печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Автомобильные заводы России: чего ожидаем в 2016-м?

Автомобильные заводы России: чего ожидаем в 2016-м?

Уровень разговоров о российском авторынке среди экспертного сообщества достиг, кажется, максимального пессимизма. Итоги 2015-го и впрямь удручающие, прогнозы на 2016-й – не сильно лучше. И всё-таки, какие настроения среди самих автопроизводителей? Журнал «Движок» узнал планы заводов на ближайшее будущее.

 

Hyundai Motor Manufacturing Rus

 

После общения с представителями петербургского завода Хёндэ захотелось ещё раз пересмотреть статистику и убедиться, что в российском автопроме действительно кризис. Корейцы не собираются ничего останавливать, никого увольнять и сокращать. Наоборот, работа продолжается в три смены по пять дней. А на 2016 год у завода запланировано в производство две новых модели – ближе к осени появится компакт-кроссовер Creta, а на конец года Hyundai планирует запуск второго поколения своего бестселлера Hyundai Solaris.

 

 

Собственно, именно спрос - а если быть точнее эффективное управление ценовой политикой на Solaris и производимый там же Kia Rio - позволяют корейцам держаться настолько уверенно. Напомним, что и Hyundai Solaris, и Kia Rio показали рост продаж, суммарно реализовав более двухсот тысяч автомобилей. Общее падение продаж Hyundai в России  составило всего 10%, при провале рынка на 35,7%.

 

Nissan Manufacturing Rus

 

Не так радужно, но относительно стабильно обстоят дела у японского производителя Nissan. От заявленных планов по удвоению производства пришлось частично отказаться. Ниссан официально объявил о мерах, которые предпримет стабилизации своего положения на рынке. Напомним, что компания Nissan занимает в России шестое место по продажам, а падение составило 44%. Самой продаваемой моделью компании является седан Almera, занимающий четырнадцатую строчку рейтинга.

 

 

Итак, первое, что сделал японский производитель, отказался от производства утратившей популярность модели Teana – крупные бизнес-седаны постепенно вытесняются кроссоверами. Вместо Теаны на конвейер встал некогда один из самых популярных кроссоверов Qashqai, на который возложены большие надежды. Третья мера, увы, затронет социально-производственную сферу – Nissan уже принял решение сократить 250 рабочих, ещё 250 под вопросом. Оставшиеся переводятся на односменный четырехдневный режим работы. Кроме того, временно остановлен завод в Ижевске. Таким образом, японский производитель планирует оптимизировать производство и не допустить затоваривания.

 

Toyota Motor Manufacturing Russia

 

Так же как и Nissan, Тойота падает параллельно с рынком, но держится по продажам на строчку выше своих земляков. Японский завод, также имевший планы по удвоению производства до 100 000 автомобилей в год, решил заполнить мощности своей второй по полярности моделью – кроссовером Rav4.

 

 

Именно для переналадки оборудования и подготовки запуска в ноябре 2015 года завод ушел на первые каникулы, а с 31-го декабря по 10 января 2016 – на вторые. При этом Тойота пока единственная из производителей, которая намеревается увеличить в 2016 году штат сотрудников, причем сразу на 800 человек. Отдых, конечно же, связан и с остановкой выпуска по той же причине, что и у Ниссана – недопущение затоваривания.

 

Ford Manufacturing Rus

 

Из петербургских производителей состояние завода Ford вызывает наибольшие опасения. Напомним, что по итогам продаж года бренд выпал из ТОП-10, а бестселлер марки Focus не вошел даже в ТОП-25. В 2015 году состоялся запуск производства рестайлинговой версии Фокуса и долгожданного Mondeo нового поколения. Увы, последний надежды вряд ли оправдает – класс массовых бизнес-седанов в России сильно потерял в популярности.

 

 

Однако у компании есть козырь в виде производственной площадки в Татарстане, где помимо дорогущего Explorer собирается «бюджетник» Fiesta и популярный фургон Transit. Планы по производству Ford не раскрывает. Однако уже известно, что без сокращений рабочих обойти не удастся, хотя предприятие уже работает по сокращенному графику. Кроме того, Форд устроил одни из самых длительных каникул среди всех автопроизводителей – с 18 ноября 2015 по 15 января 2016 года.

 

Volkswagen Group Rus

 

Калужский автозавод, занимающийся производством автомобилей Volkswagen и Skoda, в декабре также уходил на каникулы. Причем в первую половину 2015 года предприятие работало 4 дня в неделю, но с августа вернулось к пятидневному графику. Кроме того, немецкая компания сократила на сборочном конвейере 150 сотрудников и предложила компенсационные пакеты в случае добровольного увольнения. Последним предложением воспользовались ещё 450 человек.

 

 

В 2015 году был открыт завод по производству двигателей, что, наоборот, позволило увеличить количество сотрудников, а в дальнейшем должно помочь удержать цены. Раскрывать планы на 2016 год в Volkswagen не спешат, ссылаясь на непредсказуемость ситуации в России. Известно лишь, что завод перешел с трех рабочих смен на две. И пока никаких изменений не планируется. «Будем смотреть и оперативно реагировать», - сказали представители завода.

 

ПСМА Рус (Peugeot, Citroen, Mitsubishi)

 

Из-за массы стратегических ошибок у французов из Peugeot-Citroen на российском рынке практически катастрофическая ситуация – продажи рухнули почти в четыре раза. Поэтому с середины декабря 2015 года производство на заводе в Калуге было остановлено. Как отмечают эксперты, у предприятия ПСМА самая тяжелая ситуация из всего калужского кластера. Даже после выхода с каникул, конвейер включается поэтапно.

 

 

Помимо этого, с 1 февраля по 31 июля 2016 года завод перешел на четырехдневную неделю с пропорциональной оплатой труда. Загрузить мощности французы планируют двумя новыми моделями. Предположительно ими могут стать Citroen Space Tourer и Peugeot Traveller – новая коммерческая линейка среднеразмерных вэнов, которая должна заменить Citroen Jumpy  и Peugeot Expert.

 

ЗАО «Renault-Россия»

 

Ещё одна французская компания чувствует себя в России, можно сказать, уже народной. Рено занимает четвертую строчку по продажам в нашей стране, падая в одних цифрах вместе с рынком. Самое интересное, что раскрывать какие-либо производственные планы и стратегию развития в 2016 году в российском представительстве Renault отказались.

 

 

Однако есть немалая доля интересных слухов. Уже подтверждено, что в этом году на московском конвейере завода появится новая модель. Ей с большой вероятностью станет новый кроссовер Captur, построенный на базе Renault Duster. Кроме того французы выкупили торговую марку «Москвич». Под этим подзабытым в России именем могут возобновить сборку модели Logan первого поколения, который в декабре 2015 года был окончательно снят с производства. Кроме того, компания продолжает работу над увеличением доли локализации, которая для модели Logan достигает 80%.

 

АвтоВАЗ

 

На конец 2015 года производство российского автогиганта сократилось на 18%, что почти вдвое лучше показателей производства в целом. А если брать вместе с СП Renault-Nissan, то сокращение производства и того меньше – 14%. Продажи Lada просели на 31%, что опять же лучше показателей суммарного падения. В конце года было запущено производство двух громких проектов - Lada Vesta и Lada X-Ray. И хотя на их производство и спрос АвтоВАЗ делает большие ставки в 2016 году, уже известно, что старт продаж Весты оказался не столь оптимистичным, как планировалось.

 

 

С 15 февраля 2016 года завод в Тольятти переходит на четырехдневную рабочую неделю, что позволит избежать массовых увольнений. Кроме того, для загрузки мощностей сохранено производство Lada Priora, которая будет переведена в нижний ценовой сегмент. По словам главы АвтоВАЗа Бу Андерссона, если все меры сработают, им удастся удержать производство автомобилей на том же уровне.

 

Каков итог?

 

Можно определенно говорить о том, что наименее всего кризис отразился на тех автопроизводителях, которые успели максимально «русифицироваться». Комплексный перевод в Россию производства всего модельного ряда, наиболее полная локализация, гибкость ценовой политики и адаптация производственных процессов в совокупности с государственной поддержкой позволила удержаться на плаву всем, кроме быстро свернувшегося предприятия General Motors.

 

Правительство РФ уже объявило о финансовой поддержке автомобильной отрасли в 2016 году. Общий объем инвестиций автопроизводителям и производителям автокомпонентов только в рамках требований соглашений по "промышленной сборке" составляет более 300 млрд рублей.

 

То, что работа на каждом из российских автосборочных предприятий по оптимизации производственных, финансовых и кадровых процессов идет безостановочно, очевидно. Позволит ли это пережить очередной трудный год? Производители ставят на эффективную помощь российского государства и налаживание экспорта, в первую очередь, в страны СНГ. В совокупности всё это должно удержать автомобильный рынок, по крайне мере, на уровне 2015 года.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки