печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Lada X-Ray 4x4 и не только: интервью с Олегом Груненковым

На Lada X-RAY будет полный привод

Директор проектов ОАО «АвтоВАЗ» Lada X-RAY, Lada Granta и Lada Kalina Олег Груненков в интервью журналу «Движок» рассказал, почему не уходит «на покой» Priora, почему автомобили лучше проектировать в «виртуальном» режиме, какие моторы получит новый X-RAY и как победить «фирменный» вой вазовских коробок.

 

Интервью с первым эшелоном ответственных лиц, будь то государство или крупнейшее и важнейшее для государства предприятие, для журналиста всегда интереснейшее и очень важное событие. Хочется спросить про все и обо всем, да поострее, да чтобы в ответ сенсация какая-нибудь прозвучала.

 

Как раз для того, чтобы ничего лишнего акулам пера не утекло, на страже рядом с руководителями всегда находится пресс-служба, которая ловко обыгрывает формулировки, уходит от неудобных вопросов, представляет абсолютно все факты исключительно в положительном свете, а в самый разгар разговора любит объявить об окончании интервью.

 

 

И вот пока коллеги штурмом брали, кажется, ставшего главным производственным менеджером России господина Бу Андерссона, нам удалось спокойно, крайне продуктивно, а главное, абсолютно доверительно пообщаться с одним из главных инженеров АвтоВАЗа Олегом Груненковым, ныне руководителем проектов Granta, Kalina и самой ожидаемой новинки — Lada X-RAY.

 

Чем хорошо общение с «технарями», так это тем, что они не плавают в ответах, не пытаются выкручиваться, а всегда говорят четко и по делу, порой прямым текстом, так что, в общем-то, с доводами тяжело спорить, даже если дело касается каких-то неоднозначных фактов. Так вышло и в этот раз.

 

— Первый вопрос о двигателях. На какие моторы АвтоВАЗ делает ставку? Увидим ли мы новинки?

— Мы сейчас делаем акцент на существующих моторах. В первую очередь — до 90 «сил». Причина — налоги. Точнее, дополнительные сборы, которые не взимаются с потребителей. Поэтому первый мотор начинается у нас с 87 л. с. Есть еще, правда, старый двигатель с тяжелой роторно-поршневой группой в 82 «силы», но он «живет», пока на него есть спрос. Есть люди, которым не нужна скорость и которых Granta с 82-сильным двигателем и черными бамперами вполне устраивает. А вот 87-сильный двигатель — это перспективный моторчик с очень хорошими динамическими характеристиками.

 

Вторая категория — моторы мощностью более 100 л. с. Но здесь важным порогом является ограничение 150 л. с., потому что дальше транспортный налог становится уже весьма ощутимым. Так что мощнее двигателей для Lada пока не будет.

 

— А что с коробками передач? Здесь есть какие-то подвижки?

— Мы недавно провели с дилерами так называемый Product Day: показали им модели всех семейств — Kalina, Granta, Largus, 4×4 — практически во всех модификациях, и дилеры подтвердили, что есть категория клиентов, которым нужна именно автоматическая коробка передач. И мы не будем пока полностью снимать с производства автомобили с АКПП, как хотели ранее, несмотря на то что уже есть роботизированная коробка.

 

Для Granta, например, «автомат» Jatco вернулся в прайс-лист: такие автомобили уже можно будет купить. Та же ситуация и с Kalina: будут версии как на «роботе», так и на «автомате». Роботизированные коробки на Kalina станут доступны с июня. «Автомат» же будет ставиться как на 16-клапанные, так и на 8-клапанные версии Kalina.

 

— Кстати, о Granta и Kalina. Предполагается ли какое-то обновление?

— Вообще рестайлинг намечен на 2016 год. У нас уже практически полностью разработан новый стиль Granta, подготовлена документация, ведется работа с поставщиками. Изменим и «лицо» автомобиля в стиле X-RAY, и интерьер.

 

Нам очень важно быстрее запустить эти обновленные автомобили. Да и дальше мы не будем останавливаться на достигнутом: хотим, чтобы к 2016—2017 годам все наши автомобили перешли на новое «лицо». В 2016 году, кстати, обновится и Largus.

 

X-RAY — самая ожидаемая новинка АвтоВАЗа. Когда можно будет лицезреть ее серийную модификацию?

— Первоначально мы планировали начать выпуск этой модели в марте 2016 года, но сейчас сроки сдвинули: производство X-RAY будет запущено до 15 декабря нынешнего года. Мы использовали новые методики альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ по разработке новых моделей: мы практически не строили опытных образцов, а проводили почти все испытания и разработки в «виртуальном» режиме. Хорошо это или плохо? Это, во-первых, сокращает издержки, а во-вторых, экономит время: при внесении изменений в ту или иную деталь не нужно ждать, пока она появится в «механическом» виде, чтобы ее испытать.

 

Сейчас мы уже получили практически всю оснастку, необходимую для сборки X-RAY. И сразу же смогли собрать его кузов в пилотном режиме, причем никаких проблем с качеством не было. Это говорит об эффективности методик альянса по «виртуальной» разработке новых моделей, и АвтоВАЗ теперь включен в эти процессы.

 

Наша цель — постоянно улучшать качество производства. Мы уже сейчас пробуем выпускать X-RAY на основном конвейере, чтобы отработать все замечания и выйти на серийное производство с максимально высоким качеством. Мы стремимся к тому, чтобы 92 процента замеров точно попадали в цель. Это довольно высокий показатель, как в Европе: у немцев, например, он составляет 92—95 процентов.

 

— А как обстоят дела с локализацией? Ведь X-RAY построен на агрегатах Renault...

— Сейчас локализация — не менее 50 процентов. Но мы стремимся к тому, чтобы повышать этот процент. Например, мы пытаемся освоить весь пластик на нашем предприятии. Соответствующие мощности у нас есть.

 

Второе — это штамповка. Даже мелкую штамповку мы стараемся делать на АвтоВАЗе.

 

 

Третье направление — силовые агрегаты. Первоначально для того же X-RAY, например, планировался двигатель H4-MPA от Nissan Sentra — 1,6 л, 114 л. с. Но мы приняли решение локализовать два наших мотора: это агрегат мощностью 106 л. с. с механической коробкой передач Renault, чтобы обеспечить точность переключений, отсутствие посторонних звуков и т. д. Третий агрегат — абсолютно новый: 1,8 л, 123 л. с. на базе нашего 16-клапанного двигателя. Агрегатироваться он будет с роботизированной коробкой АМТ.

 

Что же касается наших собственных механических коробок, их мы тоже будем доводить до ума, но позже: на это нужны значительные инвестиции, поэтому мы приняли решение на первом этапе оснащать X-RAY только французскими МКПП.

 

— Кстати, как зарекомендовала себя новая роботизированная трансмиссия?

— Об этой коробке мы собрали очень интересные отзывы. Я бы отметил два момента: людям, которые уже успели поездить на полноценных «автоматах», многое, конечно, непривычно, поскольку АМТ управляется и ведет себя по-другому. Те же, кто привык ездить на «механике», просто в восторге! Эта коробка имеет 26 различных «карт» в режиме управления, и она подстраивается под стиль езды водителя.

 

Кроме того, автомобили с ней получаются экономичными: по сравнению с «механикой» удается сэкономить до 20 процентов топлива. Японцы из Toyota, например, тоже пытались сделать свой «робот» совместно с ZF, но у них ничего не получилось, и они приезжали к нам перенимать этот опыт и спрашивали: как у вас коробка получилась настолько интересной? И пришли к выводу, что наши инженеры лучше сработались в плане коммуникации со специалистами ZF, нашли с ними общий язык в инженерном смысле. Ранее мы также очень хорошо сработались с японцами по коробке Jatco, и та же команда работала и над АМТ. Получилось очень интересно!

 

— Олег, какова судьба старушки Priora? Не пора ли ей на покой?

— Не пора ли ей на покой? Очень хороший вопрос! Изначально мы планировали, что ее сменит новая Vesta. Но у Priora есть свой потребитель. В год мы имеем заказ примерно на 25—30 тысяч автомобилей. При нынешней емкости рынка это хороший показатель. Пока наши дилеры заказывают Priora, мы будем держать ее в производстве. Зачем выкидывать с рынка автомобиль, который пользуется спросом? Двадцать-тридцать тысяч машин в год — это по нынешним временам очень хороший рынок!

 

Более того, если окажется, что Vesta может конкурировать с бюджетными иномарками и мы сможем позиционировать Priora между ней и Granta — мы даже проведем небольшой рестайлинг этой модели с тем, чтобы она продержалась на рынке еще пару лет.

 

 

И последний вопрос. Увидим ли мы новые полноприводные модели?

— Работы над полноприводной трансмиссией ведутся. Мы работаем над новой версией X-RAY с бόльшими колесами, с дополнительным пластиковым обвесом и, главное, приводом 4×4. В 2016 году мы уже покажем этот автомобиль.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки