печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Европе в пику

Статистика продаж на автомобильном рынке России первая половина 2012 год

В первом полугодии российский авторынок чуть было не вышел на параметры докризисного уровня. Не хватило самой малости — каких-то 70 с небольшим тысяч штук. При этом мы по-прежнему остаемся одним из самых привлекательных рынков сбыта новых авто. По темпам роста мы занимаем третью позицию, пропуская вперед лишь признанных лидеров: Японию и США. По объемам же продаж новых машин устойчиво занимаем седьмое место в мире.

 

Итак, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, 2012 год продолжает быть успешным для автомобильного рынка РФ. За период с января по июнь 2012 года российский автомобильный рынок вырос на 14 %, или на 177 383 штуки проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с тем же периодом 2011 года, достигнув значения в 1 413 769 единиц.

Достигнутые результаты и. о. председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер прокомментировал так: «С объемом продаж в июне более чем 272 тыс. штук российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей достиг наилучших месячных показателей начиная с июля 2008 года. Совокупный объем продаж за первые шесть месяцев этого года в 1410 тыс. машин также вышел на новый рекорд четырехлетнего периода. В то же время мы продолжаем наблюдать замедление темпов роста как в годовом исчислении, так и в сравнении с предыдущими месяцами. Мы ожидаем увидеть большую консолидацию во второй половине года, так как рынок уверенно движется к годовым показателям продаж в более чем 2,8 млн».

Кстати, аналитики поддерживают г-на Шрайбера в этом вопросе, пророча достижения, а может даже и превышение, докризисного уровня. Напомним, что в рекордном 2008 году на российском рынке было продано 2 млн 744 тыс. новых авто. И это притом, что во второй половине этого года начали сказываться кризисные явления. На самом деле результат мог быть еще выше.

Что ж, попробуем более подробно остановиться на тех данных, что имеются в нашем распоряжении.

Прежде всего стоит отметить, что основными рынками сбыта по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. При этом их доля в общем объеме продаж медленно, но снижается. За последний год отмечено пятипроцентное снижение на фоне регионов. Сейчас на их долю приходится 56 % всех продаж. В лидерах такие города, как Екатеринбург и Краснодар.

Если говорить о предпочтениях в сегментах, то вырисовывается следующая картина. На долю привычных легковушек сейчас приходится порядка 67 % всех продаж. Причем лидирует В-сегмент с долей 36 %. Его доля остается неизменной с прошлого года. Доля машин Golf-класса немного снизилась, зато машин классом повыше (D- и Е-сегмент) — подросла. Кстати, это подтверждается и средней ценой на новую иномарку, которая выросла до 888 тыс. руб.

До 30 % всех проданных в России новых машин пришлось на внедорожники и кроссоверы. Динамика продаж показывает, что это самые привлекательные сегменты для российских автолюбителей.

Как видно из представленных таблиц, в десятке лидеров среди новых авто ведущую роль занимают модели местного производства. В качестве ремарки отметим, что отечественные производители постепенно сдают свои позиции, уступая место зарубежным брендам, то есть заводам, обосновавшимся на российской земле.

Что следует ожидать в ближайшей перспективе? Мы по-прежнему остаемся лакомым куском для ведущих мировых автомобильных брендов. Кризис в Западной Европе, приведший к значительному снижению объемов продаж в самой Европе, пока никоим образом не сказался на российском рынке. Поэтому зарубежные компании хотят компенсировать свои потери за счет увеличения продаж на российском и подобном ему рынках.

Подсократившиеся запасы в некоторых местах и по некотором брендам, несмотря на локальное повышение цен, приводят к нехватке «живых» машин. Пока узкие места удается расшивать.

Оптимистичный прогноз на 2012 год лежит в пределах 2900 тыс. авто, пессимистичный — 2600 тыс. В любом случае цифры впечатляющие на фоне того, что творится на Западе. Ложкой дегтя в бочке меда может стать повышение процентной ставки по кредитам за счет удорожания средств, привлекаемых из зарубежных банков. Не секрет, что доля кредитных сделок при продаже российских бестселлеров доходит до 50 %. Однако пока никто в это верить не хочет, либо изображают наносную уверенность в том, что все будет хорошо.

Тем временем август принес продолжение устойчивого роста, выражающегося той же цифрой, что и за полугодие, — 14 %. Все это происходит, несмотря на недавнее повышение стоимости коммунальных услуг, а также широко распространенные ожидания снижения цен на импортные автомобили вследствие вступления России в ВТО. Однако с введением утилизационного сбора стало ясно, что падения цен не произойдет. Часть компаний уже объявила о повышении цен, другая — о сохранении их на том же уровне, но никто — о снижении.

Как бы там ни было, ожидание устойчивого роста, быть может с меньшим напором, чем раньше, ни у кого пока сомнений не вызывает.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки