печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

В Nissan уверены, что россияне больше не хотят покупать их седаны D-класса. В Toyota наверняка полагают, что Nissan просто не умеют их продавать. «Движок» размышляет, почему россияне могли разлюбить авто бизнес-класса, а также почему эта антипатия не распространяется на все автомобили.

 

Руководство Nissan, ранее выпускавшей на российском заводе в Санкт-Петербурге четырехдверки бизнес-класса Teana, приняло решение остановить их выпуск. Представители марки заявляют, что мера вынужденная и продиктована исключительно целесообразностью. Однако, если на российском рынке что-то изменится, то Nissan готов оперативно вернуть модель и в шоу-румы, и на конвейер.

 

Но пока персонал завода, ранее задействованный в производстве седанов, сократили, а свободные мощности предприятия отдали на производство более востребованного (как ожидается) кроссовера Nissan Qashqai. В дилерских центрах Nissan Teana еще можно будет встретить до весны 2016 года.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от TeanaЭпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Либо Nissan знают то, чего не знают остальные, либо сложности с продажами автомобилей D-класса исключительно у них. Хотя вряд ли. Nissan, судя по всему, просто стал первым, кто принял подобное решение. Несмотря на то, что осенью Volkswagen и Skoda познакомили своих клиентов с новыми Passat B8 и Superb, до этого, еще весной, Ford вывел на рынок долгожданный седан Mondeo, остаются в продаже Mazda 6, Kia Optima и Hyundai i40, продажи этих автомобилей в лучшем случае измеряются тремя-четырьмя тысячами в год, что, конечно, не сильно влияет ни на ситуацию на рынке, ни на прибыль марок. Сейчас эти модели в гамме присутствуют, что называется, до кучи.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Единственные, кто в этом классе «на коне» - дилеры Toyota, отгружающие клиентам Camry «пачками» и, кажется, не замечающие кризиса на рынке. Цифры завидные: с января по сентябрь в России было продано 23 275 единиц Toyota Camry. Да, это меньше, чем в прошлом году; за тот же период в 2014 году дилеры вручили 24 708 комплектов ключей от бизнес-классов Тойота. Но учитывая, что весь рынок недосчитался 33%, минус 5,8% Camry – это большой успех, а не потеря.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от TeanaЭпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

В чем секрет Camry? Если пробежать глазами многочисленные тесты, включая сравнительные, которые нам довелось провести с ее участием, то на ум приходят гостеприимный задний диван и «представительская» плавность хода. Но главное - логотип Toyota, который, способен превратить и менее достойный автомобиль в вожделенный россиянами. На стереотипном российском рынке все легенды 90-х о «никогда не ломающихся» Тойотах впитались настолько, что позволяют в разы обходить по продажам даже других земляков-«японцев», не говоря уже о европейских моделях. Стоит отдать должное и самой марке, которая всеми силами старается поддерживать этот имидж.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Ну и одну из главных ролей сыграли, конечно, корпоративные продажи Toyota. Советский союз давно распался, но российским чиновникам всех мастей и уровней все равно нужны «черные Волги». Обязательно произведенные в России и не слишком дорогие (желательно, до двух миллионов рублей, чтобы электорат не волновать), и ориентированные скорее на пассажира заднего ряда, чем на водителя…

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от TeanaЭпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Справедливости ради заметим, что кроме Toyota Camry, других седанов бизнес-класса в топ-25 российского рынка не наблюдается – россиянам в нынешнем году нужны сплошь бюджетные компакты и кроссоверы различного калибра. Почему?

 

Объяснить выбор этих классов достаточно просто: автомобили-«бюджетники» покупают в основном из цены – сочетание потребительских качеств и доверия марке на потраченный рубль у них лучшее. Кроме того, эти машины востребованы в качестве первого автомобиля, либо у тех те, кто пересаживается с подержанных Лад или хорошо подержанных иномарок и хочет примерить на себя статус владельца новой, но недорогой машины.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от TeanaЭпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Популярность кроссоверов строится ровно на том же, только ценовым уровнем выше. У этого класса лучшее сочетание потребительских свойств за свои деньги, плюс бонусом, конечно, идёт солидная внешность, а значит и новый статус владельца в транспортном потоке.  

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

За одну цену среди хэтчбеков, седанов, универсалов и кроссоверов выбор предсказуемо падает на кроссовер, даже в переднеприводном исполнении ассоциирующийся у россиян одновременно и с солидным внедорожником, и с практичным универсалом увеличенной проходимости. «Зимой ведь опять снега навалит, а весной дорогу на дачу размоет!». Перевезти холодильник в кузове седана также будет проблематично, а тут задние сиденья сложил – получил порядка 1000 литров плюс широкую заднюю дверь и широченный погрузочный проем вне зависимости от модели и марки.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от TeanaЭпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

Ждать, что эта тенденция изменится, не стоит. PriceWaterHouse Coopers недавно скорректировал в пессимистичном направлении прогноз по российскому автомобильному рынку в 2015 году. Теперь  эксперты фирмы считают, что продажи легковушек в РФ уменьшатся на 45%, до 1 280 000 автомобилей. К весне 2015 года PwC опубликовали более оптимистичный прогноз: они считали, что рынок упадет на 35%, до 1 520 000 машин.

 

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana

 

И если продажи люксовых машин в кризис не падают такими темпами (правда, эта аксиома верна больше для России, чем для всех остальных стран), а реализация кроссоверов, российских внедорожников и «бюджетных» седанов (и отчасти хэтчбеков) В-класса будет падать медленнее среднерыночных темпов, то дела седанов D-класса обстоят хуже. Новые Volkswagen Passat B8 и Skoda Superb, возможно, вызовут к себе некоторый всплеск интереса, тогда как Mazda6, Ford Mondeo и Nissan Teana вряд ли будут в ближайшем будущем раскупаться лучше, чем сейчас. А мощности российского завода Nissan лучше отдать чему-нибудь более востребованному. В общем, все правильно сделали.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки