печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Тест-драйв Lada Granta: нечеткая огранка

Тест-драйв Lada Granta: нечеткая огранка

Появление этого автомобиля сопровождалось сильным эмоциональным всплеском российских граждан. Причем характер этих эмоций был весьма положительным. Смогла ли Lada Granta оправдать заочное доверие патриотов своей страны?

 

Беспрецедентная PR-кампания, развернутая перед выходом на рынок Lada Granta, сильно взбудоражила сознание автомобильной общественности.


От этой машины, как от новейшего продукта теперь уже «французского» АвтоВАЗа, все ждали качественного скачка. Интерес подогревал и монокубок Lada Granta, проводимый задолго до того, как первые товарные машины начали сходить с конвейера. Сердце замирало и душа пела, когда на телевизионном экране один за одним проносились агрессивные спортивные болиды, созданные на базе перспективной вазовской малолитражки. Хотелось верить, что и обычная «гражданская» Granta будет столь же сильна и столь же элегантна.


Однако… Блажен, кто верует. В реальности все оказалось несколько иначе. Новинка выглядит куда скромнее. Правда, невыразительным «колоссом на глиняных ногах» воспринимаются только базовые машины в темных кузовных цветах, на хлипких штампованных колесах, без противотуманок и прочего антуража. Версии побогаче — на «литье», с полноценной оптикой, бамперами в цвет кузова и т. п. — производят куда лучшее впечатление. Автомобиль же, окрашенный в светлые тона, и вовсе преображается, подобно тому самому гадкому утенку, ставшему лебедем. Откуда ни возьмись у невзрачного седана появляются выверенные пропорции, элегантность и даже специфический «бюджетный» шарм.

 


Lada Granta создавалась в качестве преемника «неумирающей вазовской классики». Во главу угла ставилось снижение стоимости без ущерба для качества. Компьютерное проектирование с применением цифровых технологий и опыт создания «бюджетников» альянсом Renault-Nissan стали существенным подспорьем в реализации основного принципа. 2008-й — отправная точка очередной попытки создания «нового народного автомобиля». В основу новой разработки легла «оцифрованная» платформа хорошо известной «Калины», что позволило сократить и расходы, и сроки создания нового автомобиля. Через год был утвержден дизайн, разработанный молодым вазовским стилистом Иваном Лепешкиным.

 

Еще через год в результате конкурсного отбора у машины появилось имя, которое придумал обычный житель из Красноярска. А еще годом позже миру предстал сам «продукт». У Lada Granta «калиновский» кузов — та же крыша, двери. Но благодаря усилению структуры кузов стал жестче. Коэффициент аэродинамического сопротивления у Granta снизился до 0,36, что на 6,3% меньше «калиновского». В подвеске применены иные пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости. А также изменены углы установки колес. Задняя «тележка», например, получила отрицательный угол (-1°) развала относительно нулевого «калиновского». На снижение цены повлияло уменьшение количества деталей в сборочных узлах. Так, «калиновская» панель приборов состоит из 52 деталей, а у Lada Granta их всего 39.

 

 


 

Салон Lada Granta радует глаз правильным архитектурным стилем. Возможно, местами он немного вздорный, возможно, чуть легкомысленный, но в целом способен поспорить с «жилой зоной» иных недорогих иномарок. По большому счету эргономика и обустройство водительского места вполне пристойны. Особенно порадовал приборный щиток. Он отличается хорошей информативностью и наличием бортового компьютера. При этом, правда, он удивил отсутствием указателя температуры. Впрочем, сейчас ликвидация ненужной пользовательской информации (или ее минимизация, скажем, с помощью контрольной лампы) постепенно становится нормой. Одной из «ложек дегтя» можно считать короткие подрулевые переключатели, к которым приходится тянуться пальцами.

 

И еще. Сиденья с недостаточной отформовкой профиля, а потому слабо фиксируют тело в поворотах. К тому же очень мягкие. Профпригодные, пока машина новая. А что «под гнетом» седоков с ними будет через пяток тысяч километров? Совладать с прокручивающейся ручкой, регулирующей угол наклона спинки водительского сиденья, тоже довольно сложно. В общем, в этом вопросе Granta вызывает двойственные ощущения.

 


Внутреннее пространство вазовского продукта радует своими размерами. А вот отделочный пластик какой-то недокачественный. Особенно на ощупь. И попахивает фенолом. А взять багажник. В принципе — супер. Низкая погрузочная высота. Объем под 500 литров. И еще увеличить можно. Только как одновременно разобраться с парой фиксаторов, расположенных в противоположных углах откидываемой спинки заднего дивана? Без помощника произвести процедуру складывания весьма проблематично. Кстати, кнопкой электропривода из салона крышка багажника открывается нормально, а вот при попытке сделать это снаружи возникает конфуз — ключ удается извлечь из замка лишь после дюжины бесплодных попыток.

 

 

Или взять, к примеру, центральную консоль, снабженную парой подстаканников. Прогресс? Безусловно. Однако бутылка с водой в левом подстаканнике затрудняет включение первой передачи, а в правом — пятой. Несмотря на принадлежность к скромному классовому сословию, именуемому В-сегментом, в салоне вазовского седана способны разместиться пятеро взрослых. Правда, трое, сидящих сзади, скорее всего, откажутся от длительной поездки, ограничившись городским «спринтерским забегом». Или попросят одного покинуть салон, чтобы не тереться с ним локтями. При этом для ног на «галерке» места достаточно. Комплектация «подопытной» машины «норма» в отличие от базовой «стандарт» подразумевает такие атрибуты комфорта, как регулируемая (по высоте) рулевая колонка, электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, салонный фильтр, центральный замок. Ну и упомянутый ранее борткомпьютер. А вот вместо аудиосистемы, штатного компонента более дорогой версии «люкс», зияет технологическая «черная дыра».

 

Сейчас в продаже самой «нафаршированной» комплектацией является «норма» — 275 тыс. руб. Версия «люкс», появление которой обещано в этом году, будет дополнено второй (пассажирской) подушкой безопасности, кондиционером, подогревом передних сидений, аудиосистемой, задними электростеклоподъемниками, зеркалами с электрорегулировкой и подогревом. Цена, естественно, «вылезет» за границу трехсот тысяч. Впоследствии должна появиться еще более «цивилизованная» версия — «люкс плюс» с боковыми подушками безопасности, системой стабилизации, датчиками света и дождя, навигацией и парктроником. Вслед за «люкс плюсом» планируется вывести на рынок модификацию с двигателем Renault и «автоматом». А затем увидит свет Granta в кузове хэтчбек.

 


С началом движения

 

«Kлубок противоречий» приходится распутывать вновь. Силовой агрегат творит чудеса. Он наделяет машину отменным темпераментом. Таким, что при разгоне на ум сами собой приходят строки из патриотических песен. Причем Granta тянет одинаково напористо как на низах, так и на верхах. Моторов для нового седана предусмотрено три: «калиновский» 1,6-литровый, 8-клапанный мощностью 82 л. с.; «приоровский» 1,6-литровый, 16-клапанный мощностью 98 л. с. и модернизированный 1,6-литровый «восьмиклапанник» мощностью 87 л. с., стоящий на описываемом автомобиле. Изменения в двигателе в первую очередь затронули шатунно-поршневую группу (ШПГ). Применение облегченной ШПГ компании Federal-Mogul позволило снизить вес данного узла на 39%. К особенностям мотора можно также отнести новую оптимизированную систему охлаждения головки и блока цилиндров, металлопрокладку головки блока, усовершенствованный привод газораспределительного механизма с автоматическим натяжителем зубчатого ремня. Ресурс ремня, кстати, достигает 120 тыс. км. Однако при обрыве последнего происходит встреча клапанов с поршнями. При изготовлении головки этого движка применяется упрочняющая термообработка, благодаря чему, во многом, возрос ресурс агрегата. Сейчас он составляет порядка 200 тыс. км. Ко всему прочему, уменьшился расход горюче-смазочных материалов.


В общем, этот мотор обещает быть надежнее своего «донора», и машина с ним едет что надо. До «сотни» разгоняется за 11,8 секунды. Расход топлива бензина в среднем составляет 7,2 литра на 100 км. Удачно подобранные передаточные числа в трансмиссии — дополнительное подспорье в деле улучшения разгонной динамики. Зато манипуляции с коробкой передач не вызывают положительных эмоций. Ходы у рычага длинные, включения — тугие и нечеткие. Плюс к тому допекают вибрации на рычаге. Впрочем, в перспективе это должен исключить тросовый привод и новые синхронизаторы. Особенно напрягает активизация «первой» и «заднего хода». Вполне возможно, со временем КП разработается и проблема исчезнет, но пока машина новая…

 


А вот оглушающее шумовое сопровождение процесса перемещения в пространстве никуда со временем не денется. Скорее наоборот — станет сильнее. Так что имеет смысл сразу озаботиться дополнительной шумои золяцией салона.
Рулевое управление у Lada Granta, мягко выражаясь, своеобразное. И не потому, что снабжено «укороченной» (с тремя оборотами «от и до» вместо четырех) рейкой. Просто электроусилитель настроен так, что руль все время «закусывает». Поворот баранки сопровождается ощутимой дискретностью вращения и недостатком информативности. Положение улучшается, когда на скорости за шестьдесят усилитель запрограммировано перестает функционировать. «Самоликвидация» усилителя делает реакции на поворот более естественными, а информацию о положении передних колес более достоверной. Непосредственно рулевое колесо отлично лежит в руках. Причем его диаметр близок к оптимальному.


Тормоза нового вазовского седана требуют приложения значительной силы. В противном случае замедление очень вялое. К тому же отсутствие привычной ныне АБС (заложена в комплектации «люкс») заставляет при торможении держать «ухо востро».


Неудивительно, что и подве ска новинки с характером. В целом — с положительным. Даже серьезные дорожные изъяны, не говоря уже о всякой мелочевке, преодолеваются машиной на ура. При этом — «бальзамом на душу» — в салоне отсутствуют какие-либо подвесочные шумы. Зато при движении в повороте по неровной дороге с твердым покрытием на скорости под восемьдесят автомобиль начинает «крестить». Происходит переставка с возможным изменением курса. Явление это малоприятное, но не критичное. И встречается иногда даже у признанных иномарок. В целом управляемость седана находится на том уровне, когда можно апеллировать к положительным оценкам. Несмотря на высокий центр тяжести, Granta стабильна на прямой и прогнозируемо вываливается в поворотах носом наружу. Что в тольяттинском автомобиле по-настоящему подкупает — это обзорность. Большая площадь остекления, тонкие передние стойки кузова, «всевидящие» наружные зеркала позволяют во время движения быть в курсе всех событий.


Итак, подведем итог. Пока надеждам патриотов сбыться не суждено. Но еще несколько шагов АвтоВАЗом сделаны. Причем в правильном направлении. Lada Granta не бесспорное, но очевидное подтверждение вазовского прогресса, который, хочется верить, в обозримом будущем приведет к желаемому результату. Пока же главным достоинством тольяттинской новинки по сложившейся традиции является низкая цена. Впрочем, относительно конкурентов Lada Granta находится на приемлемом уровне. По крайней мере, относительно морально устаревшей Nexia, которая в «пустой» комплектации стоит тех же денег. Или по сравнению с ZAZ Chance со скромным мотором 1,3 литра за 267 тыс. руб. Что касается Logan — «француз» пока лучше. Но, впрочем, и дороже — от 338 тыс. за базовую версию.

 

 

Акции и Скидки

Тест-драйвы

Новости по теме