автомобиль в лизинг можно, обратившись в специализированную (лизинговую) компанию либо в автосалон, имеющий соответствующее направление работы. Таковых, правда, пока крайне мало даже в крупных российских городах.

 

 

Схема работы лизинговых компаний с физическими лицами, как правило, такова. Клиент выбирает автомобиль (это может быть новое авто в любом дилерском центре, а также машина из каталога самой компании), выплачивает первоначальный взнос и заключает договор. В течение считанных дней после его оформления представители компании выкупают этот автомобиль в салоне и передают его клиенту. Последний с этого момента пользуется машиной в течение 12 – 36 месяцев (в зависимости от указанного в договоре срока), выплачивая рассчитанные компанией ежемесячные платежи.

 

В чем отличия от обычного автокредита? Их несколько. Во-первых, это требования к заемщикам. У лизинговых компаний они далеко не такие строгие, как у банков. Лизингополучатель должен быть гражданином Российской Федерации, его возраст на момент завершения договора может составлять 20 – 65 лет. Необходимо иметь постоянное место работы или относиться к категории самозанятого населения (индивидуальные предприниматели и т. д.), стаж на последнем месте работы более 3 месяцев и постоянную регистрацию в одном из тех регионов, где работает данная лизинговая компания.

 

 

Во-вторых, – комплект необходимых документов. Чтобы получить автокредит в банке, нужно, как правило, собрать довольно увесистую кипу бумаг. Для лизинговой же компании достаточно паспорта гражданина РФ, второго документа (им может быть водительское удостоверение, СНИЛС, ИНН), плюс может потребоваться документ, подтверждающий доход (справка 2-НДФЛ или справка по форме лизинговой компании, либо свидетельство о регистрации в качестве ИП).

 

В-третьих, возможность включения в договор лизинга разного рода дополнительных услуг. Например, страховки. Как и в случае с автокредитованием, обязанность страховать лизинговый автомобиль по КАСКО лежит на клиенте. Но в случае с лизингом можно включить стоимость страхования в лизинговые платежи. Автомобилист, по сути, получает рассрочку по оплате полиса: продлевать страховку каждый год не требуется – машина будет застрахована на весь срок договора лизинга.

 

 

В-четвертых, клиенты лизинговых компаний, по большому счету, избавлены от головной боли, связанной с потерей стоимости машины, ее продажей и т. д. По окончании договора лизинга клиент может выбрать один из четырех вариантов: обменять в лизинговой компании старый автомобиль на новый (и если новая машина относится к той же ценовой категории – продолжать выплачивать привычные взносы, пользуясь при этом новым авто); выкупить автомобиль в собственность (при этом выкупная стоимость указывается в договоре лизинга изначально); продлить договор лизинга (на срок до двух лет); вернуть автомобиль в лизинговую компанию (при этом часть первоначального взноса – так называемый обеспечительный платеж – компания вернет клиенту).

 

В-пятых, и, наверное, в-главных, - ценовые преимущества. На них остановимся подробнее.

 

 

Как правило, производители и автосалоны устанавливают специальные цены на автомобили, приобретаемые по схеме лизинга. Первоначальный же взнос для клиента ниже, чем при классическом автокредитовании. В большинстве случаев его нижний порог – 5%. При этом часть первого взноса (обеспечительный платеж или своего рода залог за автомобиль) возвращается клиенту в конце срока договора. Кроме того, ежемесячные платежи также гораздо более низкие, чем при автокредитовании. Связано это с тем, что в лизинге, в отличие от автокредита, за автомобиль выплачивается только часть его стоимости.

 

Естественно, бесплатный сыр бывает только сами знаете где, поэтому такая схема использования автомобилей, как лизинг, не обходится без ограничений. В первую очередь, количество лизинговых компаний, которые работают с физическими лицами пока очень мало.

 

Кроме того, максимальная стоимость авто, которое можно взять в лизинг, составляет 8 млн. рублей. Машина, взятая в лизинг, находится в собственности у лизинговой компании. У нее же хранится ПТС. Досрочный выкуп в собственность возможен, но, как правило, не ранее, чем через полгода после вступления договора в действие. Все штрафы, налоги и сборы, предусмотренные законодательством РФ, выплачивает клиент.

 

 

Выезд на автомобиле, взятом в лизинг, за границу возможен, однако необходимо как минимум за две недели получить на это письменное согласие компании. Для этого нужно обратиться в ее представительство с заявлением, в котором, скорее всего, попросят указать: регистрационный номер машины, номер договора лизинга, данные водителя, который будет управлять автомобилем, информацию о странах выезда и сроках пребывания в них.

 

Есть и еще одно ограничение, накладываемое на пользователей лизинговых авто: годовой пробег таких автомобилей не должен превышать 25 000 км. Делается это для того, чтобы «частники», берущие машины в лизинг, не использовали их в качестве такси. Впрочем, среднестатистический автовладелец, не являющийся заядлым автопутешественником, скорее всего, уложится в указанное ограничение с запасом.

 

 

Каковы перспективы лизинга как схемы приобретения новых машин в России? По мнению участников рынка, они весьма благоприятны. По словам президента автохолдинга Major Auto Михаила Бахтиарова, сегодня доля лизинга для физлиц на нашем рынке не превышает 2%, однако в дальнейшем она существенно возрастет. «По нашим оценкам, в ближайшем будущем этот показатель может достигнуть уровня в 7-8%. В целом для лизинга мы видим уровень в 25-30% в общем объеме продаж и считаем, что он будет достигнут к 2018 году. В лизинге для физлиц мы видим не только возможности для остановки падения продаж автомобилей, но и точку возобновления роста авторынка, обновления парка, повышения уровня жизни граждан», – отмечает эксперт.

 

Что же до основного вопроса, которым мы задались в самом начале статьи – что выгоднее в годину кризиса: лизинг или автокредит – то, по мнению специалистов автомобильной отрасли, лизинг для физлиц стоит выбрать тем, кто:

 

– планирует приобрести новую иномарку;

– собирается пользоваться машиной от 3 до 5 лет, после чего планирует ее замену на новую;

– «накатывает» за год не более 25 000 км;

– желает сэкономить на первоначальном взносе и ежемесячных платежах;

– уже имеет ранее взятые крупные кредиты и опасается, что новый кредит ему не дадут (лизинг, к слову, не отмечается в кредитной истории заемщика).

 

Добавим к этому неизбежное на фоне кризисных явлений в экономике ужесточение требований банков к заемщикам, рост ставок по кредитам и ответ на вопрос «лизинг или автокредит» станет едва ли не однозначным…

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки