печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

Обзор люкс-кроссоверов будущего: внедорожник олигарха

У богатых — свои проблемы. Например, они не могут купить внедорожник дороже 200 тыс. долларов, поскольку таких моделей мировая автопромышленность попросту не производит! Но вскоре с этой несправедливостью будет покончено.

 

В прошлом году сразу две компании из сегмента Luxury удивили мир премьерами моделей для бездорожья. Сначала Bentley показала прототип SUV под названием EXP9F, а затем Lamborghini выкатила Urus — гибрид суперкара и кроссовера. Так неужели наконец сбудется мечта российских (а также арабских и китайских) олигархов о мощном и роскошном внедорожнике? Внедорожнике, недоступном простым смертным, способным скопить денег на навороченный Porsche Cayenne или Mercedes-Benz Gelandewagen.

 

ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ

 

Как известно, спрос определяет предложение. И если следовать этому правилу, выходит, что супердорогие внедорожники никому не нужны — раз их никто не выпускает. Предполагается, что для езды по хорошим дорогам у олигарха есть лимузин, а по дорогам плохим ему ездить противопоказано — на то есть вертолет. Где-нибудь в Англии или США такая система действительно работает — здесь и хороших дорог хватает, и частная авиация развита. Однако круг богачей не ограничивается только жителями этих стран. Напротив, в последние годы их число прибывает в основном за счет представителей развивающихся стран, где порой единственным средством передвижения может быть что-то большое, полноприводное и с дорожным просветом не менее 20 см.

 

Вышеозначенным критериям соответствуют десятки автомобилей, но у них есть один общий недостаток — они слишком дешево стоят. Очень богатые люди хотят отличаться от просто богатых, но при существующих ценах на внедорожники сделать это нереально. Из «жигулей» не получится «мерседес», даже если переделка авто будет сравнима по стоимости с вожделенной моделью под трехлучевой звездой. К чему это мы? А к тому, что если взять, к примеру, самый дорогой Porsche Cayenne Turbo S, который в России стоит немногим более 8 млн рублей, и потратить на его тюнинг еще столько же, он все равно останется «кайеном», цены на который на вторичном рынке до неприличия низки. Трехлетку в отличном состоянии можно взять за полцены нового автомобиля!

 

 

ЦЕНА РИСКА

 

Получается как в бородатом анекдоте про галстук, который за углом можно купить дороже, дабы не прослыть полным неудачником. Состоятельные люди готовы тратиться на баснословно дорогие машины, даже если они по многим параметрам будут уступать схожим по характеристикам массовым моделям. И делать это они будут по одной простой причине: желая обладать эксклюзивным товаром, купить который может лишь мизерный процент жителей нашей планеты. Именно поэтому идея выпуска более доступных моделей Rolls-Royce или Bentley не находит поддержки у клиентов этих марок — они не хотят, чтобы их ряды, ряды избранных фортуной хозяев жизни, пополнили люди из более низкого сословия.

 

Производители автомобилей сегмента Luxury вообще находятся в довольно стесненных условиях. Такие компании зажаты в рамки, определяемые их историческим прошлым, за которое они берут немалую маржу со своих клиентов. Это их хлеб, поэтому, прежде чем сделать шаг в сторону от проложенной десятки лет назад колеи, они должны тщательно все взвесить. Цена риска очень высока. Что, если покупатели не поймут и не оценят рвения своей любимой марки выйти из ряда вон? Ниша люксовых машин очень узка, и один неверный шаг может привести если не к краху, то к серьезным убыткам. Именно поэтому такие компании осторожничают, редко радуя покупателей новыми моделями, а машины нетипичных для марки классов вообще появляются раз в столетие.

 

ЛОМАЯ СТЕРЕОТИПЫ

 

Первой сломать сложившиеся стереотипы решилась компания Lamborghini, выпустившая в 1986 году внедорожники LM002 с 12-цилиндровым мотором от суперкара Countach. Основным рынком для него стал Ближний Восток, причем покупали такие машины не только шейхи, но и военные: сотню машин заказала ливийская армия, а еще четыре десятка внедорожников Lamborghini поступили на службу в ряды армии Саудовской Аравии. Эта модель была такой же мощной и быстрой и такой же капризной, как и все «ламбо» того времени. Но то, что прощалось дорогим спортивным игрушкам, утилитарной модели уже не сходило с рук. Из-за низкой надежности и огромного расхода топлива, ограничивавшего дальность пробега внедорожника, спрос на LM002 был невысок. Поэтому через девять лет после начала выпуска модели ее производство было свернуто.

 

Провал Lamborghini, сумевшей выпустить всего три сотни внедорожников, надолго остудил пыл не только самого итальянского производителя суперкаров, но и его конкурентов. Лишь в начале нулевых, когда автомобильный рынок захлестнула мода на автомобили класса SUV, компания Porsche представила Cayenne. При виде этого внедорожника ярые фанаты марки посыпали голову пеплом, отсылая проклятия в адрес руководства Porsche. Однако расчет немецких топ-менеджеров оказался верным. Сейчас этот «проходимец» является бестселлером марки, и на многих рынках, включая российский, спрос на него на порядок превосходит спрос на классические спортивные модели Porsche.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 

Однако прочие производители автомобилей сегмента Luxury упорно не желали поддаваться всеобщему ажиотажу вокруг спортивно-утилитарных машин. Точнее, желали, но по вышеозначенным причинам боялись себе это позволить. Лишь в 2003 году компания Maserati попыталась сделать первые робкие шаги в этом направлении, представив концепт спортивного внедорожника Kubang. И хотя дальше постройки экспериментальной модели дело тогда не пошло, этот проект итальянцы не убрали в архив, а поставили в лист ожидания. Чем завершилась эта история, вы скоро узнаете, а пока мы расскажем еще об одном любопытном прототипе внедорожника, представленного в 2009 году под возрожденной маркой Lagonda.

 

Компания Lagonda, некогда выпускавшая весьма достойные лимузины, обанкротилась много лет назад, и права на ее товарный знак были выкуплены Aston Martin. До поры до времени это приобретение никак не использовалось, но тут подвернулся походящий случай. Представляя концепт под маркой Lagonda, англичане убивали двух зайцев — прощупывали почву на предмет возможности вывода на рынок старого-нового бренда, а также наличия спроса на SUV стоимостью 250—300 тыс. евро. Информации по этой новинке было крайне мало, однако в прессу просочился слух о том, что внедорожник будут строить на платформе Mercedes-Benz GL-class и что об этом уже ведутся переговоры с руководством немецкой компании. Но, видимо, дело не выгорело, поскольку с той поры о внедорожнике Lagonda ни слуху ни духу.

 

 

АМЕРИКАНСКОЕ С ИТАЛЬЯНСКИМ

 

Почему же у Maserati и Aston Martin ничего не получилось? Ответ прост: у них не было собственной платформы под постройку SUV, а разработка шасси с нуля или заимствование его на стороне оказались невыгодными. Но, в отличие от британцев, итальянцам повезло. Концерн Fiat, куда, в частности, входит Maserati, получил контроль над обанкротившейся группой Chrysler вместе с ее дочерними компаниями — Dodge и Jeep. Именно марка «Джип», ставшая именем нарицательным в мире внедорожников, дала возможность сдвинуть с мертвой точки проект первого SUV марки Maserati.

В 2011 году был представлен новый Kubang. Эта модель отличается от своего предшественника: у нее более агрессивный дизайн, включающий узкие светодиодные фары и «хищную» решетку радиатора. Но самое главное — это не макет, а полноценный автомобиль! Серийная новинка, которая выйдет на рынок уже в следующем году, будет выпускаться на шасси Jeep Grand Cherokee. При этом двигатели у нее будут свои, итальянские: бензиновая V-образная «восьмерка» мощностью 450 л. с. от лимузина Maserati Quattroporte Sport GT, а также 6-цилиндровый турбодизель VM Motori, развивающий 241 л. с.

 

ИЗ МЕЧТЫ В РЕАЛЬНОСТЬ

Видимо почувствовав угрозу со стороны конкурентов, стали суетиться и другие автопроизводители сегмента Luxury. Вслед за Maserati компания Bentley шокировала публику концептуальным внедорожником EXP9F. Дизайн этой модели не ругал только ленивый, но англичане обещают, что серийная модель будет выглядеть иначе. Радует, что показанный внедорожник не был «пустышкой» — это уже реальный автомобиль, на реальном шасси и с реальным мотором. Кстати, мотор здесь фольксвагеновский — 6,0-литровый W12, сопряженный с 8-ступенчатым «автоматом». Этот агрегат, развивающий 600 л. с., также ставят на Bentley Continental, однако, как уверяют англичане, платформа у EXP9F своя собственная.

 

 

Не успела затихнуть шумиха вокруг внедорожника Bentley, как марка Lamborghini, которая, так же как и легендарный британский бренд, входит в концерн Volkswagen AG, представила внедорожный спорткар Urus. Пока это тоже концепт, но никто не сомневается, что, как и EXP9F, он пойдет в серийное производство. Когда? В компании Lamborghini говорят, что продажи SUV они начнут в 2017 году. Внедорожный Bentley появится на год раньше — на нем будет «обкатываться» новое шасси, которое также ляжет в основу серийного Urus. Так что мечты олигархов о супердорогом внедорожнике скоро станут реальностью.

 

 

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ УБИЙЦА

 

Желание опередить конкурентов даже у таких консервативных компаний, как Ferrari S.p.A., вызывала к жизни достаточно смелые проекты. Одной из таких разработок стал проект люксового внедоржника под брендом Ferrari датируемый 2007 годом. Проект получил кодовое название F151 (приготовлено было и название для серийной машины – Ferrari FS599 Fuoristrada).

 

И хотя истинного лица внедорожника так никто и не увидел, страницы глянцевых журналов тут же запестрели рисунками машины, какой она могла бы быть. Называлась даже конкретная дата реализации проекта – 2010 год. А сам внедорожник окрестили убийцей конкурентов, поскольку к тому времени уже были наработки у Maserati (Kubang I – 2003 год) и ряда других именитых фирм, включая Lamborghini (LM002).

 

О технических характеристиках было известно не много. Двигатель доработка Ferrari F599 Fiorano. Мощность более 600 л.с., крутящий момент – 600 Нм. Две трети тяги должны были приходиться на заднюю ось. Несмотря на солидную массу 2200 кг, предполагалось, что разгоняться до 100 км/ч внедоржник будет менее чем за 5 секунд. Максимальная скорость - 300 км/ч. Ориетировочная стоимость – 250 000 евро.

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы