печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автоспорт

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

Журнал «Движок» продолжает поддерживать российский автоспорт, находя молодые таланты. На этот раз в поле нашей видимости попал 20-летний начинающий раллист Юрий Образцов, практически слёту ставший бронзовым призёром этапа Кубка России в зачёте 1600Н на автомобиле ВАЗ-2105. Как это было, узнаём из первых уст.

Раньше вы выступали в шоссейно-кольцевых гонках, а сейчас перешли в ралли. С чем это связано?

Когда я попал в автомобильный спорт, уже тогда я хотел выступать именно в дисциплине ралли. Во-первых, потому что мой отец выступал преимущественно в этой дисциплине, а во-вторых, я очень люблю атмосферу ралли. Все соперники помогают друг другу в парке сервиса, ни у кого нет друг от друга никаких секретов по пилотированию, по стенограмме, по настройкам машины. То есть, экипажи соперничают между друг другом именно на трассе. Именно, когда включен секундомер, а в остальное же время все друзья, все коллеги!

Автоспорт очень недешев, и нам нужен был самый бюджетный вход в этот мир. Одновременно с моими начинаниями в гонках родилась серия "Легенды советского автоспорта", для которой у нас уже была машина, поэтому я и стал выступать именно в "кольце", каждую секунду мечтая о ралли. Как только появилась малейшая возможность, появилась техника, минимально подходящая под тренировочные выезды на ралли, мы, наконец, ринулись туда.

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»


Где проще или тяжелее?

Мне некоторые говорили, что в «кольце» тяжелее, но я абсолютно с этим не согласен. В ралли, во-первых, бюджет – в разы больше, во-вторых, уровень подготовки автомобиля – в разы больше. Ты же едешь не по ровному асфальту, а по лесным гравийным и разбитым дорогам. Летит песок, летят камни, машина прыгает, жёстко приземляется.

Нужна команда механиков, потому что гонка проходит не на одной кольцевой трассе, а «раскидана» на огромной площади, где нужно осуществлять дозаправку, обслуживаться в парке сервиса, проходить техническую инспекцию, пока экипаж проводит ознакомление со спецучастками. Как и сказал, очень много нюансов, но это основное. В кольцевых гонках все проходит на гоночной трассе, все компактно и удобно.

В чём разница пилотирования в «шоссе» и в «ралли» по ощущениям?

Ооо, разница огромная! Первое, ты едешь не на видимость, а на слух. Ты не видишь, куда идет дорога за холмом. Ты можешь не видеть, где надо начинать тормозить перед крутым виражом. Ты не знаешь, можно ли резать тот или иной поворот. Однако справа рядом сидит твой штурман, который тебе все это продиктует через специальную «переговорку», если, конечно же, ты это все записал в стенограмму накануне.

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

И ты должен ему полностью довериться! Ты должен закинуть машину в поворот до бугра, который ты не видишь, но о котором услышал от штурмана. Ты должен не резать поворот, если тебе штурман продиктовал "не резать" или, например, "внутри камень". Каждый поворот разный, отличается от предыдущего. В кольце же ты едешь по кругу одну и ту же дорогу, которую ты знаешь, едешь по своей траектории. Второе, в «шоссе» трассы оборудованы зонами вылета, в которые вылетает болид в случае ошибки или аварии. В ралли же, как правило, ты пилотируешь между деревьев, стен домов, канав и прочего - безопасно вылетать, собственно, некуда. Разница пилотирования в «шоссе» и в ралли в том, что в "шоссе" ты едешь в очной борьбе и пробираешься вперед, а в ралли идет заочная борьба, по секундомеру. По мне, так мчать между деревьев на время куда интереснее.

Вы выступаете на Классике. Почему на ней? Чем обусловлен выбор?

Все просто. В кольцевой серии "Легенды Советского Автоспорта" по регламенту разрешено выступать только на автомобилях ВАЗ «классических» моделей. Выступая в этой серии несколько сезонов, был приобретен автомобиль для подобной серии, которая проходит в странах Прибалтики - ВАЗ-2105. Он свежее моего предшествующего автомобиля, плюс, туда планировался более мощный мотор по требованиям серии Прибалтики.

В какой-то момент планы изменились, и моя «Пятерка», уже практически подготовленная по техническим требованиям "Dzintara Aplis" (серии в Прибалтике), отправилась на переподготовку под дисциплину ралли. Данный автомобиль не является каким-то супер конкурентоспособным в своем классе. Он попадает в класс "1600Н" или "R2", в зависимости от статуса гонки, в котором также располагаются автомобили «а ля» ВАЗ-2108 или Форд Фиеста с таким же объемом двигателя, но гораздо мощнее, плюс с более подготовленной подвеской. А готовить подобный Фиесте автомобиль очень дорого для нас, поэтому мы оставили «Пятерку», так сказать, для получения опыта.

От автомобиля сильно ли зависит результат, если вы взяли «бронзу» даже на ВАЗ-2105?

Да, безусловно, результат зависит сильно. Как я уже сказал ранее, на моем автомобиле очень сложно бодаться с соперниками на подготовленных спортивных машинах. Поначалу у нас даже не было задачи кого-то обгонять - мы сравнивали результаты для ориентира, не более.

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

С каждой гонкой, конечно, приходит желание начать навязывать хоть какую-то борьбу, и я начинаю поднимать свой темп, но еду все равно с большим запасом. Если, не дай бог,  хорошенько приложить машину, можно будет закончить ралли на долгий период по причине отсутствия бюджета на ремонт.

В моей последней гонке, которая была очень снежная, были мягкие брустверы и канавы. Я старался моментами атаковать, активно давить на газ. В результате мы «заехали» на подиум этапа Кубка России, что было приятно и радостно лично для меня.

Но пока не было особой эйфории, потому как понимал, что очень много машин сошли в нашем классе: кто-то сломался, кто-то закопался в сугроб. Поэтому мы и оказались на подиуме.

Будете ли менять машину в ближайшее время? Какую считаете идеалом?

Очень бы хотелось пересесть на более «взрослую» технику. За время моего пребывания в автоспорте я выступал либо на полном, либо на заднем приводе. Задний привод полюбил за то, что он дает большой простор для действий, дает больше удовольствия.

А идеалом я считаю, конечно же, полный привод и автомобили подготовки WRC. Полный привод дает больше сцепления со скользим покрытием - гравием или льдом, поэтому эти машины сейчас имеют колоссальное преимущество.

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

Какая самая сложная гонка за прошедший сезон?

Самая сложная гонка за прошедший сезон - ралли "Пикник" - мой дебют в ралли. Сложность заключалась не в трассе, и не в машине, а в эмоциональном давлении, которое я испытывал. На старте первого спецучастка меня трясло, как на старте моей первой в жизни гонки!

Я практически всю гонку старался переключить свой мозг под езду по стенограмме. По началу голова на отрез отказывалась запоминать и слушать, что мне говорит штурман. Я просил повторить штурмана следующую позицию в стенограмме снова и снова. Нет права на ошибку - кругом деревья. Все это в сумме было очень тяжело переносить.

Но, как это ни парадоксально, у меня чуть ли не слезы счастья текли оттого, что я пилотировал автомобиль на настоящем ралли, на трассе, которую я видел только в Интернете!

Сложнее зимой или летом?

Везде свои плюсы и минусы. Ну, если так в лоб - зимнее ралли! Меня околдовывают зимние пейзажи. Потом я люблю больше холод, чем жару - атмосфера ралли и так согревает. Кстати, думал, что страшнее всего ночные спецучастки, а - нет! На ралли "Карелия" мы ехали без дополнительного освещения (как светят обычные фары на ВАЗ-2105 знают многие), тем не менее, мне не было страшно - я полностью подчинялся стенограмме и штурману, и было здорово!

Ваши планы на текущий сезон?

Планов мы не раскрываем, потому что спланировать можно одно, а получиться - другое. Лучше следите за нашими результатами. Будем стараться остаться в ралли. Я считаю его высшей ступенью автоспорта в мире. Будем получать больше опыта и прорываться. Ралли полностью поглотило меня!

Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»Юрий Образцов: «Ралли полностью поглотило меня!»

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы