печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Бизнес

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

Такого не было, кажется, никогда. Скандал мирового масштаба. Интрига всепланетного уровня. Расследование века. Взорвались СМИ всех профилей и уровней. В огне споров соцсети. Автопроизводители шлют на почту признания в своей честности и непогрешимости… Что случилось?! Концерн Volkswagen «поймали на обмане» немыслимых масштабов.

 

Напомним ещё раз о сути дела. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) на весь мир обвинило немецкий концерн Volkswagen в мошенничестве. Как выяснилось в ходе реальных испытаний, автомобили марок Volkswagen и Audi, оснащенные 2.0-литровым дизельным двигателем TDI, имели в блоке управления специальную программу в десятки раз занижавшую показатели токсичности выхлопа при лабораторных замерах. Руководство немецкого концерна факт обмана признало.

 

Масштабы: около 500 000 проданных «проблемных» автомобилей в США и 11 000 000 по всему миру. Последствия? Остановка продаж дизельных автомобилей концерна в США, обрушение акций Volkswagen AG на 20%, потеря капитализации почти на 30% или около 20 млрд. евро и угроза выплаты ещё 18 млрд. долларов в виде штрафов, не говоря о репутационных потерях и судебных исках от владельцев. Исполнительный директор концерна Volkswagen AG Мартин Винтеркорн ушел в отставку.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Реакция мировой общественности незамедлительная вплоть до заявлений на высшем уровне. Инициация внутренних и внешних проверок «на вшивость» других автокомпаний. «По хвосту» успевает получить BMW - тесты кроссовера X3 тоже выявляют превышение экологических норм, правда, всего в несколько раз.  

 

Сердобольные СМИ и блоггеры тут же разразились публикациями и постами в стиле «как же они могли», «мы им верили, а они..», «мы так и знали», «так им, немецким обманщикам..» и прочие.

 

Эмоции в сторону. Попробуем разобраться, что же случилось с Фольксвагеном, просто сопоставив все имеющиеся факты.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Во-первых, что за организация EPA, и почему её заявления носят всепланетный характер. По посыпавшимся новостям рядовому российскому автолюбителю может показаться, что Агентство по охране окружающей среды – это какой-то очередной независимый профильный эко-фонд, в котором интересующиеся экологией специалисты наугад в гараже проводят какие-то экологические опыты.

 


На самом деле EPA или Environmental Protection Agency не что иное как государственное федеральное агентство по экологии правительства США со штатом сотрудников более пятнадцати тысяч человек по всему миру. Так что обвинение в мошенничестве Volkswagen получил не от кого-нибудь, а, по сути, от самого правительства Соединенных Штатов Америки, через подконтрольную ему структуру.

 

Кстати, весь этот скандал ещё в 2013 году пыталась «раскрутить» якобы независимая американская организация «Международный совет по экологически чистому транспорту», руководил которой Дрю Коджак, бывший чиновник… этой самой структуры EPA.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

 

Что же такого натворили немцы со своими машинами, что за них взялась сверхдержава №1 на планете Земля?

 

Тут стоит вспомнить о пресловутых экологических стандартах, которые правительства многих стран ввели на законодательном уровне для автопредприятий. Речь идет о тех самых автомобильных нормах выбросов соединений серы, азота и углекислого газа вроде EURO 4-5-6-7-8 и т.д. в Европе и ещё более строгом законе «О чистом воздухе» в Штатах.

 

Все продающиеся на территории Европы и США автомобили должны этим жесточайшим нормам отвечать, иначе новую модель попросту либо не допустят к продажам, либо накажут производителя ещё каким-либо способом (штрафы, налоги, лишение льгот, квот и т.п.). Но есть одна беда – при выполнении всех современных экологических стандартов двигатель нового автомобиля оказывается настолько «задушенным», что машина попросту, что называется, не едет…

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Расхожее мнение, что все европейцы помешаны на экологии, а потому с таким фанатизмом относятся к показателям выхлопа автомобиля – заблуждение. Достаточно посмотреть на огромную долю старых автомобилей в Европе. Вопрос исключительно в деньгах – если твой автомобиль экологичный, автовладелец получает массу финансовых и иных льгот.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства
 


Абсолютно все автоконцерны оказываются перед дилеммой – душить мотор и дальше, выполняя распоряжения правительства, или всё-таки прислушаться к потребителям и покупателям, желающим иметь адекватные ездовые характеристики за потраченные деньги.

 

Именно об этом вашему покорному слуге ещё в мае 2013 года рассказывал Фермин Сонейра, директор департамента автомобильной инженерии и разработки шасси компании Seat, входящей в группу Volkswagen AG. Именно этот инженер ещё тогда в неформальном общении с российскими журналистами открытым текстом сказал, что все современные «эко-примочки» включаются только на полигонах для прохождения сертификации, потому что в рядовой жизни ими почти никто не пользуется даже в Европе. А вся истерия вокруг загрязнений навязана полит-экологами, делающими на этом свою карьеру.

 

Все это прекрасно знают, и никто по этому поводу до последнего не возмущался. Собственно, поэтому Volkswagen и не стал ничего отрицать, поскольку факт, судя по всему, общеизвестный, хоть и не афиширующийся. Более того, по притихшим мировым автоконцернам стало понятно, что подобными схемами, так или иначе, пользуются все или почти все производители.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Кстати, о том, что концерн Volkswagen использовал какую-то сверхсекретную и неимоверно сложную то ли программу, то ли устройство, позволяющую обманывать сканеры и датчики исключительно на сертификации, опровергли специалисты газеты «АвтоРевю», проводящие независимые замеры по собственной методике. Поскольку весь процесс замера токсичности выхлопов строго регламентирован и всегда одинаков, достаточно было просто прописать в управляющую электронику двигателя его алгоритм (столько-то секунд на холостом ходу, столько-то на разгоне) как автомобиль сразу же распознавал проведение замеров.

 

Хотелось бы возразить, что такое количество автомобилей действительно убивает нашу планету, а попавшие в евро и американские парламенты эко-чиновники борются за правое дело, назначив автомобиль главным врагом человечества, если бы не сама природа.

 

Например, по замерам ученых Университета Лидса (один из крупнейших университетов Великобритании) извержение одного исландского вулкана Бардарбунга в 2014 году показало, что выбросы в атмосферу соединений серы и углекислого газа в 3-8 раз превзошли выбросы всей промышленности и всего автомобильного парка Европы вместе взятых. Учитывая, с какой частотой извергаются только исландские вулканы, странно видеть, что в самой Исландии и окружающих её странах ещё все живы и здоровы, никого не погубили кислотные дожди и не сожгли озоновые дыры. Напомним, что действующих вулканов на Земле более восьмисот.

 

Зачем «топить» Volkswagen?

 

Теперь давайте внимательно посмотрим, что же потерял немецкий концерн. Мировую репутацию? Безусловно, да. Но так ли она на самом деле пострадала? В России, например, на все эти эко-выхлопы автолюбители вообще плевать хотели. У нас «немец», есть «немец»! Так же, как и на большинстве азиатских и южноамериканских рынков. А в Европе и США? Маловероятной видится картина, что «бюргеры» сейчас побегут распродавать свои любимые «Гольфы» и «Пассаты», а американцы массово пересаживаться с Audi и Porsche.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Так что продажи Фольксвагена если и просядут, то не намного и временно. К тому же, в Америке суммарная реализация автомобилей всех брендов концерна Volkswagen не дотягивает даже до четверти продаж одного «Форда». За первую половину 2015 года марка Volkswagen занимает в Штатах 14-ю строчку рейтинга , Audi – 20-ю, Porsche – 30-ю.

 

Разразившимся скандалом, инициированным США, громадное мировое предприятие Volkswagen, а вместе с ним, кстати, и вся экономика Германии, получила сильнейший финансовый удар. За два дня обвал акций, обрушение на треть капитализации и угроза выплаты беспрецедентного штрафа. При выносе обвинительно приговора и исполнении гражданских исков, немецкий концерн может ждать банкротство. Зачем это сделано?

 

Давайте вспомним, кто на протяжении автомобильной истории был самым главным автопроизводителем планеты Земля. Правильно, американский концерн General Motors, который на протяжении 76 лет удерживал первое место по производству, делая Америку автомобильной страной №1.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Проблемы у GM начались в 2007 году, когда с пьедестала его столкнула Toyota. А позже концерн и вовсе был признан банкротом, активы которого были выкуплены… правительством США, по сути, сделав GM госкомпанией.

 

Именно с того момента на рынке США на японскую компанию обрушилась просто неимоверное количество обвинений в технических неисправностях. Причем абсурдность некоторых из них никого не смущала: чего только стоит отзывная компания по неправильно лежащим коврикам. Хладнокровные самураи из Toyota мужественно выносили издевательства американских судов, регулярно выплачивая миллионные компенсации. Поняв, что японцы сдаваться не собираются, от них немного отстали.

 

Но тут случился удар по второй щеке GM. По результатам мирового производства и продаж автомобилей за 2014 год на второе место вышел… Volkswagen, окончательно отобрав у американцев звание лидера автомобильной промышленности мира.

 

Учитывая, как болезненно американское государство реагирует на любые свои проигрыши, особенно когда они касаются денег, ожидание мести было делом времени.

 

Личные счеты

 

Во всей этой истории есть ещё один очень интересный вопрос. Почему все обвинения Фольксвагена в махинациях свелись к одному единственному двигателю 2.0TDI? Ведь теоретически такая же программа «обмана» должна стоять на всех двигателях концерна, как минимум, дизельных. А их у Volkswagen широчайшая линейка. Для подтверждения систематического обмана надо бы проверить несколько моторов, выявив одинаковый уровень занижения выбросов у всех. Но этого не произошло.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

Как-то неуверенно заявляется, что судебная техническая инспекция только собирается проверять показатели остальных моторов. А это означает, что Агентство по охране окружающей среды США с первого раза попала в самый «вредоносный» двигатель концерна, показатели выбросов которого зашкалили.

 

Создается впечатление, что американцы изначально знали, куда «бить». А информацию о махинациях с выбросами и немецкой чудо-программой им кто-то «слил». Не будем ни на кого показывать пальцем, но в памяти мгновенно всплывает недавний скандал в руководстве Volkswagen.

 

Напомним, что нынешний, а вернее уже бывший глава немецкого концерна Мартин Винтеркорн, сделавший в руководстве немецкого автогиганта впечатляющую карьеру, был по отзывам любимчиком сотрудников и других управленцев, противопоставляя свои методы работы очень жесткой политике бывшего экс-главы концерна Фердинанда Пиеха – внука основателя Volkswagen Фердинанда Порше.

 

Атака на Volkswagen: теория заговора и предательства

 

В апреле 2015 года 78-летний Пиех выступил за отставку Винтеркорна, однако управляющий совет немецкого концерна единогласно проголосовал против этого решения, в результате чего в отставку был вынужден уйти сам Фердинанд Пиех. На место попавшего под скандал Винтеркорна тут же был выдвинут глава Porsche Матиас Мюллер, поддерживаемый… Фердинандом Пиехом.

 

Что в итоге?

 

Выводы пусть каждый пусть делает сам. Но сопоставляя все вышеперечисленные факты, так и хочется процитировать мем известного журналиста: «Совпадение? Не думаю…»

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки