печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

В Санкт-Петербурге состоялась международная конференция AutoInvest, официально посвященная политике локализации и импортозамещения в рамках автопрома, а неофициально — его спасению и прогнозам развития в кризисное время. Корреспонденты журнала «Движок» послушали неоднозначные выводы экспертов.

 Сергей Мовчан, вице-губернатор Санкт-Петербурга:

— Не открою тайны, если скажу, что Санкт-Петербург является одним из ключевых регионов по развитию автомобильной промышленности. Напомню, что доля Санкт-Петербурга в структуре общероссийского производства легковых автомобилей — около 25 %.

Да, объем производства снизился на 14,3 % в 2015 году. Но если мы будем сравнивать с существенным, на мой взгляд, падением автомобильного производства по стране (–40 % в 2015 году), то здесь можно все-таки констатировать, что петербургскому автомобилестроению удалось избежать серьезных производственных потерь.

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

Первое, что могу сказать: потребительский рынок сжимается, но тем не менее деньги, которые откладываются гражданами, в экономику пока не уходят, но уходить будут. Второе: на тысячу человек у нас с вами на сегодняшний день приходится 340 автомобилей — то есть расти есть куда. Однако без сохранения мер государственной поддержки невозможно говорить о стабилизации ситуации или о росте продаж в 2016 году.

На наш взгляд, перспективным направлением автопрома является развитие экспортных возможностей автомобильных предприятий. Важнейшим механизмом для стимулирования экспортной деятельности могут стать специнвестконтракты, которые позволят обнулить налог на имущество и снизить налог на прибыль.

Вторая мера — это увеличение уровня локализации и привлечение производителей автомобильных комплектующих открывать производство на территории России. Эффективным инструментом в этом направлении являются особые экономические зоны.

Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

— В России в 2015 году было произведено практически 1,4 млн автомобилей. В 2016 году мы продолжаем меры государственной поддержки. Какие это меры? Это прежде всего программа обновления автопарка автомобилей. Это программа льготного лизинга автомобилей, программа льготного кредитования, стимулирование спроса на технику, работающую на газомоторном топливе.

Задача номер один — удержать спрос на рынке на том уровне, который позволит сохранить производство автомобилей. Меры поддержки в первую очередь будут сосредоточены на производствах с высокой степенью добавленной стоимости, действующих на территории России. И дальше необходимо создавать условия для того, чтобы нашу автомобильную технику продавать на экспорт.

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

Кроме того, необходимо развивать компонентную отрасль. Автомобилестроение — такая отрасль, где объемы производства наиболее критичны, потому что автомобили — это массовый продукт. Стоимость комплектующих оказывает существенное влияние на конкурентоспособность продукта. Мы должны разработать механизмы, найти мудрые решения, которые позволят нам развивать компонентную отрасль.

Алексей Гогенко, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»:

— Начиная с 2013 года объем внутреннего рынка автотранспортных средств сменил возрастающий тренд на глубокое падение, демонстрируя по итогам 2015 года спад на уровне 36 % по отношению к 2014 году. При этом обращаю ваше внимание на то, что тренд рынка полностью коррелируется с волатильностью цены на нефть.

Продолжаются процессы концентрации производственных мощностей на ограниченном количестве территории с достаточно широкой географией их размещения. При этом производственные мощности в Санкт-Петербурге выросли в 13 раз за последние пять лет.

Правительством 23 января 2016 года утверждена программа поддержки автомобильной промышленности на 2016 год, предполагающая выделение порядка 138 млрд рублей по трем основным направлениям: это направление стимулирования развития (порядка 10,5 млрд), промышленные субсидии (порядка 80,5 млрд) и стимулирование обновления парка и спроса (около 47 млрд).

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

Константин Евстюхин, директор по сопровождению экспортных проектов АО «Российский экспортный центр»:

— Сегодня я бы хотел больше внимания уделить месту экспорта в современном автопроме и перспективам его роста. Мы видим, что у ведущих производителей на 2015 год, если говорить в среднем, загрузка мощностей составляет 85 %. В России же она сейчас составляет порядка 40 %.

Поскольку мы видим, что компании с глобальным присутствием на внешних рынках более застрахованы от различных волатильностей национальных валют, то считаем, что отрасль сможет выжить только с развитием экспортной составляющей и позиционированием компании как экспортоориентированной.

Мы видим, что за счет понижения курса российской валюты конкурентоспособность на внешних рынках увеличивается. Соответственно, за последний год автопредприятиями создана целая линейка новых современных и качественных моделей автомобилей. ВТО нам в этом плане тоже должно содействовать и открывать внешние рынки.

Российские автопроизводители уже перешли на парадигму необходимости развития своей экспортной деятельности, однако на внешних рынках нам мешают заградительные барьеры в виде ввозных таможенных пошлин или квот. Как пример — Египет со 135%-ными пошлинами по легковым автомобилям.

Кроме того, есть сложности логистических маршрутов доставки продукции на внешние рынки, а также адаптации и сертификации товаров на внешних рынках и высокая стоимость соответствующих процедур. Совместно с Минпромторгом и МЭРТ эти темы сейчас взяты в проработку.

Вячеслав Жигалов, вице-президент РОАД:

— Здесь правильно говорили, что кризис начался еще в 2013 году, и я хочу заметить, что тогда еще не было никаких санкций, нефть стоила больше 100 долларов, а продажи уже падали. С тех пор сеть потеряла около 10 % своей численности, это около 400 предприятий.

В этом году дилерские центры могут лишиться половины своей загрузки сервиса. Напомню, что три четверти доходов дилера — выручка на сервисе, поскольку продажи автомобилей уже давно прибыли не приносят.

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

С учетом уже не первого года кризиса, дилеры, которые фактически находятся на стадии банкротства, составляют, по моим подсчетам, четверть рынка. Это около 1000 компаний, каждая из которых — если банкротство состоится — повлечет за собой списание сотен миллионов рублей банковских кредитов, поскольку дилерская сеть очень сильно закредитована.

Сейчас, в тяжелое время, внимание сосредоточено в основном на производителях автомобилей и автокомпонентов и совсем не затрагивает начало и конец цикла, то есть производство сырья и его обработку, а также сбытовую сеть. Фундамент ценообразования, естественно, закладывается в технологии, добыче и обработке сырья, а говорить о рынке в отрыве от сбытовой сети, мне кажется, некорректно, поскольку кризис может очень сильно ударить по этой сети, которая выращивалась в течение 20 последних лет.

Адиль Ширинов, первый вице-президент и исполнительный директор СП Ford Sollers:

— Наша стратегия основана на долгосрочном присутствии на российском рынке. В конце 2015 года мы закончили очередной этап нашего развития. Мы прекрасно понимаем нашу позицию сегодняшнюю и четко понимаем, куда и как мы хотим двигаться.

За первый четырехлетний этап на российском рынке мы инвестировали 1,5 млрд долларов в экономику России. Самый главный наш капитал — это 5000 человек, работающих на четырех предприятиях в России: трех автомобильных заводах и одном по производству моторов.

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

Завод двигателей получил 275 млн долларов инвестиций и собирает двигатели с 45%-ной локализацией. Сырье, в частности алюминий для блока цилиндров, отечественное. Также часть компонентов поставляется с ГАЗа.

Нам необходимо и дальше заниматься локализацией, чтобы и дальше быть конкурентоспособными. Мы сегодня достигли общего процента локализации на уровне чуть более 50 % (это больше, чем нам необходимо по 166-му постановлению), однако считаем, что этой цифры недостаточно.

Что касается государственной поддержки, то мы считаем, что она должна быть точечная, именно как дополнительная функция, а не как панацея. Надеяться только на нее, с нашей точки зрения, непрофессионально.

Ну а стабильность будет только тогда, когда мы не будем просто увеличивать количество сборщиков, а когда будет здравый баланс между количеством сборщиков, компонентной базой и использованием тех ресурсов, которые существуют в стране.

Дмитрий Михайлов, генеральный директор «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»:

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

— Главное — не потерять то, что мы наработали за последние десять лет. Шаг вперед для нас — концентрация на экспорте. Российские заводы входят в выборку одних из лучших заводов «Ниссан», особенно по показателям эффективности. Наши заводы стали полноправными членами общемировой системы компании Nissan, поэтому сейчас самое время заняться полномасштабным экспортом — он принципиально необходим.

Локализация «Ниссан» сейчас порядка 35–39 % в зависимости от моделей. Нам надо достигать 70 % и более. Есть большие планы и большие перспективы в экспорте деталей за пределы РФ. Это даст нам выживаемость на долгие годы. Например, сейчас мы прорабатываем возможности поставки российских комплектующих для Nissan Qashqai в страны Европы, для того чтобы дать максимальную загрузку нашим мощностям в России.

Штефан Мауэрер, исполнительный вице-президент по финансам ОАО «АвтоВАЗ»:

— В прошлом году мы произвели более 400 000 автомобилей всех четырех брендов, входящих в альянс, и на сегодняшний день мы экспортируем нашу продукцию на 30 рынков. По объемам производства Lada потеряла 28 %, однако мы довольны тем, что остальные бренды альянса остались на прежнем уровне, так что общий объем падения производства удалось удержать на уровне 21 %.

Сейчас две основные трудности — проблема волатильности рынка и проблема волатильности курса рубля. Однако это не только проблемы, но и возможности, в первую очередь для того, чтобы активнее проводить политику локализации, инвестиций на модернизацию, новые технологии и повышение качества.

AutoInvest: локализация, импортозамещение, экспорт: спасут ли они наш автопром?

Мы рассчитывали, что на российском рынке будет продаваться около 4 млн автомобилей, и все инвестиции готовили под этот объем. Однако ожидания не оправдались, поэтому сейчас для нас экспорт и локализация — главные задачи.

Экспорт — это не новая тема. Lada всегда продавалась за пределами РФ, однако у нас есть определенные нюансы с крупными рынками. При экспорте автомобилей из России вы можете поставить задачу выхода сразу на 15 новых рынков, но тогда результаты не будут устойчивыми. Поэтому мы будем выделять для себя наиболее привлекательные внешние рынки и инвестировать туда.

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки