печатная версия
журнала /
дек 2016 /
#48
Про автомобили в деталях

Автомобили

Тест-драйв Skoda 1101 Tudor 1948 года и Skoda 1201 1956-го

Тест-драйв Skoda 1101 Tudor 1948 года и Skoda 1201 1956-го

Тест-драйвы – неотъемлемая часть работы автожурналиста. Их количество иногда достигает таких масштабов, что глаз замыливается вместе с ощущениями. В конце концов, все машины в той или иной степени одинаковы. Самое эффективное средство обнулить чувства - поездить месяц на метро. Самое роскошное – отправиться в прошлое. В этот раз мы выбираем второе!

 

 

Столетний рубеж в автопроме – это как вход в закрытый клуб. Марка, перешедшая его, окончательно становится легендарной, обретая «породу». Skoda, безусловно, в числе избранных – в 2015 году чехи отмечают 120-летний юбилей основания компании и 110-летний с начала производства автомобилей.

 

За такое количество времени марка успевает прожить настоящую жизнь со своими взлетами и падениями, успехами и разочарованиями, победами и проигрышами. Но как бы то ни было, если за столько лет ты всё ещё существуешь, а, главное – не собираешь даже стареть, значит, точно можно сказать, что всё было сделано правильно.

 

 

Для большинства интересующихся проследить историю той или иной автомобильной компании удаётся в лучшем случае в автомобильном музее, где бьют по рукам за любую попытку прикоснуться к экспонатам. Тем, кто особо живо познаёт автоисторию, удаётся побывать на ретро-фестивалях, где войдя в доверие к владельцу, возможно, получится присесть в эксклюзивный экспонат и даже в нём сфотографироваться. Самым большим счастливчикам, а чаще всего, счастливицам, удаётся побывать несколько минут в роли пассажира.

 

 

В этот раз компания Skoda в честь юбилея решила устроить грандиозный праздник и предоставить журналистам возможность в самом что ни на есть буквальном смысле окунуться в историю. Из всего модельного ряда, начиная от той, самой первой Skoda Voiturette 1905 года и роскошного лимузина Skoda 430 образца 1929-го, мы выбрали два знаковых для марки автомобиля, позволившей ей встать на ноги после Второй мировой войны.

 

 

 

Итак, Skoda 1101 Tudor. Эта модель стала символом возрождения марки и возвращения чехов к мирной жизни, появившись в 1946 году. Небольшая машина представляла собой плод модернизации довоенного Skoda Popular, и относилась, выражаясь языком современной классификации, к автомобилям класса «B». По сути, это предок современной модели Fabia. Машина имела чуть больше четырех метров в длину, и по полтора в ширину и высоту.

 

 

Цифровое обозначение 1100 означало тогда одновременно и объем двигателя, и классификацию модели, а последняя, изменяющаяся цифра «1» или «2» - этапы модернизации, по сути, обозначавшие рестайлинг. Прибавка Tudor, как можно догадаться, происходит от английского «two door» и означает двухдверный кузов купе.

 

 

Достаточно посмотреть, что почти все наружные украшательства отлиты с какими-нибудь узорами, как станет ясно, с какой заботой создавался этот автомобиль. А ведь это по тем временам «бюджетник», да к тому же послевоенного времени.

 

Расхожую мысль о том, что за 67 лет в автопроме глобально почти ничего не поменялось, легко подтвердят технические данные машины образца 1948 года. На заднеприводной Skoda 1101 установлена полностью независимая подвеска «по кругу», гидравлические тормоза, четырехступенчатая «механика» и рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 1.1 литра. Чем не показатели  любой современной «малолитражки»? Отличия исключительно в нюансах. Кузов «стоит» на хребтовой раме, а подвески – ещё рессорные. Небольшой мотор выдаёт 32 лошадиные силы, что по меркам того времени вполне неплохо.

 

 

Открытая «пасть» большого капота на самом деле не представляет полного доступа к агрегатам. Отличительная черта всех Шкод того времени – бензобак и горловина прямо под капотом.

 

Внутри аскетично и тесно. Узость кабин, стоящих на раме как бы внутри выступающих колес  – отличительный атрибут почти всех автомобилей первой половины двадцатого века. Однако четверо в автомобиль помещаются легко, разве что сидят плечо в плечо. Зато по ногам запас терпимый.

 

 

Посадка, кстати, через широкую «суицидальную» дверь удобная. Несмотря на отсутствие регулировок, сидится тоже вполне комфортно – расчет сделан на среднестатистический рост. Передняя панель «под дерево» включает в себя всего три элемента – квадратный (и модный по тем временам) щиток приборов, радио и бардачок со встроенными в крышку часами. Печек тогда ещё не было. Единственный тумблер заведует включением механических (откидывающихся из крыльев) поворотников. Самый непривычный элемент – руль. Большой, с узким ободом и необычной декоративной ступицей.

 

На удивление, никакого привыкания или переучивания для управления машиной не нужно, в отличие, к примеру, от праворульной Skoda 430 1929-го года с педалями «наоборот». За 63 года процесс не изменился вообще никак, кроме, разве что, заводки. Ключом слева включается только зажигание, а заводится Skoda 1101 «с ноги»: над педалью газа есть ещё одна, заведующая стартером.

 

Четкое и короткое включение передачи, несмотря на то, что синхронизаторы есть только на третьей и четвертой, и Skoda 1101 Tudor трогается в путь. С непривычки приходится искать момент «схватывания» сцепления, перегазовывая на самом старте. В остальном почти никаких проблем.

 

 

Машина уверенно следует за педалью. А, само собой, не имеющий усилителя руль начинает легко крутиться буквально с первых метров движения. Непривычно только управление – отчетливый люфт тонкой «баранки» требует постоянного подруливания.

 

Крейсерская скорость «Тюдора» - 50-60 км/ч. Быстрее тяжеловато и машине, и водителю. С ростом скорости на рессорах Шкоду начинает заметно побалтывать. К тому же почти полное отсутствие информативности по рулю заставляет проступать холодную испарину в поворотах. Лучше быть аккуратнее. Но ощущения, конечно, непередаваемые. Я бы даже сказал первобытные – работа водителя в те времена, в прямом смысле, работа. По постоянному удерживанию курса.

 

 

Для своего времени неприхотливый и простой автомобиль был популярен, причем во всей Европе. В общей сложности до 1952 года было выпущено чуть меньше 72 000 штук модели 1101/1102 в восьми различных вариантах, включая спецмодификации для армии. Следом за ней вышла полностью новая машина – Skoda серии 1200.

 

 

Светлана Шаманова – один из главных вдохновителей пресс-проектов Skoda Auto Russia. Переодеть журналистов в костюмы эпохи начала 20-го века, полностью погрузив их в атмосферу – её идея.

 

 

Небесно-голубая и по-своему грациозная Skoda 1201 оказалась 1956 года, то есть, уже прошедшая первый рестайлинг. Конструктивно машина изменилась мало – вся основа с хребтовидной рамой и независимыми подвесками на поперечных рессорах и рычажных амортизаторах осталась прежней. Кардинально изменился только кузов, получивший современный по тем временам понтонный дизайн. Украшательств стало меньше, хотя интересные детали, вроде нароста на капоте под «слоновую кость» или утапливаемых дверных ручек остались.

 

 

Skoda 1201 заметно прибавила в длине и ширине (габариты 4500 мм на 1680 мм), став в классификации на ступеньку выше предшественника.

 

 

Кардинально изменился интерьер, который стал, в первую очередь, на порядок просторнее. Стилистическую лаконичность салона, ставшую впоследствии чертой марки, эффектно украшает цветовая гамма. Спереди и сзади по мягкому дивану, правда, втроем  всё равно не сядешь, разве что с ребенком.

 

 

Безопасность, кстати, в автомобилях в те времена ещё не была настолько актуальна. Так что ни ремней безопасности, ни подголовников в машине ни 1948 года, ни 1956 года нет. Зато уже тогда были складные крючки для одежды и регулируемые козырьки.

 

 

Под капотом модернизированный мотор 1.2 мощностью 45 лошадиных сил. Такой агрегат позволял, по заявлениям, разгонять машину до предельных 115 км/ч.

 

Перенос рычага коробки на рулевую колонку не лучшим образом сказался на удобстве. Во-первых, сильно непривычно. Во-вторых, возникли проблемы с четкостью включений – для точного попадания в передачу (особенно в первые две) необходима сноровка.

 

 

Кроме того, есть подозрение, что, несмотря на великолепный внешний и внутренний вид, техническая часть не была в должном состоянии. По сравнению с машиной 1948 года, реакции на педали модели 1201 нелинейные, тормоза приходилось прожимать сильно заранее. Люфт и запаздывания на отклонения руля достигали каких-то непомерных значений – по прямой крутить «баранку» можно было чуть не на пол оборота без особых последствий для движения.

 

 

На узких деревенских дорогах Чехии всё это очень сильно напрягало, если не сказать пугало, особенно когда приходилось разъезжаться с грузовиками. Что бы было в городе даже представить сложно.

 

 

Однако по прямой машина идёт основательнее и комфортнее предшественника. Сказались увеличенные габариты и масса. Комфортный предел – уже 70 км/ч, но только по ровной дороге. Нечастые колдобины рессорная подвеска «глотает» непривычно – без пробоев, но с одновременной тряской и отчетливым раскачиванием. В общем, не расслабишься не на секунду.

 

 

Багажник у Skoda 1201 такой, какой мы привыкли видеть у Шкоды сейчас, то есть большой и двухэтажный. Единственный недостаток – недостаточная высота открытия крышки, о которую можно легко удариться головой.

 

Несмотря на то, что автомобилей 1200-серии было выпущено более 127 000 штук, машина не была народной, поскольку выпускалась в основном для всевозможных чехословацких госструктур, включая полицейские автомобили и кареты скорой помощи.

 

 

Что в итоге?

 

Увы, за рамками нашего теста осталась вся подоплёка послевоенной советской эпохи Шкоды с её дефицитами, отношением покупателей, конструкторскими идеями, очередями, ценами и прочими особенностями того периода.

 

Но вывод можно сделать однозначный. Да, глобально ничего в машине с тех пор не изменилось, но вернувшись из командировки в 50-е и сев в современный Rapid, не говоря о Superb, понимаешь, что всё это время делали создатели. Если первую половину двадцатого века конструкторы занимались именно придумыванием автомобиля, с началом второй – приведением того, что они придумали в управляемый, комфортный и безопасный вид.

Акции и Скидки

Тест-драйвы

Новости по теме