печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Бизнес

Итоги продаж 2014: масс-сегмент рухнул, премиум-класс – в плюсе

Итоги продаж автомобилей 2014

Ассоциация европейского бизнеса (AEB) опубликовала неутешительный итоговый отчет о продажах новых автомобилей в России за 2014 год. Общий результат отрицательный, но не смертельный – минус 10,3%. Прогноз по авторынку на 2015 год - от провального до катастрофического.

 

В общем и целом в 2014 году россияне купили 2 491 404 легковых и легких коммерческих автомобилей. Как ни странно это звучит, большой вклад в улучшение статистики продаж внес обвал курса рубля в декабре прошлого года, когда люди в панике бросились избавляться от денежных сбережений, выметая из шоу-румов все без исключения автомобили.

 

Итоговая расстановка десятки самых продаваемых брендов почти не изменилась. Первое место по-прежнему за АвтоВАЗом, который продал 456 309 автомобилей Lada. С более чем двукратным отрывом от него идет KIA с результатом 198 018 штук. На третьем месте Nissan и 146 319 проданных машин. В хит-параде предпочтений россиян также остались Renault, Toyota, Hyundai, Volkswagen, Chevrolet, Mitsubishi и Ford.

 

 

Самой продаваемой моделью в России осталась Lada Granta (продано 152 810 штук). На втором и третьем месте находятся родственные Hyundai Solaris и Kia Rio: 144 644 и 93 648 автомобилей соответственно. Четвертое место получает самый популярный в России кроссовер – Renault Duster (76 138 штук). Из оставшихся в десятке лидеров три «Лады»: Kalina, Largus и Priora. А также Renault Logan, Volkswagen Polo и ворвавшаяся в ТОП-10 Nissan Almera c феноменальным приростом +194%.

 

Однако в относительных параметрах цифры продаж выглядят удручающе – почти всё статистика в отрицательной зоне. Из уважаемых и известных брендов одни из худших результатов показали испанский Seat и американский Dodge – минус 51% и 86% соответственно. Обе марки уже официально покинули российский рынок. Следующими на очереди, судя по всему, будут Chrysler и Alfa Romeo с итогом продаж в несколько сотен авто.

 

 

Из-за минимальной локализации моделей и постоянно растущих цен провальным год оказался для Peugeot (-38%) и Citroen (-31%). Настоящей сенсацией стало катастрофическое падение продаж Ford – минус 38%. Причина: резкое падение интереса россиян к бывшему бестселлеру Focus (-59%), который сильно подорожал и был вытеснен «бюджетниками» класса B+.

 

 

В аутсайдерах и Chevrolet с Opel, потерявшие немалые 29% и 20% соответственно. Падение на треть у Suzuki и SsangYoung. У Honda – минус 20%. Наш АвтоВАЗ, несмотря на лидерство в целом, тоже в минусе на 15%. Почти пятую часть покупателей (-18%) потерял Volkswagen. Из сумевших удержаться – Kia, Hyundai, Skoda и Renault: падение в пределах 1-7%.

 

Если подбивать итог и делать выводы, то получается, что в провале две трети сегмента, который можно отнести к нижнему и среднему классу. То есть, фактически, региональные и в большинстве своем кредитные продажи (заемные средства при покупке авто у этих слоев населения традиционно составляют более 50%). Резкое ухудшение экономической обстановки в стране вынудило банки значительно ужесточить условия выдачи кредитов, а большую часть населения отложить дорогостоящие покупки на неопределенный срок.

 

 

Те же, у кого имеющихся средств оказалось достаточно, продолжили  покупать самые ликвидные в России автомобили, а именно, японские. Nissan, Toyota, Subaru, Mitsubishi и Mazda показали за год продаж стабильный плюс. Особо выделяется традиционно успешная Mazda: с минимальным процентом локализованных моделей ей удалось увеличить продажи аж на 17%. Причина: отличный спрос на стильный кроссовер CX-5 – плюс 49% по итогам декабря 2014 и +27% за двенадцать месяцев.

 

 

Отлично чувствует себя и те марки, покупатели которых держат крупные сбережения не только в рублях. А скорее всего, совсем не в рублях. Почти весь премиум-класс в «зеленой» зоне.

 

 

Mercedes-Benz показывает рост 11%. У Lexus и Porsche к продажам солидные +21% и +24% соответственно. Infiniti, Volvo и Land Rover не значительно, но прибавляют: от 1% до 4%. А настоящий прорыв у Jeep – плюс 57%.
В условном минусе удержались Audi и Jaguar – минус 6% и 5% соответственно. А вот главная и неприятная сенсация у BMW – продажи баварской марки в России сократились на 16%, а дочернего бренда Mini и вовсе обвалились на 38%.

 

 

Итог крайне сложного для нашей страны года оказался закономерен. Больше всего финансовый кризис сказывается не на тех, у кого денег и без того было немного. Авторынок, как самый наглядный и показательный индикатор благосостояния населения, в очередной раз стал лакмусовой бумажкой, показавший реальное распределение финансовых ресурсов в нашей стране.

 

По прогнозам следующий год может оказаться еще хуже: специалисты AEB прогнозирует падение продаж автомобилей ещё на четверть – до 1 900 000 штук. Пессимистический сценарий для российского авторынка выглядит и вовсе приговором – минус 60% от продаж 2014 года. Так или иначе, обозреватели журнала «Движок» будут наблюдать за этим в режиме реального времени и обязательно сообщать обо всём вам.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки