печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Как делают новый Nissan X-Trail: рассуждаем о будущем компании

Производство нового Nissan X-Trail: о кризисе, о производстве, о перспективах

Вслед за своими конкурентами из Toyota, японская компания Nissan объявила о двукратном увеличении производства. И это в кризис! Какие секреты знают японцы и что планируют делать в 2015 году, узнаём из первых уст на производственном запуске нового Nissan X-Trail.

 

У японцев в России есть то, чего нет больше нигде в мире – практически бездонный запас лояльности российских покупателей. Так исторически сложилось: любой товар на российском рынке со значком «made in Japan» не подвергается сомнению, не подлежит критике и не ломается по определению. А даже если и ломается, то это неправда, и вообще такого не может быть, просто показалось.

 

 

Буквально на мгновение во второй половине двухтысячных россиян охватил легкий приступ паники, когда три японских автогиганта построили производственные площадки в нашем родном отечестве, сменив так любимый народом шильдик «made in Japan» на «сделано в России». Особо преданные даже ринулись забирать предоплату у дилеров и искать по городу последние остатки оригинальных японских моделей.

 

Но залп был на испуг. Буквально в течение года россияне смирились и убедили друг друга, что самое главное – это настоящий оригинальный японский значок на капоте (чем, кстати, сейчас по полной программе воспользовалась возрожденная Ниссаном компания Datsun, прикрутившая свою абсолютно фирменную и абсолютно японскую эмблему к отечественным «Жигулям»).

 

 

Простили россияне машинам и все огрехи сборки руками родного пролетариата, благо под жестким присмотром самураев с катанами их оказалось не так и много. И вновь побежали выстраиваться в очереди за настоящим японским качеством, правда, уже отечественного разлива.

 

 

И если компания Toyota оказалась самой расторопной, первой из японцев запустив сборку в России, то Nissan решил брать количеством, наладив в Петербурге «через дорогу» от главных конкурентов производство сразу трех моделей. А на сегодняшний день Nissan собирает в России уже девять своих автомобилей на четырех сборочных предприятиях. Последней из новинок стал кроссовер X-Trail третьего поколения.

 

Что же это за автомобиль?

 

 

Во-первых, новый X-Trail – действительно полностью новый. Кроссовер базируется на модульной платформе CMF, которую он теперь делит со своим младшим братом Nissan Qashqai. Полностью переработан и дизайн, также выполненный в новой и единой стилистике со всеми последними моделями марки.

 

 

Угадаете где кто? Несмотря на очень привлекательный и стремительный облик, новый Nissan X-Trail полностью потерял самобытность, поддавшись на «матрешечный» тренд. Отличить новый Икс-Трэйл от Кашкая с расстояния свыше десяти метров невозможно. А с пятидесяти - не сразу разберешь и новый Pathfinder.

 

Интерьер по качеству, отделке и оснащению шагнул в сторону более дорогих моделей марки, получив множество современных опций. Подробные характеристики пока не раскрываются, но уже известно, что кардинальных технических изменений не предвидится. Под капотом окажутся бензиновые и дизельные четырехцилиндровые моторы, а полноприводная трансмиссия, как и прежде, будет с автоматически подключаемой задней осью.

 

 

А вот вспомогательной электроникой машину нашпиговали как следует. Nissan X-Trail получит комплекс систем управления шасси, систему гашений колебаний кузова, систему активного торможения двигателем и систему активного контроля траектории движения для повышения комфорта и безопасности.

 

 

Автомобиль уже собирается на заводе в Петербурге. Первые выставочные образцы должны доехать до дилеров к концу января 2015 года. А в полном объеме поставки должны начаться с февраля. Кстати, в скором времени к модели X-Trail в производственную кампанию добавится и новый Qashqai - параллельно состоялся и запуск второй очереди производства, которая позволит увеличить выпуск с 10 до 20 машин в час!

 

В общем-то, новости связанные с самим заводом Nissan в Петербурге оказались куда интереснее.

 

Самое главное и в чем-то сенсационное заявление руководства завода и концерна Nissan заключается в том, что японская компания на фоне новой волны кризиса, катастрофического падения курса рубля и предрекаемого финансовыми аналитиками провала российского автомобильного рынка в 2015 году намерена, вслед всё за той же Тойотой, вдвое увеличить производство в России, доведя количество выпускаемых в России автомобилей до ста тысяч в год!

 

 

Проверка качества – самая важная процедура на всём этапе производства Nissan. Специальный отдел снимает в случайном порядке с конвейера две машины в день и проверяет с помощью точнейших приборов соответствие огромного количества параметров.

 

 

«Мы сделали долгосрочные вложения в Россию. Это демонстрируется девятью моделями, которые у нас уже здесь, не смотря на очень сложные рыночные условия. И если бы нам нужно было бы изменить планы, мы бы их изменили. Но поскольку у нас долгосрочная программа, мы будем работать по этому плану, мы развивать локализацию. Именно поэтому мы заявили об удвоении наших усилий. Здесь мы всерьез и надолго.

 

Несмотря на тот факт, что сжимается рынок, по некоторым моделям Nissan растет. Кроме того, мы не одиноки, поскольку много лет работаем в рамках альянса, и наши инвестиции сделаны вместе с Renault. Кроме того есть совместные инвестиции Nissan и компании АвтоВАЗ, что демонстрирует серьезные намеренья оставаться в России. Это показывает нашу уверенность в том, что мы сможем достигнуть десятипроцентной доли на российском рынке.

 

И Nissan, и Renault, и АвтоВАЗ усиленно работают над локализацией. Я уверен, что очень многое будет достигнуто уже в среднесрочной перспективе», - заявил Пол Уиллкокс, глава Nissan Europe, в юрисдикцию которого входит и предприятие в нашей стране.

 

 

 

Увеличение производственных мощностей повлекло за собой расширение штата сотрудников с 1900 человек в 2012 году до 2266 человек в 2014 году и организацию работы завода в две смены. Средняя зарплата рабочего составляет 39 000 рублей в месяц.

 

Что это означают слова господина Уиллкокса? Выражаясь не совсем деловым языком, ребята из Nissan попали. Как и любые крупные бизнесмены, привыкшие просчитывать все риски и играть по стабильным западным правилам ведения дел, ниссановцы вложились по полной программе и на долгосрочный период. Нынешнее удвоение производства на территории России было заложено в бизнес-проекте компании тогда, когда Nissan только-только серьезно выходил на наш рынок, а завод под Петербургом числился ещё в планах.

 

Но поскольку в нашей стране кризисы, обвалы, дефолты, международные конфликты, революции, смены власти и прочие привычные любому россиянину вещи, происходят чаще, чем Nissan успевает выпускать новые модели, последним ничего не остаётся делать, как, скрестив пальцы, следовать своему изначальному бизнес-плану. В условиях нынешнего кризиса это может привести к двум полярным результатам.

 

Негативный, связанный с неизбежным увеличением цен, резким снижением кредитования и увеличением его стоимости, а также общим падением благосостояния россиян, приведёт к тому, что произведенные автомобили просто затаварят склады компании. Что приведет к остановкам конвейера, увольнению рабочих и прочим крайне неприятным последствиям.

 

 

В России производятся: Nissan Teana, Pathfinder, X-Trail и Murano – в Санкт-Петербурге, Nissan Terrano – в Москве, Nissan Almera и Sentra – на заводах АвтоВАЗ в Тольятти и Ижевске.

 

С другой стороны, не стоит забывать, что компания Nissan одна из тех, у кого почти весь модельный ряд уже собирается в России. Кроме того, локализация производства по моделям достигает 39%, а в ближайших планах должна достичь 45%. Это означает, что Nissan значительно менее восприимчив к колебаниям курсов валют и, как следствие, к изменениям цен. На фоне автоконцернов, не успевших как следует осесть в России, это сулит компании огромные преимущества именно в кризисный период. Фактически, благодаря полному производственному переходу в Россию Nissan имеет все шансы попросту выдавить с отечественного рынка автомобильный импорт конкурентов, заняв ту самую долю 10%.

 

 

Руководство завода в Санкт-Петербурге и концерна Nissan, само собой, рассматривают исключительно позитивный сценарий развития. В конце концов, опыт преодоления внешних экономических проблем у Nissan уже есть – Санкт-Петербургский завод был запущен в самый разгар кризиса 2008-2009 года. Так что нынешнюю ситуацию можно считать уже традицией для японцев… А если серьезно, о том, как компания будет переживать очередные нелёгкие времена в России, мы будем внимательно следить и обязательно расскажем вам на страницах журнала «Движок».

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки