печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Открытие Китая

Поднебесная — одна из самых закрытых для автотуристов стран: выезд на местные дороги без китайского водительского удостоверения строго запрещен. Поэтому, когда мне предложили влиться в ряды участников автопробега Пекин — Москва и проехать больше 2000 км по территории Китая за рулем автомобилей Great Wall, я без промедления согласился.

 

Оговорюсь сразу: весь маршрут автопробега я не осилил, зато «зацепил» самую экзотичную его часть, проехав от Пекина до российского Забайкалья. И для этого мне понадобились китайские права. Говорят, что стоят они дорого и оформляются долго, но поскольку этим вопросом занималась приглашающая китайская сторона, мне осталось лишь посетить местный полицейский участок, подписать несколько бумажек и, показав действующие российские права, забрать вожделенную китайскую «времянку».
Почему китайцы так пекутся о получении местных прав — загадка. За все время езды по Китаю их так никто и не проверил. А судя по манере езды здешних водителей, их отношению к ПДД и представителям закона на дорогах, права здесь в принципе не нужны. Правила нарушают все и везде. Едут китайцы туда, куда им надо. Напролом. Наплевав на знаки и разметку. При этом полиция безмолвствует. О чем говорить, если прямо у здания Госавтоинспекции все кому ни лень разворачивались через двойную сплошную и ездили по встречке! К такой манере езды нужно привыкнуть и быть начеку — ведь, помимо безбашенных водителей легковушек, есть еще более безбашенные велосипедисты и мотоциклисты, а также отмороженные водители моторикш.
По сравнению с Москвой езда по Пекину кажется настоящим адом. И у этого ада шесть (!) колец, которые нам предстояло пересечь, чтобы пробиться в центр, где проходила официальная церемония старта пробега, а затем уехать из города по направлению к расположенному на Желтом море курорту Бэйдайхэ. Протяженность пути — менее 300 км, но дались они нам нелегко. Стартовав от гостиницы в Пекине рано утром, в Бэйдайхэ мы оказались только поздним вечером. Причем машин стало не 12, а 11. Сразу после старта из-под капота одного из Hover H6 повалил дым — загорелись накладки сцепления.
Остальные машины испытание Пекином успешно выдержали. Несмотря на 40-градусную жару, стрелка температуры охлаждающей жидкости в нашем «ховере» стояла по стойке смирно. При этом кондей поддерживал в салоне приятную прохладу. А ненормативные записи песен Шнура, льющихся из динамиков на удивление неплохой штатной аудиосистемы Hover H6, прекрасно накладывались на окружающий дорожный хаос, поднимая настроение всему экипажу. Переняв манеру вождения китайцев, мы вошли в раж и стали получать от этого процесса удовольствие. Наверное, те же чувства испытывают водители-иностранцы, приехавшие к нам из законопослушной Европы.
Кстати, Пекин меня не впечатлил: пресная урбанистическая архитектура китайской столицы лишь изредка разбавляется раритетными или ультрасовременными дизайнерскими сооружениями.
Покинув Пекин, мы оказались на идеальном полотне платной автомагистрали. Стоимость проезда зависит от километража, и назвать ее дешевой нельзя. Неудивительно, что легковых машин здесь раз-два и обчелся, — в основном трасса заполнена грузовиками. При этом китайцы считают каждый юань, нагружая в одну машину столько, сколько у нас увезли бы две. Но, несмотря на перегруз, дорожное полотно не расползается: колейности нет и в помине, поскольку асфальт тут кладут не на песок и щебень, как у нас, а на прочное бетонное основание.
Владельцы легковушек не пользуются платными дорогами еще и потому, что в дальние поездки они предпочитают отправляться на автобусе или поезде. Топливо здесь дорогое — на наши деньги литр 92-го или солярки обойдется примерно в 40 рублей, и это притом, что средняя зарплата в Китае вдвое ниже, чем в России! Что поделать — переизбыток населения позволяет китайский компаниям нанимать работников задешево. Но люди не ропщут: на заводах они обеспечены дешевой едой и жильем. Да и многие товары тут гораздо доступнее, чем у нас. На популярном пекинском рынке «Ябаолу» брендовые вещи стоят сущие копейки. В 99 процентах случаев это будут подделки, но неплохого качества. Есть здесь и недорогой оригинальный товар: так, «восстановленный» iPhone 3GS можно сторговать всего за 5000 рублей.
Для наших коммерсантов такой порядок цен выглядит очень привлекательным. Но они едут в Китай не только за товаром для перепродажи в России, но и открывают свои точки прямо в Поднебесной. На том же «Ябаолу» многие отделы держат наши соотечественники. Продавцы — китайцы, но говорящие по-русски и охотно принимающие… рубли! Среди отдыхающих в Бэйдайхэ также много приезжих из России. Для тех, кто живет далеко за Уралом, добраться сюда проще и дешевле, чем до Крыма или Краснодарского края. Неудивительно, что на каждом шагу попадаются вывески на русском: «Отель Приморский», «Юра электроника», «Миша массаж»…
Переночевав в Бэйдайхэ, берем курс на Харбин. «Боевое крещение» Пекином сделало свое дело: колонна поехала гораздо слаженней, а поскольку практически весь 800-километровый маршрут пришелся на идеальные китайские автобаны, его преодолели без проблем. Останавливались только на дозаправку и перекус. Последнее было ошибкой. Питаться на местных АЗС не только невкусно, но и опасно для здоровья! Даже в пищеблоке царит антисанитария, а уж что делается в туалете… В общем, людям с чувствительным желудком и обонянием в Китае придется не сладко.
При въезде в Харбин нас накрыл знакомый «заправочный дух». Похоже, что канализация перенаселенного мегаполиса не справляется с нагрузкой, исторгая излишки сбросов наружу. Днем к этому тошнотворному запаху добавляется жара и смог, а если пройтись по улицам — еще и запах неубранных куч мусора. Дышать невозможно — хоть противогаз надевай! Впрочем, нам просто «повезло»: жили мы у вокзала, вкусив все прелести соседства с трущобами. Центр Харбина выглядит гораздо презентабельнее, и здесь есть красивейший Софийский собор — немногое из того, что напоминает о русских основателях этого города.
Ознакомившись с Харбином, мы направились в Цицикар. По пути заехали в дилерский центр Great Wall, где затарились… квасом! Но, оказалось, рано радовались: в бутылках был приторный газированный напиток, отдаленно напоминающий квас. Что ж, мы в Китае — к подделкам надо привыкать. Так, к провалу дизельного мотора Hover H6 на «низах» и нечеткой работе МКП я привык, и с каждым пройденным километром машина нравилась мне все больше и больше. Вести Hover H6 на скоростной трассе — одно удовольствие: кроссовер четко стоит на прямой, уверенно обгоняет фуры даже на шестой передаче, при этом в салоне — по дизельным меркам — очень тихо.

 

 

Но если китайский автопром меня приятно удивил (признаться, я ожидал худшего), то китайский пейзаж откровенно разочаровал. Однообразная равнина с посаженными в строгом порядке деревьями и кустарниками нагоняет тоску — создается впечатление, что все вокруг тебя искусственное, ненастоящее. Да и периодически появляющиеся в поле зрения здания-призраки незаселенных жилых массивов, чередующиеся с дымящими промзонами, настроения не поднимают.
Такой мне увиделась Поднебесная из окна кроссовера Great Wall. Но Китай большой, и открыть его весь для себя за один раз попросту невозможно. Наверняка здесь есть немало красивых мест, которые мы не посетили по причине нехватки времени. Возможно, те, кто пойдет по нашему следу, уже не будут спешить и смогут лучше познакомиться с этой без преувеличения великой державой.

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы