печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

Россияне разлюбили японские автомобили

Падение на автомобильном рынке России продолжается. Весь сектор в сентябре упал на 28,6%, но у японцев дела идут хуже, чем в среднем по больнице. Падение продаж Toyota за 9 месяцев года составило -39% и это лучший показатель для марки из Страны Восходящего солнца. Honda не сумела реализовать и 4 000 машин за год, теряя 74% к тому же периоду прошлого года. Что стало с былой притягательностью японок для русского сердца и кошелька? Попробуем разобраться, почему плохо живется самураям в России: виноват кризис всего рынка или сугубо для японский компаний.

 

 

Прежде всего, стоит вспомнить о прошлогодних тенденциях: в октябре 2014 темп спада замедлился вдвое (до -9%), в ноябре падение и вовсе остановилось, а в декабре рынок сумел выйти в плюс. Правда, есть некоторые оговорки: в четвертом квартале 2014 года стартовала очередная серия «утилизационной господдержки», что и дало основной толчок рынку к росту.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

К тому же, официальный курс доллара, установленный Центробанком на 20 октября 2014 года, составлял 41,045 рубля, официальный курс евро — 52,5253 рубля. Сейчас ситуация несколько другая, и ежегодного роста цен покупатели, привыкшие к панической переписи ценников из-за роста курсов, уже не так боятся, как в прошлом году. Выходит, что под конец года жить дилерам и импортерам «только потому, что сезон», легче не станет. Придется для новогодней премии как следует поработать.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Важное замечание: рассматривая изменения в потребительских предпочтениях относительно японской техники, мы не будем рассматривать люксовые бренды Acura, Infiniti и Lexus из-за специфики предпочтнений в премиум-сегменте, а также лишь номинально японский бренд Datsun.

 

Как уже было сказано выше, лучше всего идут дела у Toyota и Nissan (-37% и -39%, соответственно, падения с января по сентябрь к показателю 2014 года). Причем, любопытно, что у Toyota только две не самые дешевые модели производятся в России, тогда как всю остальную линейку им приходится ввозить. Nissan же локализовали все свои машины стартовой ценой до миллиона рублей, а также большинство вседорожников марки.

 

Mazda локализовала сборку кроссовера СX-5 и седана Mazda6 – по сути, половину своего модельного ряда в России. Mitsubishi выпускает в России только одну модель – Outlander XL, и только собирается наладить в Калуге выпуск Pajero Sport, одновременно не исключая прописку в России компактного Mirage). Suzuki, Honda и Subaru так и не решились пустить корни в нашей стране, что их и объединяет, как и уровень продаж в 500-700 авто в месяц. Как говорится, «Совпадение? Не думаю».

 

Если рассмотреть  список ТОП-25 автомобилей российского рынка в 2015 году, то становится очевидным, что данный рейтинг состоит из автомобилей В-класса и компактных кроссоверов. Исключения составляют лишь Toyota Camry, Kia c’eed, Skoda Octavia A7, Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander. Почему Suzuki, Honda и Subaru не решились найти для России компактные и недорогие седаны В-класса, имеющиеся в распоряжении их азиатских подразделений – не понятно.

 

Subaru. Если так будет продолжаться и дальше, марка недолго продержится на рынке России. Самый дешевый автомобиль «Плеяд» – кроссовер Forester – можно купить по цене от 1 630 тысяч рублей, а компактный Subaru XV – «внедорожную» версию убранной с нашего рынка «Импрезы» – от 1,7 миллиона. В это время дилеры Kia катают потенциальных покупателей на Sportage ценой от 929 тысяч рублей.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Honda. В первые 9 месяцев года Хонды недосчиталась 74% от прошлогоднего показателя. В модельном ряду компании осталось только две модели (Pilot, Crosstour и СR-V), тогда как Accord, Civic и уже подзабытый премиальный Legend ввиду заоблачных цен оказались ненужными  россиянам. Да и оставшиеся модели, кажется, здесь ненадолго. Были надежды, что новый CR-V должен помочь компании в улучшении показателей, однако, за стартовые 1 200 с небольшим тысяч рублей японцы предлагают лишь «базу с механикой». Тогда как любимый дамами кроссовер с приемлемой комплектацией и «женской» трансмиссией стоит уже от 1 660 тысяч рублей.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобилиАвторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили
 

 

Suzuki. Чуть лучше, чем у упомянутых выше компаний, идут дела у Сузуки. Отказавшись от продаж в России своих компактных седанов и убрав забавный, но бесперспективный хэтчбек Swift, компания оставила пять автомобилей, если не являющихся кроссоверами, то явно претендующих на ассоциацию с этим классом. Не так давно Suzuki сменили главу российского филиала, поставив у руля Кеичи Сумиду – специалиста ранее имевшего опыт работы в Ближневосточном регионе. 

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Есть ли у нового Suzuki Vitara шансы на российском рынке? Обо всех нюансах новой модели в сражении с конкурентом от Kia!

 

«Будем откровенны, на предыдущем месте мне очень помог общий подъем того рынка. Оставалось только наполнить его необходимым предложением, что и было сделано. Тогда мне помогла именно политика расширения модельного ряда», — признался нашему корреспонденту новый глава Suzuki.  Эта же схема была выбрана руководителем и для «спасения» компании на российском рынке. «Главным для привлечения спроса российского покупателя является выпуск качественного продукта и, конечно, доступная цена», — отметил господин Сумида. И если назвать автомобили Suzuki некачественными у нас нет оснований, то насчет доступности цены уже высказались покупатели, проголосовав кошельком за… машины других марок. 

 

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Mitsubishi. 2014 года компания Mitsubishi закончила с плюсом в 2%, но затем дела компании стали ухудшаться. Уже в январе 2015 года спад составил -36% и далее через показатель двукратного падения составил нынешние -48% по итогам января-сентября 2015 года. В чем причина – сразу же понять нелегко. С одной стороны, популярных в России бюджетников В-класса в арсенале «бриллиантовых» нет, но модельный ряд включает и относительно недорогой Lancer, и кроссоверы-внедорожники на любой вкус.

 

Но Lancer, (как и Mazda3, кстати), сильно мешает нечеловеческие цены на Каско – в одной (очень популярной) страховой компании нам насчитали за год застрахованного владения «Лансера» 177 тысяч рублей (для опытного водителя без всяческих расширений и франшиз), тогда как за Каско на аналогичный по цене и году выпуска Ford Focus в той же фирме просят 107 тысяч рублей. Не любят страховщики принимать и кроссоверы ASX: за Каско без франшиз в той же СК насчитали 132 тысячи рублей, тогда как за Hyundai ix35 с аналогичными вводными данными возьмут 82 тысячи рублей. Вряд ли это одна из главных причин текущих неудач Mitsubishi, однако, для того, чтобы падать немного ниже рынка, достаточно.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобилиАвторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

 

Mazda. Mazda находится строчкой выше Mitsubishi по итогам сентябрьских продаж, но за весь 2015 год «три бриллианта» впереди: 28 091 автомобилей против 20 944 машин, реализованных дилерами Mazda. Тем не менее, динамика Mazda более оптимистичная – минус 41%; такой же показатель за 9 месяцев 2015 года у Ford и Volkswagen. Чем разонравились Мазды россиянам? Во-первых, опять-таки, страховкой: год Каско для Mazda3 стоит 178 000 рублей, застраховать кроссовер CX-5 обойдется в 141 тысячу, тогда как Mazda6 стоимостью 1 миллион рублей (в эту же сумму мы оценивали и все остальные машины, Каско для которых рассчитывали) примут на страхование по программе Каско за 192 000 рублей! К примеру, конкуренты Skoda (Octavia, Yeti и Superb) обойдутся в 77 тысяч, 78 тысяч и 90 тысяч рублей. 

 

В отличие от вышеперечисленных конкурентов-японцев, Mazda куда лучше справляется с задачей локализации производства. В России уже налажена сборка Mazda6 и кроссовера CX-5, есть у компании планы насчет прописать на Дальнем Востоке еще и компактный CX-3, а что до «трешки» то пока что на японском заводе компании хватает мощностей, чтобы удовлетворять еще и российский спрос. 

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Nissan и Toyota идут бок о бок в нынешнем году (69 и 72 тысячи проданных автомобилей, соответственно).  Падают продажи у дилеров этих в среднем вместе с рынком – минус 39 и минус 37 процентов соответственно. 

 

Почему продажи Toyota упали меньше, чем у других компаний – не так очевидно. Складывается впечатление, что вера россиян в бренд Toyota – мощный, но чуть ли не единственный инструмент, оставшийся у марки с игольным ушком на логотипе. Судите сами: локализована лишь сборка Prado и Camry – моделей далеко не самых массовых в России классов, хотя японский седан и держит лидерство в своём сегменте. Toyota RAV4 окажется на конвейере питерского завода лишь к 2016 году. Откровенно дешевых машин в Россию не везут – входной моделью является Corolla за 759 тысяч рублей, которой нет в списке 25 самых продаваемых в России.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобилиАвторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Зато есть RAV4 и Camry, расположившиеся на 14 и 10 строчках, а на 20 месте по итогам сентября неожиданно оказался Land Cruiser Prado. Получается, что для той аудитории, которая на происходящем в России кризисе не теряет, а зарабатывает, Toyota является не только престижной маркой, но и инвестицией?!

 

Nissan пробился в ТОП-25 сразу с двумя моделями: Almera и X-Trail, занявшими 15 и 22 место. Обе производятся в России, а в октябре к ним присоединился еще и Qashqai, занявший место на конвейере петербургского автозавода. По итогам сентября третьей по популярностью моделью Nissan стал кроссовер Terrano – более дорогой близнец Duster, также производимый в России. 

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобилиАвторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

Что в итоге?

 

Российское правительство пообещало поддерживать местных производителей и слово свое держит. Некоторые иностранные компании, услышали в этом намерении приглашение и приступили к активным действиям. Гордость и самомнение других - угрозу. И, как стало очевидным, первые выигрывают (или хотя бы не проигрывают), вторые собирают вещи.

 

Кризис как фильтр: отсеивает тех, кто пришел в «жирные» годы, когда мели все, что было на складах, и тех, кто пытался выехать за счет наивности неискушенных граждан и своей репутации, заработанной далеко в прошлом. Теперь им нужно все доказать снова. И у «японцев» все реже стали звучать в слоганах «…настоящее японское…». Это больше не работает.

 

Авторынок 2015: россияне разлюбили японские автомобили

 

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки