печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автоспорт

Этап чемпионата России по ралли «Тамань»: половина пройдена

Этап чемпионата России по ралли «Тамань»: половина пройдена

Чемпионат России по классическому ралли перевалил за экватор. И хотя эта фраза уже набила оскомину в автоспортивных кругах, но факт остается фактом — больше половины стартов в сезоне 2015 года участники уже совершили.

 

По правилам проведения ралли каждый, кто борется за звание чемпиона России, может принять участие во всех семи гонках сезона, но в зачет пойдут лишь лучшие четыре этапа вместе с результатами обязательного к посещению финала. Это дает возможность выбирать соревнования и организовывать логистику оптимальным образом.

 

Четвертый этап гоночной серии прошел в Краснодарском крае на Таманском полуострове в живописнейшем регионе, омываемом Азовским и Черным морями.

 

 

Впервые эта гонка появилась в календаре Российской автомобильной федерации в 2013 году, и на протяжении трех лет ралли «Тамань» завоевывает все большую популярность среди участников. Уникальный природный ландшафт и рыбацкие дороги, проходящие вдоль берега моря, являются той самой изюминкой черноморских гонок. За прошедшие годы организаторам удалось не только найти дороги, подходящие для раллийных трасс, но и подготовить их надлежащим образом.

 

 

Из 39 экипажей, принявших участие в ралли «Тамань», до финиша не смогли добраться 12, а большинство экипажей-участников столкнулись в процессе соревнования с некоторыми техническими трудностями.

 

Перед стартом летнего сезона в чемпионате России уверенно лидировали петербуржцы Вадим Лелюх и Александр Даниловский, неплохие шансы имел Вадим Макаров из Екатеринбурга и Сергей Успенский из Москвы. К четвертому этапу серьезного перевеса в очках не наблюдалось ни у одного из участников, ведь три разных пилота стали победителями в прошедших трех гонках зимнего сезона.

 

 

Таманская гонка преподнесла сюрприз еще до старта: петербуржец Станислав Травников, один из фаворитов серии, вынужден был отказаться от участия в день старта по состоянию здоровья, что автоматически лишило его шансов на успешное завершение сезона, учитывая его турнирные проблемы на первых трех зимних гонках.

 

А вот конкуренту Травникова, Григорию Трегубову из Перми, такой расклад был весьма кстати, чем он и не преминул воспользоваться, чтобы наверстать упущенное за зиму, — Григорий Трегубов и Матвей Безруков выиграли гонку в абсолютном зачете.

 

 

Но расскажем об этом немного подробнее. Безоговорочным лидером с первых же километров стал обладатель Кубка России по ралли прошлого сезона Олег Топоров из Майкопа, который вместе со штурманом Евгением Калачевым в первый день выиграл три из четырех спецучастков. Это заставило понервничать всех участников и удивило зрителей — никто не ожидал такой скорости от Олега.

 

В итоге основная борьба первого дня развернулась в абсолютном зачете между Топоровым и вице-чемпионом прошлого года Григорием Трегубовым, упорно отстаивающим позицию лидера, — Григорий выиграл заключительный спецучасток дня с 4-секундным опережением, умудрившись финишировать на двух колесах, боком проходя финишный створ спецучастка, чему могли бы позавидовать даже опытные каскадеры.

 

 

По итогам первого дня в трех командах механики выполняли нормативы по скоростной замене коробок передач: Вадим Макаров, Валерий Половников и Сергей Геращенко доехали до сервиса с теми или иными поломками в одном из главных агрегатов гоночного автомобиля, и за 30 минут механики совершили подвиг.

 

Второй день в Тамани выдался непростым — дождь, шедший всю ночь и утро, не оставил сомнений в том, что средняя скорость раллийного канала значительно снизится. Для скоростного управления автомобилем по размокшему глинистому грунту требуются опыт и накат, что стало заметно на первых километрах утренней секции.

 

 

Олег Топоров, лидировавший весь день пятницы, сразу сдал позиции своему конкуренту Григорию Трегубову. Опытный спортсмен из Перми отыграл на первом утреннем спецучастке 21,5 секунды, что позволило ему вырваться в лидеры гонки и оставаться на первой позиции вплоть до победного финиша.

 

К началу заключительной секции погодные условия изменились в лучшую сторону, но прекратившийся дождь снизил бдительность — автомобиль петербуржца Вадима Лелюха после финишного створа седьмого спецучастка на торможении выставило в сторону от поворота, и на контрскольжении Lancer зацепился задним правым колесом за земляной бруствер. Машина, перевернувшись несколько раз, упала за пределами трассы в овраг у моря. Компрессионные переломы пяти позвонков у пилота и трех — у штурмана однозначно закрыли в этом году дорогу к чемпионскому титулу для петербуржцев, являвшихся лидерами по итогам зимнего сезона.

 

 

Моноприводный зачет чемпионата в этот раз не блистал количеством участников, и победа в классе R3 досталась Дмитрию Мячину на 250-сильном Renault Clio — лидеру монопривода чемпионата России.

 

В самом младшем чемпионатном классе R2 победу по итогам первого дня одержал юный гонщик из Петербурга Григорий Бурлуцкий. На ралли «Тамань» самая большая команда поддержки оказалась именно у Гриши: посмотреть и поболеть за экипаж приехала огромная делегация от команды Carville — сотрудники дилерской сети команды — партнера экипажа устроили огромную фан-зону на берегу моря, приветствуя всех участников гонки. Но, к сожалению, во второй день Григорий со сложностями трассы не справился — на размокшей и скользкой трассе на заключительных километрах последнего спецучастка гонки экипаж на Peugeot, проехав на двух колесах поворот, не удержал машину, и она перевернулась. Минута, понадобившаяся на возвращение в спортивный канал, решила исход в классе R2 четвертого этапа чемпионата в пользу экипажа Сергея Тамбовцева и Ильи Карпинского.

 

 

Что касается лидера чемпионата, то гонка в Тамани не стала оригинальнее предыдущих — четыре старта в сезоне и четыре разных победителя. Равные шансы на данный момент у четырех пилотов, и все с нетерпением ждут следующего этапа в Карелии, где в конце июня в 51-й раз пройдет ралли «Белые ночи» по уникальным трехмерным дорогам раллийной Мекки России.

 

 

Мнение эксперта

Александр «Сан Саныч» Рыбкин (ПСО «СпасРезерв»):

 

— В современном ралли безопасности уделяется много внимания: машины оснащены не только каркасом безопасности, но и системой пожаротушения, обычные кресла заменены гоночными сиденьями, обеспечивающими плотную посадку и защиту туловища и головы. Пятиточечные ремни безопасности, шлем и система защиты головы и шеи дают гарантию того, что при аварии пилот и штурман не пострадают от перегрузки и боковых ударов, которые, несомненно, будут, если машина на огромной скорости кувыркается через крышу.

 

Если бы подобная авария случилась на обычной гражданской машине, то, даже при меньшей скорости, мы бы имели плачевный итог. Согласно правилам безопасности ралли, при дистанции спецучастка более 15 км выставляется дополнительный экипаж спасателей и скорой помощи (и это помимо постов безопасности, где дежурят маршалы), что увеличивает шансы экипажа, попавшего в аварию, на сохранение здоровья.

 

 

Результаты четвертого этапа чемпионата России — ралли «Тамань-2015»

 

1. Григорий Трегубов (Пермь) — N4 — Subaru Impreza — 0.0

2. Олег Топоров (Майкоп) — N4 — Mitsubishi Lancer Evo IX — 00.30,3

3. Сергей Успенский (Москва)  — N4 — Subaru Impreza — 01.01,8

4. Вадим Макаров (Екатеринбург) — N4 — Mitsubishi Lancer Evo IX — 01.16,4

5. Дмитрий Лагунов (Москва) — N4 — Mitsubishi Lancer Evo IX — 03.09,9

6. Дмитрий Мячин (Калининград) — R3 — Renault Clio R3 — 05.45,2

7. Сергей Тамбовцев (Москва) — R2 — Peugeot 208 R2 — 06.47,4

8. Иван Миронов (Санкт-Петербург) — N4 — Mitsubishi Lancer Evo IX — 07.11,8

9. Андрей Головкин (Ярославль) — R2 — Ford Fiesta R2 — 07.53,3

10. Григорий Бурлуцкий (Санкт-Петербург) — R2 — Peugeot 208 R2 — 08.28,2

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы