печатная версия
журнала /
июл 2017 /
#54
Про автомобили в деталях

Бизнес

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

В конце апреля в российской столице состоялся 10-й международный форум «Автокомпоненты-2017». Его тема — «Перспективы развития производства и рынка автокомпонентов. Локализация производства автомобильных комплектующих в России». Журнал «Движок» выяснял, какие меры поддержки отрасли готовит государство и какие из них считает первоочередными.

 

Представители профильных министерств правительства РФ раскрыли в рамках форума некоторые подробности разрабатываемой кабинетом министров стратегии развития отечественного автопрома.

В частности, представитель Минэкономразвития Рустам Абульмамбетов отметил: «Начиная примерно с 2005 года в автопроме РФ произошли существенные изменения. Если ранее на рынке присутствовали АвтоВАЗ и другие отечественные производители, то сейчас по-настоящему отечественных производителей на рынке практически не осталось. Все они — глобальные игроки, которые диктуют свои правила, владеют R&D, выстраивают свою цепочку поставщиков и, соответственно, влияют на положение нашей автомобильной промышленности на отечественном рынке. Поэтому определенные сложности есть и у наших поставщиков комплектующих — они не могут конкурировать с глобальными игроками на этом рынке по качеству, по цене; на них влияют дорогие кредиты, а также то, что мы находимся сейчас на падающем рынке. На нем хоть и наметился небольшой рост, но с 2014 года авторынок существенно просел».

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

К сказанному Р. Абульмамбетов добавил: «Если говорить о цели будущей стратегии, то мы планируем сохранить поддержку отрасли на уровне 2017 года (в целом она составила, с учетом утилизационного сбора, около 150 млрд рублей). Но эти деньги будут направлены не на поддержание текущей деятельности предприятий, а на развитие новых технологий, направленных, в частности, на развитие электродвижения, автономного вождения, мобильных сервисов, стимулирование создания и продаж автомобилей и их элементов с принципиально новыми свойствами. Таким образом, начиная с 2018 года мы будем постепенно отказываться от субсидирования спроса и поддержания антикризисных мер, а постараемся полностью сконцентрироваться на поддержке новых технологий, в том числе связанных с развитием отрасли автокомпонентов. В частности, мы постараемся распространить действие утилизационного сбора и на ввоз импортных компонентов, чтобы поддержать отечественных производителей».

Кроме того, представитель Минэкономразвития отметил, что в настоящее время доля автопрома в ВВП страны составляет около 0,45%. В рамках разрабатываемой профильными министерствами стратегии планируется довести ее до 0,8%.

Представитель Минпромторга РФ Владимир Костюченков отметил, в свою очередь, что «одним из приоритетных направлений развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в РФ станет снижение зависимости отрасли от импортируемых компонентов и материалов и увеличение добавленной стоимости, производимой в России за счет более глубокой локализации автокомпонентов».

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

В числе других приоритетных направлений стратегии представитель Минпромторга назвал увеличение масштабов производства автомобилей в РФ за счет выхода на внешние рынки, обеспечение глобальной конкурентоспособности продукции российского автомобилестроения, развитие национальных научных, инжиниринговых и производственных компетенций, создание условий для снижения издержек производства на один автомобиль, развитие оснащенной на мировом уровне инфраструктуры инновационной деятельности.

От имени экспертного сообщества ряд мер по поддержке импортозамещения в производстве автокомпонентов в России предложил заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин. Среди них — формирование перечня автокомпонентов, необходимых для импортозамещения в иномарках российской сборки, с целью организации их производства в России; определение приоритетных направлений научно-технологического развития автокомпонентной базы в рамках таможенного союза; обеспечение производителей автокомпонентов сырьем и материалами через развитие кооперации в смежных с автомобилестроением отраслях; расширение экспортных поставок автокомпонентов; развитие информационно-консультационной поддержки по обмену требованиями к импортозамещению автокомпонентов для иностранных автопроизводителей в России; поддержка участия производителей автокомпонентов в отраслевых выставках в РФ и за рубежом; формирование механизмов поддержки кредитования производителей автокомпонентов, осуществляющих выпуск деталей для импортозамещения; оптимизация неэффективных мощностей по выпуску автокомпонентов за счет концентрации господдержки вокруг высокотехнологичных производителей; предоставление субсидий российским производителям компонентов.

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

При этом основной задачей поддержки со стороны государства, по мнению эксперта, должно стать создание совместных компонентных предприятий, который работали бы как для рынка России, так и за его пределами.

В настоящее время, как заявил вице-президент ООО «Автотор Холдинг» Тимур Микая, «произвести ту или иную запчасть на территории России сложно и затратно, кроме того, сложно предложить такую деталь серьезному автопроизводителю». Себестоимость производства автомобилей в РФ, по словам эксперта, в настоящее время находится на уровне США. При этом, как отметил Т. Микая, «мало кто из чиновников профильных министерств понимает, что стоит за цифрами в стратегии развития автопрома». Кроме того, по его словам, на производителей автокомпонентов в РФ в значительной степени давит постоянный рост цен на сырье: «Если у нас цена компонента легко может вырасти за один-три месяца на 20-30%, то в США, например, на те же 20-30% цена на автокомпоненты растет в течение 5-6 лет».

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

Среди факторов, влияющих на развитие локализации производства автомобилей и автокомпонентов в РФ, эксперт называет объемы производства и продаж, девальвацию рубля, снижение покупательной способности населения, себестоимость продукции, наличие производителя компонента, конкурентоспособность, а также человеческий фактор.

