печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Подготовка туристического автомобиля

Автомобили, подготовленные для долгих автономных поездок вдали от цивилизации, называются туристическими или экспедиционными. За основу, как правило, берется крупный рамный вседорожник. Если вы решили переоборудовать свой автомобиль для путешествий, то без труда найдете множество статей о том, что именно и как следует сделать, но я хочу поговорить о том, что не надо делать с туристическим автомобилем и почему.

 

Очень часто новоиспеченный владелец полноприводного автомобиля, попадая во внедорожную среду и видя вокруг себя различных «монстров» на огромных колесах, капот которых находится там, где у нормальных машин крыша, начинает бездумно внедрять всевозможные опции для увеличения проходимости своего авто, постепенно превращая его в такого же «монстра». И зачастую даже не понимает, зачем он это делает и какова конечная цель модернизаций. Погоня за размером колес, наличием блокировок и внедрением других конструктивных решений, позволяющих «на раз» брать любые препятствия, одерживает верх над здравым смыслом.

У процесса модернизации внедорожника есть обратная сторона: с каждым улучшением проходимости ухудшается надежность автомобиля в целом! Именно поэтому важно найти ту грань, когда следует остановиться.

В Интернете есть много отчетов об автопутешествиях с рассказами о поломках, причиной которых явились чрезмерные изменения конструкции автомобиля. Так, если замена ШРУСов после внедорожных соревнований вполне допустимая плата за выигранные секунды, то ШРУС, который до начала путешествия был вполне рабочим, а в пути начал хрустеть, может к концу дороги сломаться.

В спорте лишние миллиметры клиренса превращаются в выигрышные секунды на финише. Как ни уговаривают себя многие, что они ездят не ради победы, а ради участия, все равно они стремятся к лучшим результатам. На одной чаше весов оказывается риск сломать машину и сойти с дистанции, а на другой — время и результат. И здесь риск оправдан: ничего страшного в сломанной машине нет — все соревнования проходят в цивилизации, в относительной близости от дома, и всегда находится вариант решить проблему неисправного автомобиля. Даже стоимость эвакуатора соизмерима со стоимостью стартового взноса за участие в любительских соревнованиях.

Совершенно другая картина в туризме и дальних поездках. Легко пройденное препятствие экономит время, но здесь оно не имеет решающего значения и не влияет на результат. В туризме главное — надежность автомобиля, чтобы он мог проехать весь маршрут от начала до конца. Вот это и есть результат.

Что же оказывается на деле? Давайте обратимся к примерам: «Ниву» оснастили самоблокирующимся дифференциалом. По трудному участку машина ехала увереннее других, но все равно приходилось ждать товарищей, которые застревали. Модернизированный узел развалился на сложном участке пути. Было принято решение о возвращении, а машину, лишившуюся одного из приводов, пришлось брать на буксир. В итоге, чтобы вернуться назад, потребовалось гораздо больше времени — там, где другие автомобили проезжали спокойно, машина, отягощенная буксировкой, постоянно застревала, и требовалось использовать лебедку.

Еще один пример: на автомобиль был установлен А-образный рычаг заднего моста, который должен давать увеличенный ход подвески. Но чем больше ход, тем выше нагрузки, а в итоге — сначала вырванное из кузова крепление, а затем и вовсе сломанный пополам мост. Машину пришлось оставить за 700 км от дома и возвращаться позднее с новым агрегатом.

Итак, подготавливая машину к туристическим поездкам, в первую очередь надо уделить внимание надежности автомобиля, а не его проходимости. В случае если вы где-то застрянете, друзья с радостью придут на помощь. Совместно вы преодолеете сложный участок, а вот если ваш автомобиль сломается, то другим участникам туристической поездки запомнится то, сколько времени было потеряно на ремонт вашего «монстра», а вовсе не дружное командное преодоление препятствий.

Еще один важный момент — подбор машин в путешествие. Важно сформировать команду таким образом, чтобы автомобили по уровню подготовки были примерно одинаковыми. Конечно, рекомендуется иметь один-два проходимых автомобиля, которые помогут в случае возникновения серьезных проблем с преодолением препятствий. Но следует помнить, что в большинстве случаев им будет несколько скучновато ехать с вами: там, где они летят, вас надо постоянно дергать или ждать. Также серьезный проходимый автомобиль будет вас тормозить на асфальте, однако это приемлемая плата за уверенность на бездорожье. Но вот чего точно не стоит делать, так это брать в команду заведомо слабую машину — осадок от путешествия останется у всех. Те, кто ждет и постоянно вытаскивает слабую машину, будут в сердцах проклинать, отпускать острые шутки и подгонять, а слабый будет нервничать, что всех задерживает, постарается ехать быстрее и станет допускать ошибки, которые в результате могут еще больше тормозить группу.

При наличии слабой машины в группе можно столкнуться еще с одной проблемой — это отказ от преодоления препятствия, например брода. Автомобиль, не имеющий гидроподготовки, можно, конечно, заглушить и перетащить через брод другой машиной, но если команда такого автомобиля откажется ехать в мокром салоне, то тут уже ничем не поможешь, и всей группе придется искать другой, менее сложный и, наверное, менее интересный маршрут...

 

 

Вот несколько рекомендаций по подготовке машины туристического класса. Конечно же, стоит уделить внимание удобству пользования автомобилем. Здесь фантазия безгранична: всевозможные полочки, крепления, держатели, трансформирование салона для ночевки в машине, установка дополнительного оборудования (компрессор, дополнительное освещение, навигаторы, инвертор 220 В и т. п.). Экспедиционный багажник, наверное, одна из самых полезных вещей, которую можно установить на автомобиль в процессе подготовки. Далее следуют защиты всего, чего только можно. Чем больше защит, тем меньше шансов остаться без узлов или агрегатов в лесу. Также полезен силовой обвес — бамперы и пороги. Силовыми они называются не потому, что предназначены для тарана легковушек на дорогах: кроме защиты, грамотно изготовленные силовые элементы позволят оперировать реечным домкратом «Хай-Джек» и поднимать застрявшую на бездорожье машину. А с лебедкой вы будете себя уверенно чувствовать в любой глуши.

Следует увеличить жесткость подвески с целью компенсации проседания под нагрузкой, поскольку, отправляясь в путешествие, машина загружается снаряжением максимально. Но и здесь надо знать меру — на загруженной лифтованной машине положение подвески должно быть таким, как на стандартной пустой.

На рамных машинах можно немного (порядка 5 см) поднять кузов (сделать Body-Lift), а на автомобилях с несущим кузовом, где это недоступно, — компенсировать подрезанием арок. Увлекаться не стоит — поднятый над рамой кузов изменяет положение центра тяжести, а если к этому добавить еще груз на крышу, то крены станут очень большой опасностью. Кроме того, основная цель «лифтовки» кузова — установить колеса увеличенного диаметра, но не следует забывать, что избыточный размер колес приводит к проблемам в виде порванных полуосей и постоянно разбитых подшипников. Также приподнятый кузов позволит поднять бензобаки (защитить их от повреждения на камнях) и облегчит доступ к агрегатам, что является очень важным фактором при обслуживании и ремонте в полевых условиях, где нет подъемника или ямы.

Теперь относительно типа резины. Если есть лебедка, то резины класса A/T (All Terrain — вседорожная) более чем достаточно — в крайнем случае недостаток «зубастости» с лихвой компенсируется наличием лебедки. Если же лебедки нет, то надо задуматься над тем, стоит ли ставить резину класса M/T (Mud Terrain — грязевая) — при больших перегонах по асфальту надо быть готовым к тому, что ее хватит на пару путешествий, а потом по проходимости она не будет иметь преимуществ перед A/T. И уж точно не стоит ставить Super Swamper, Simex и другие специализированные покрышки для мягких грунтов: воспользоваться их проходимостью у вас может и не получиться — резина сотрется, не доехав до препятствий.

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы