печатная версия
журнала /
ноя 2016 /
#47
Про автомобили в деталях

Автомобили

НАМИ-031

В 1957 году был изготовлен опытный образец микролитражного автомобиля НАМИ-031 для людей с ограниченными возможностями. Работа велась согласно типажу микролитражных автомобилей и их агрегатов, разработанному Научным автомоторным институтом (НАМИ).

 

При определении типажа стремились удовлетворить требования как общественного, так и индивидуального секторов потребления. Было выявлено, что необходимы микроавтомобили с задним расположением двигателя следующих типов: 1) 2-местный легковой для использования лицами с ограниченными возможностями; 2) 4-местный легковой; 3) грузопассажирский, пригодный как для перевозки четырех человек, так и грузов весом 200—250 кг при наличии двух человек.

Микроавтомобили коммерческого назначения (по меркам нашего времени) представляли машины с передним силовым агрегатом, в том числе и с колесной формулой 4×4 для использования в сельскохозяйственных районах, где необходим транспорт повышенной проходимости. Последний предполагалось переконструировать в специальный — армейский транспортер переднего края (ТПК). Типы этих автомобилей были воплощены в моделях ИМЗ-НАМИ-032Г (1957 г.) и НАМИ-049 «Огонек» (1958 г.). Легковой автомобиль НАМИ-048 будет реализован позже в виде НАМИ-060.

В тот период Серпуховской мотозавод выпускал трехколесные мотоколяски модели С3Л. Специалистам НАМИ были хорошо известны все недостатки мотоколясок для инвалидов. Разработка существенно переработанной модели «инвалидки» — С3А, — имеющей уже четыре колеса, велась НАМИ совместно с Серпуховским мотозаводом и ЦКБ мотоциклостроения. Проектировать новую модификацию мотоколяски приходилось с учетом максимального использования деталей выпускаемого кузова. При разработке учитывали опыт эксплуатации С3Л. Были усилены или конструктивно изменены узлы кузова, по которым имелись рекламации. Конструкторы также усилили заднюю часть рамы, для удобства посадки людей с ограниченными возможностями уменьшили высоту порога двери, матерчатые двери заменили металлическими. Значительные изменения были внесены в конструкцию шасси. Для С3А была спроектирована передняя подвеска, являющаяся самостоятельным сборочным узлом, крепящимся к раме на четырех болтах. Упругими элементами передней подвески стали два пластинчатых торсиона, состоящие из восьми пластин каждый. Производство подвески освоил Мытищинский машиностроительный завод.

Прежнее рулевое управление мотоциклетного типа заменили реечным механизмом автомобильного типа. Мотоколяска получила стеклоочиститель с электроприводом, две фары. На коляске установили шины большого размера — 5,00—10 (ранее устанавливались шины размером 4,50—9). Гидравлический привод тормозов заменил механический, действующий только на задние колеса. Собственная масса мотоколяски увеличилась с 343 до 428 кг. Мощность двигателя с рабочим объемом 348 куб. см увеличили с 7 до 9 л. с. Максимальная скорость не изменилась и осталась на уровне 50 км/ч.

В 1957-м были проведены лабораторно-дорожные испытания трех опытных образцов мотоколяски С3А с пробегом 15 тыс. км. В следующем году завод должен был перейти на выпуск усовершенствованной продукции.

В будущем малолитражный автомобиль НАМИ-031 должен был заменить выпускаемые мотоколяски. Для удобства управления НАМИ-031 оснащался автоматическим центробежным сцеплением. От обычных автомобилей НАМИ-031 отличался органами управления.

Предполагалось, что автомобиль будет иметь металлический кузов, соединенный с рамой при помощи сварки и представляющий с ней единое целое. Однако на перспективу прорабатывался вариант кузова из стеклопластика с различными видами связующих (клей БФ, полиэфирная смола, эпоксидная смола) в виде панелей постоянной толщины, подвергаемых формированию. Формирование можно было проводить на оборудовании, предназначенном для изготовления металлических панелей. В конструкции кузова из стеклопластика предусматривались новые виды соединения деталей: сращивание готовой детали одновременно с формированием другой методом наращивания узла, армирование металлом мест соединения для сварки, применение точечной электросварки для стальных пистонов. Кузов состоял из восемнадцати основных пластмассовых панелей. Такой кузов должен быть на 30 % легче стального и обладать лучшей тепло- и звукоизоляцией, долговечностью, легко ремонтироваться в случае повреждения. По компоновке и форме он полностью соответствовал стальному, но для его производства требовалось меньшее число штампов, чем для кузова из листовой стали. Автомобиль с пластиковым кузовом получил обозначение НАМИ-031П. Опытный образец имел каркасный кузов с однослойной облицовкой без арматуры.

На микролитражный автомобиль НАМИ-031 устанавливалась передняя подвеска, аналогичная по своей конструкции передней подвеске мотоколяски С3А. Задняя подвеска была независимая, на продольных рычагах. Как и для передней подвески, применялись пластинчатые торсионы и гидравлические телескопические амортизаторы. Как и на С3А, в рулевом управлении использовался реечный рулевой механизм с передаточным отношением 10,5:1.

Силовой агрегат — двигатель с коробкой передач устанавливался на консолях поперечины задней подвески. Четырехтактный 2-цилиндровый оппозитный двигатель с принудительным воздушным охлаждением, с верхними клапанами, рабочим объемом 650 куб. см являлся модификацией мотоциклетного двигателя М-65 производства Ирбитского завода. Вместо двух мотоциклетных карбюраторов устанавливался один, автомобильного типа. Двигатель развивал мощность 14,5 л. с. при 3000 мин-1. Минимальный удельный расход топлива составлял 225 г/л. с. ч.

Четырехступенчатая коробка передач выполнялась в одном блоке с главной передачей. Автомобиль имел тормоза с гидравлическим приводом на все колеса. Размер колес — 5,00—10. Для прогрева двигателя и обогрева салона в НАМИ-031 монтировалась отопительная установка конструкции НАМИ. Институт разработал ряд отопительно-вентиляционных систем. Выпуск установки ОВ-65 был налажен на Шадринском автоагрегатном заводе в 1957 году. Для отопления микролитражных автомобилей и подогрева двигателя предназначались бензиновые отопители О15 и О30 с тепловой производительностью 1500 и 3000 ккал/ч. Шадринский завод изготовил опытную партию таких отопителей. В салоне устанавливались выполненные в НАМИ легкие полужесткие сиденья из пластмассы.

Заменить собой мотоколяску С3А на конвейере НАМИ-031 не было суждено. Твердую крышу над головой инвалиды получили только в семидесятом году после перехода Серпуховского завода на выпуск модели С3Д. До этого в 1959 г. была предложена модель С4А со стеклопластиковой крышей. Позднее — модель С5А с новым стеклопластиковым кузовом. Апробированные в НАМИ-031 решения пригодились в середине 60-х, когда началась работа по разработке нового цельнометаллического автомобиля для инвалидов.

Работы НАМИ по компактным автомобилям смогли материализоваться после организации нескольких новых предприятий. Бывший комбайновых завод был модернизирован и превращен в «Запорожский автомобильный завод». Фактически с «нуля» построены Мелитопольский моторный завод (МеМЗ), Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ). Для этих предприятий разрабатывались собственные модели, со своей историей.

 

Новости по теме

Статьи по теме

Тест-драйвы