Генеральный директор «Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов» (АПАК) Михаил Блохин отметил, что в России на сегодняшний день все разрабатываемые стратегии поддержки автопрома касаются главным образом непосредственно производства автомобилей. Что же до компонентов и материалов для их производства, то «такой стратегии пока нет». Также эксперт привел результаты опроса, проведенного Институтом Гайдара среди руководителей предприятий автокомпонентной отрасли, которых просили назвать основные препятствия для импортозамещения в данной сфере.

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

Самым распространенным вариантом ответа оказалось отсутствие отечественных аналогов оборудования и сырья любого качества. Опрошенные отметили также низкое качество отечественного оборудования и сырья, завышенные цены на них, недостаточные объемы производства, недостаточную поддержку властями выпуска отечественных оборудования и сырья, а также все еще приемлемые цены на импортные оборудование и сырье. Между тем, по мнению М. Блохина, «Россия — государство, обладающее обширной сырьевой базой, развитие которой может стать дополнительным стимулом для развития НИОКР в автокомпонентной сфере».

По словам старшего менеджера ООО «Прайсвотерхаускуперс Консультирование» Виктории Синичкиной, текущая ситуация в отрасли автокомпонентов в России характеризуется недостатком финансирования НИОКР как на внутрифирменном уровне, так и на уровне государства.

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

Основные характеристики отрасли автокомпонентов в нашей стране, по мнению эксперта, — низкий инновационный уровень, выпуск устаревшей продукции; износ основных фондов; дефицит финансовых ресурсов для технического перевооружения; недостаточная поддержка отрасли со стороны государства; недостаток качественного сырья для производства деталей; неразвитость логистики; недостаточно благоприятный инвестиционный климат; малый объем производства автомобилей.

Перспективы автомобильного рынка в России, по словам В. Синичкиной, «создают условия для дальнейшего расширения локального производства автокомпонентов», однако «для глубокой локализации необходимы объемы и инвестиции в R&D».

В подобной ситуации возможными стратегиями для производителей автокомпонентов, по мнению эксперта, являются грамотное управление портфелем продуктов, увеличение интенсивности использования технологий и внедрение разработок, реализация проектов по бережливому производству, консолидация активов за счет проведения сделок по слияниям и поглощениям и создание СП с иностранными производителями, внедрение системы унификации автокомпонентов.

Схема специальных инвестиционных контрактов (СПИК), за счет которой правительство РФ в настоящее время привлекает в страну автопроизводителей, для компаний компонентной сферы, по мнению В. Синичкиной, не подходит из-за высоких требований к объемам инвестиций.

Руководитель практики внешнеторгового регулирования компании DLA Piper Вильгельмина Шавшина отметила, что «примеров заключения СПИК компаниями — производителями автокомпонентов на данный момент нет, как нет и интересантов в подобной схеме».

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

По мнению директора по продажам ООО «Континентал Аутомотив Системс Рус» Алексея Беляева, компаниям — производителям автокомпонентов нужна государственная поддержка, однако СПИК им не подходит, так как многие из них уже вложились в производство на территории России. По его словам, кризис продаж на автомобильном рынке РФ весьма ощутимо ударил по бизнесу концерна Continental в нашей стране. «Практически все наши планы, выстроенные, когда мы только приходили в Россию, можно выбрасывать в корзину. Если авторынок упадет еще на 30%, большинство наших проектов просто умрет», — заявил эксперт.

Форум «Автокомпоненты-2017»: сколько стоит автопром построить

От государства российская автокомпонентная отрасль, по словам А. Беляева, ждет прежде всего таких мер поддержки, как субсидии на поддержание операционной деятельности, развитие и поддержка экспорта, субсидирование затрат на разработку и испытания изделий, субсидирование проектно-специфичной оснастки, субсидирование испытаний и валидации локальных материалов, таможенное регулирование.

Основными мерами по развитию и поддержки экспорта, по мнению эксперта, могли бы стать субсидии затрат на экспорт и логистику, развитие экспортного финансирования с целью частичного нивелирования сроков финансирования для экспортеров, возврат НДС и общее администрирование. «Дополнительной мерой по поддержке и развитию экспорта могло бы стать развитие и упрощение порядка применения режима переработки на таможенной территории и режима свободного склада, — отметил А. Беляев. В настоящее время, по его словам, данные режимы закреплены в ТК, но правоприменительная практика крайне ограниченна и сложна. Кроме того, региональные таможни не поддерживают расширение применения этих режимов, а работа в рамках свободных экономических зон не всегда возможна ввиду географического расположения предприятий.

 

Каков итог?

Прослушав выступления практически всех докладчиков, выступивших на форуме, трудно было отделаться от мысли, что в свое время, активно привлекая в Россию зарубежных автопроизводителей, в правительстве как-то забыли о компаниях — производителях автокомпонентов.

Теперь же, рассуждая о необходимых мерах господдержки отрасли на фоне кризиса на авторынке, чиновники профильных министерств и представители бизнеса находятся, кажется, в разных мирах. Первые рассуждают в основном о высоких материях вроде развития производства электромобилей и систем автономного вождения; вторые резонно заявляют, что уже вложились в производство деталей для традиционных авто и что инвестиции эти необходимо, как говорится, «отбивать».

Так что прогресс в автокомпонентной сфере российской промышленности наступит лишь тогда, когда эти два «параллельных мира» все же пересекутся...

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки